Услуга – это форма деятельности, обладающая неким элементом неосязаемости. Она включает определенное взаимодействие с потребителями или их собственность, но не заканчивается трансфертом собственности.
Услуга – это результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.
В сфере культуры различают 6 групп услуг, оказываемых учреждениями культуры.
1. Платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественного, технического творчества, физической культуры.
2. Лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, аукционы, лотереи, экскурсии, выставки, выставки-продажи, и другие формы досугового характера.
3. Услуги обслуживающего характера: пошив одежды и костюмов, настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизиты, снаряжения, оборудования и аппаратура.
4. Кино-, фото и видеобслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тренажерами, тирами.
|
|
5. Услуги по библиотечному обслуживанию (фото-, и ксерокопирование материалов и документов, музейных и других фондов, обслуживание личных библиотек и доставка литературы)
6. Оформление помещений, зданий, населенных пунктов по заказам организаций и граждан, различные виды помощи по культурно-бытовом обслуживанию населения.
Все эти услуги могут оказываться как в учреждениях, так и по месту жительства, работы, учебы, отдыха, но каким бы обширным ни был перечень услуг – жизнь, потребности и спрос могут порождать все новые услуги и товары.
Что же касается вопроса ценообразования, то оно занимало всегда важное место в экономической политике государства. Особенно актуальным он стал в последнее время. Все стоимостные показатели, известные в экономике, построены на основе цен.
В политической экономии цена определяется как денежная форма стоимости товара, которую потребитель должен уплатить для получения товара.
В практики ценообразования в России применяются три группы цен: цена на товары, тарифы на услуги непроизводственной сферы и цены на услуги непроизводственной сферы. В свою очередь каждая группа подразделяется на виды цен, в зависимости от взаимодействия продавца и покупателя на рынке товаров и услуг, различают: оптовые цены, розничные, и сметные.
Для предприятий и учреждений культуры применяются все виды цен.
Особое положение в системе цен занимают отрасли культуры. Здесь применяются все основные применяются все основные виды цен. Например: услуги театрально-зрелищных предприятий, аттракционов, некоторых клубных мероприятий, музеев реализуются по средством розничных цен; изделия монументального искусства, продукция реставраторов реализуется на основании сметных цен; однако услуги библиотек, некоторых музеев, отдельных клубных мероприятий предоставляются населению бесплатно.
|
|
Сам же вопрос ценообразования в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния дополнительных социально-экономических факторов, т.к. услуги отрасли культуры признаны способствовать повышению духовного уровня населения.
Исходя из отечественного и мирового опыта выделяются следующие методы формирования цен:
1. Ценообразование с ориентацией на издержки – предполагает построение по принципу издержки + прибыль (или торговая надбавка, наценка), а также через
получение общего объема прибыли и безубыточности. Установление цены по данной формуле основано на калькуляции полной себестоимости продукции с добавлением прибыли как процента сверх издержек.
Преимущество в том, что издержки производства легче определить, чем спрос – данная методика достаточно проста и удобна, к тому же для конкретной отрасли или продукции цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию.
2. Ценообразование с ориентацией на спрос усложняется с тем, что спрос значительно сложнее определить и выразить количественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кривой движения спроса, но она постоянно колеблется под влиянием конкуренции, рекламы, появления товаров-заменителей и т.д. К тому же при оценки спроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период.
3. Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков к участию в торгах на поставку определенного вида товара. Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное для покупателей.
4. Метод «средние издержки плюс прибыль» заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Главная цель данного метода – обеспечение требуемой для эффективной работы организации нормы прибыли. Преимущество: позволяет организации всегда четко обеспечивать стабильную норму прибыли. Недостатки: не учитывает особенности покупательского спроса и конкуренции.
Установление цены – ключ к настоящей и будущей рентабельности организации. Последствия ценовых решений могут оказаться самыми существенными, в смысле прибыли или наоборот денежного ущерба. Ценовая стратегия фирмы еще более важна и является одним из ключевых факторов конкуренции.
Выделяют следующие принципы стратегии установления цен:
1. Максимизация текущей прибыли – организация ищет пути максимизации текущего дохода, поддерживая высокие цены как можно дольше.
2. Завоевание доли рынка - цена используется в качестве оружия агрессии для завоевания доли рынка или внедрения в него. В ее основе лежит увеличение объема продаж, что приводит к сокращению затрат на производство товарной единицы, а значит увеличивается долгосрочная прибыль.
3. Выживание или удержание доли рынка – связана с необходимость пересмотра цены в порядке самозащиты и предупреждения потери своей конкурентоспособности.
4. Лидерство по показателям качества – организации стараются завоевать лидерство в секторах с наиболее высокими ценами, игнорируя рыночные цены.
3. Интеллектуальная собственность: понятие, классификация.
Интеллектуальная собственность — это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Результатом интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт Он может быть представлен в виде научного отчета, нового сорта растений, полезной модели, рационализаторского предложения и т.д.
|
|
Все разнообразие результатов интеллектуальной деятельности можно классифицировать по следующим признакам.
Классификация результатов интеллектуальной деятельности:
По способам правовой защиты:
— Объект интеллектуальной собственности, охраняемый правом промышленной собственности;
— Объект интеллектуальной собственности, охраняемый авторским и смежным правом;
По месту возникновения:
— Интеллектуальный продукт, созданный на предприятии;
— Объект интеллектуальной собственности, приобретенный со стороны.
