Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит следующие стадии своего существования: создание; реформирование; реорганизация; реструктуризация; санация; банкротство; ликвидация.
Первая стадия — создание предприятия и его становление: О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Существуют два способа регистрации — разрешительный и уведомительный.
В законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам. Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в первый год своего существования выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся банкротами. По этой причине государство поддерживает малые и совместные предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы — уменьшение ставки налогообложения и налоговые каникулы.
|
|
Поскольку целью создания коммерческого предприятия является приращение стоимости капитала за счет производства прибыльной продукции (работ, услуг), процедура оформления нового участника рыночных отношений нуждается в осмыслении экономических вариантов осуществления проекта.
Выделяют следующие основные этапы создания предприятия: разработка стратегии деятельности; поиск и выбор партнеров; разработка технико-экономического обоснования; подготовка учредительных документов; регистрация.
Стратегия деятельности создаваемого предприятия включает осмысление следующих аспектов: цель деловой активности; сфера деятельности; общее описание фирмы и техническая политика; основные направления экономической политики; обеспечение бесперебойных поставок сырья; торговая политика; маркетинговая политика; финансовая политика.
Более подробно вопросы разработки стратегии мы будем рассматривать в дисциплине стратегический менеджмент.
Поиск и выбор партнеров для создания фирмы осуществляется собственником или уполномоченными им юридическими и физическими лицами. Для организации нового субъекта хозяйствования применяются следующие процедуры: проведение переговоров с несколькими потенциальными партнерами или организация тендера; изучение финансового положения, кредитной истории и деловой репутации соучредителя; подготовка протокола о намерениях.
При выборе партнера организатор открытых или закрытых торгов сообщает информацию о предстоящем конкурсе, привлекает тендерные предложения (оферты) от заинтересованных отечественных или зарубежных фирм (оферентов). Конкурс может быть публичным (открытым) или ограниченным (закрытым). В последнем случае к участию в конкурсе приглашаются только отдельные фирмы, выбранные собственником. Оферентам высылается комплект тендерных документов, включающий анкету-вопросник. По данным анкет, представленных оферентами, проводится анализ предложений с целью выбора оптимального партнера для создания предприятия.
|
|
Если партнеры определились, то во время переговоров обычно составляется протокол о намерениях. Он упрощает подготовку учредительных документов. В нем отражаются основные вопросы деятельности предприятия: объем продаж, в том числе экспорт; предварительная оценка стоимости предприятия; размер и структура уставного капитала; соотношение между собственными и заемными средствами; размеры и сроки возврата кредита; общие требования к технике и технологии организации производства, труда и управления; наличие квалифицированного персонала; организация продаж и сервисное обслуживание; требования к рентабельности капитала и дивидендная политика.
Следующим этапом организации деятельности предприятия является подготовка учредительных документов — договора и устава. Договор — это юридический документ, в котором отражаются права и обязанности партнеров. Устав — экономический документ, в котором излагаются правила экономического поведения предприятия, установленные собственником. Требования к содержанию учредительных документов и регистрации устанавливаются законами и нормативными актами.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства: избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно; разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями; систематически делать обоснованные прогнозы по наличности; идти в ногу с потребностями рынка; своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.
Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.
Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность
Стадия реформирование — это совершенствование экономических отношений внутри предприятия без изменения организационной структуры.
Наименее жестокая альтернатива банкротства - стадия реорганизация предприятия, цель которой - оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.
|
|
Особой формой реогранизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.
Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач: обеспечение выживания предприятия; заключение мировой сделки между должниками и кредиторами; достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санация может осуществляться:
- организационными методами - проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения.
- финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.
|
|
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Всоответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 8 января 1998 г. № 6-83 под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов, по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Банкротство — это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по заработной плате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть подобные финансовые затруднения и принимать предупредительные меры.
Выделяют случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство — это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство — умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство — разновидности мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.
Ликвидация предприятия означает прекращение его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности по решению собственника имущества либо суда.