По степени готовности:
— законченный интеллектуальный продукт;
— незавершенный интеллектуальный продукт
По методу оценки:
— Интеллектуальный продукт, оцененный затратным методом;
— Объект интеллектуальной собственности, оцененный рыночным способом;
— Объект интеллектуальной собственности, оцененный при помощи доходного метода.
По виду учета:
— Объект интеллектуальной собственности, включенный в бухгалтерский учет;
— Интеллектуальный продукт, включенный в статистический учет;
— Интеллектуальный продукт, не включенный в систему учета на предприятии.
По источникам финансирования:
— Интеллектуальный продукт, созданный за счет себестоимости продукции;
- Объект интеллектуальной собственности, приобретенный за счет фонда накопления как части чистой прибыли;
—Объект интеллектуальной собственности, полученный в виде вклада в уставный капитал предприятия;
—Объект интеллектуальной собственности, полученный по лицензионному договору во временное пользование;
—Интеллектуальный продукт, профинансированный сторонней организацией по договору подряда.
По степени коммерциализации ИП подразделяется:
—на включенный в хозяйственный оборот;
—не включенный в хозяйственный оборот;
—приносящий доход, зафиксированный в бухгалтерском учете;
|
|
—обеспечивающий рост объема продаж и деловую репутацию;
—обеспечивающий социальный или экологический результат;
—потенциальный объект коммерциализации;
—бесперспективный.
По степени стимулирования авторов выделяют следующие виды ИП:
— вознаграждение за которые производится в соответствии с трудовым договором на создание научной продукции;
— вознаграждение за которые производится из роялти или паушального платежа, полученного по лицензионному договору;
— вознаграждение за которые производится по системе стимулирования, зафиксированной в законодательных или нормативных актах;
- стимулирование авторов которых осуществляется в соответствии с практикой, принятой на предприятии.
Объекты интеллектуальной собственности подразделяются на две группы.
Первая — это объекты промышленной собственности (ОПС): изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, биотехнология, ноу-хау, а также средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, указания на источник или местность.
Впервые понятие промышленной собственности Industrial Property появилось в XIX веке. Термин «промышленная собственность» не в полной мере соответствует своему содержанию, так как перечисленные ОПС применяются не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, других отраслях экономики.
Изобретением признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой сфере производственной деятельности. Изобретение — это продукт интеллектуальной деятельности, способный удовлетворить потребности человека. Степень новизны и значимости изобретения определяется специалистами. Изобретение можно запатентовать. Получение патента означает, что государство, выдавшее патент, запрещает всем использовать это изобретение без разрешения патентообладателя. Из множества создаваемых изобретений патентуется только небольшая часть, но еще меньшее количество используется в производстве с целью получения прибыли. Владельцем патента может быть автор изобретения или работодатель, а также другие лица, которые заключили с автором договор об уступке патента. Срок действия патента — до 20 лет.
Полезные модели представляют собой новации в виде средств производства или предметов потребления. Они имеют конструктивные преимущества и высшую степень готовности для организации производства и коммерциализации.
Промышленные образцы отражают внешний вид изделия на основе нового художественного или художественно-конструкторского решения. На полезные модели и промышленные образцы также выдаются патенты. Срок их действия — в пределах 5 лет.
Свои специфические особенности имеют такие виды промышленной собственности, как биотехнология, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем. Они также используются в хозяйственном обороте, обеспечивают конкурентные преимущества товара, приносят доход. Охранным документом является патент или свидетельство.
Ноу-хау — это конфиденциальные знания технического, организационного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности. К ноу-хау также относятся:
— отчеты об исследованиях и развитии;
— научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация;
— способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию.
Право пользования секретами передается на условиях конфиденциальности по лицензионному договору.
Товарный знак и знак обслуживания представляют собой изобразительные или словесные обозначения, способствующие отличию товаров и услуг одних юридических и физических лиц от других. Товарный знак и знак обслуживания регистрируются в патентном ведомстве. В качестве охранного документа выдается свидетельство. Соответствующая информация публикуется в печати.
Фирменное наименование — это название, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота. Владельцами прав на фирменные наименования могут выступать только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Право на фирменное наименование может передаваться другому лицу вместе с предприятием, а также предоставляться во временное пользование на основании договора коммерческой концессии.
Наименование места происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными или человеческими факторами. Владельцами прав могут быть юридические и физические лица.
Вторая группа ОИС — объекты авторского и смежных прав. В нее включают большой перечень интеллектуальных продуктов, представленных в устной или письменной форме, в виде звуко- и видеозаписи, изображения. Их можно подразделить на три составные части:
— литературные, художественные, музыкальные и другие произведения науки, литературы и искусства;
— смежные права на исполнение авторских произведений;
— компьютерные программы.
Передача права собственности на материальный объект — книгу, картину, дискету — не влечет передачи авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. С точки зрения автора охраняемого произведения, зашита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования или распространения произведения.
Специфической особенностью объектов интеллектуальной собственности является их двойственный характер. С одной стороны, ОИС имеют вещественную субстанцию (промышленный образец, товарный знак, книга, дискета), которая имеет стоимость.
С другой стороны, ОИС имеет правовой статус, выраженный в патенте, свидетельстве, договоре, которые также имеют стоимость и являются потенциальным источником дохода от использования имущественных прав.