Архаический тип культуры

Т. С. Комиссарова

КУЛЬТУРА СТРАН ЕВРОПЫ

Учебное пособие

 

 

СПбГУТ)))

 

 

Санкт-Петербург

2012

УДК 008(075.8)

ББК 71.4(3)я73

  К63

 

Рецензенты:

кандидат культурологии, доцент СПбгуТ
Е. В. Васильева

кандидат искусствоведения, доцент ГМА им. адмирала С. О. Макарова

А. И. Черняк

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГУТ

в качестве учебного пособия

  К63 Комиссарова, Т. С. Культура стран Европы: учебное пособие / Т. С. Комиссарова. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. – 79 с.   Пособие позволит познакомить бакалавров по направлению (специальности) 032000.62 с актуальными проблемами теории и истории культуры, показать панораму и своеобразие развития европейской культуры и более рационально использовать время при самостоятельной подготовке к практическим занятиям и зачету по дисциплине «Культура стран Европы».   УДК 008(075.8)                                                                                       ББК 71.4(3)я73

 

Ó Комиссарова Т. С, 2012

Ó Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2012


ВВЕДЕНИЕ

Основу дисциплины «Культура стран Европы» составляют знания, полученные студентами-бакалаврами при изучении таких социогуманитарных дисциплин, как «История стран Европы», «История Великобритании», «История мировой и отечественной культуры», «Основы зарубежного регионоведения», «Экономика и экономическая география изучаемого региона». Новая ступень предполагает систематизацию знаний о развитии культуры, о важнейших явлениях и артефактах, культурном коде как ключе к пониманию конкретного типа культуры.

В этой связи следует обратиться к такому фундаментальному и необходимому для рассмотрения проблем дисциплины понятию, как культура.

Понятие, содержание культуры. В современной научной и учебной литературе справедливо отмечено, что слово «культура» – одно из наиболее употребляемых, так как отражает многогранные явления человеческой истории.

Культура может выражаться в разных результатах деятельности людей:

- предметных (орудия труда, предметы быта, машины, сооружения, нормы права и т. п.),

- способах деятельности, потребностях, способностях (знания, умения, формы общения, нравственное развитие и т. п.).

Содержание культуры определяется не только тем, что сделано, но и тем, как сделано, то есть тем, какие ценности она вырабатывает (жизненные ориентиры, моральные нормы, художественные идеалы), поэтому культура отличается многозначностью смыслов и значений. Не случайно, по разным подсчетам, в литературе приводится от 500 до 1000 определений этого понятия.

Возникнув в античности, слово «культура» (лат. cultura) превратилось в научное понятие, совокупность существенных признаков которого стала предметом исследования со второй половины XVIII в.

Уже тогда формируется разное понимание культуры:

культура – это господство над природой с помощью знания и ремесел;

культура – это духовное богатство личности, сфера развития «человеческой природы» (развитие способностей человека, его разума и духовного мира) в противоположность природному, стихийному животному бытию.

За прошедшие двести с лишним лет социокультурная ситуация* в Европе радикально изменилась, следствием чего явились:

- перемены в самой культуре,

- формирование самостоятельных подходов к рассмотрению культуры (табл. 1),

- возникновение социогуманитарной науки, объектом которой является культура во всем множестве ее проявлений, – культурологии (вторая половина XX века).*

Таблица 1

Аксиологический (ценностный) (др. греч. ξία – ценность) Культура представляет собой совокупность достижений, ценностей как организованной системы смыслов и идеалов, накопленных и передаваемых людьми
Технологический (деятельностный) Культура представляет собой совокупность «технологий» (способов, при помощи которых человек совершает любые действия)
Имажитивный (imagination – воображение) Культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий
Адаптивный Культура – особый вид деятельности, посредством которого люди приспосабливаются к природным условиям
Социологический Культура – социальный институт, обеспечивающий системность и устойчивость общества (она предлагает образцы, в соответствии с которыми человек должен строить свое поведение в различных областях)
Семиотический (др. греч. σημεον – знак, признак) Рассматривает культуру как небиологическую знаковую систему, помогающую передать социальный опыт (примеры знаковых систем, называемых иначе системами символов или кодов: язык, миф, картина, фильм, ритуал, манера поведения и т. д., т. е. любой объект, несущий в себе информацию)

 

В современных условиях термин «культура» употребляется преимущественно в двух смыслах:

- широкий (к культуре относят все утвердившиеся в обществе формы жизни: обычаи, нормы, социальные институты, в том числе государство, экономику, религию, науку, семью, право). В этом случае акцент сделан на социологических, антропологических, этнографических методах;

- узкий (сфера духовного творчества: история и теория художественной культуры, искусство, интеллектуальная деятельность). Акцент сделан на философских и искусствоведческих методах.

Исходя из этого, предлагается определение, органично соединяющее оба смысла: культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов, выражающих характерные черты данного общества, нации, группы [1].

Проблема определения культуры тесно связана с проблемой культурогенеза (происхождения культур). Культуру можно определить и как совокупность признаков, кардинально отличающих поведение человека от поведения других животных. Но тогда возникает вопросы: какое же отличие является принципиальным, решающим? Что стало тем толчком, который сделал из древнейшего человека культурное существо? Почему он не остался в животном мире? Эти вопросы не получили окончательного ответа (табл. 2).

Культурогенез

Таблица 2

Концепция Представители Причина культурогенеза
Предметной (орудийной) деятельности Г. Гегель (1770–1831), Ф. Энгельс (1820–1895) Культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться (животные не способны к целенаправленной деятельности). Кроме того, только человек способен согласовывать свои действия с другими людьми, действует разумно (животное подчиняется инстинкту). Задача согласования действий разных людей привела к появлению языка (без него нельзя объяснить, что и как должен делать человек). Разделение и рациональная организация труда создали условия, т. е. появилось свободное время, для возникновения элементарных форм искусства (первоначально украшение одежды и жилища)
Игровая Й. Хейзинга (1872–1945) Причина «выхода» человека из природы – игра. Специфика игры (свободное действие, наличие правил и т. д.) определили ее функцию как основу культуры. Игра старше культуры, ее основные черты присутствуют в мире животных. Но игра перешагнула биологические рамки. Она присутствует во всех формах рациональной деятельности человека
Натуралистическая З. Фрейд (1856–1939), К. Юнг (1875–1961), К. Лоренц (1903–1989) Согласно австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду, культура – результат вытеснения инстинкта сохранения рода. Искусство, наука, политика – преобразованное (сублимированное) половое влечение. Швейцарский психолог Карл Юнг полагал, что в основе культурных моделей лежат архетипы – представления, запечатленные в структурах мозга и передаваемые по наследству. Австрийский этолог* Конрад Лоренц утверждал, что в основе поведения человеческих и животных сообществ лежат одни и те же механизмы. Таким образом, происхождение культуры – работа биологических механизмов

Окончание табл. 2

Концепция Представители Причина культурогенеза
Символическая Ф. де Соссюр (1857–1913), Э. Кассирер (1874–1945), К. Леви–Стросс (1908–2009), Л. Уайт (1900–1975) Образующий элемент культуры – способность людей формировать искусственные знаковые системы (не данные природой), удерживать с их помощью информацию и осуществлять коммуникацию. Так образуется неприродная информационная среда – культура. Первый культурный феномен – язык, без которого невозможно накопление и передача опыта. Способность к символьной деятельности – принципиальное отличие человека от животных, выводящее его за рамки животного мира

             

Таким образом, можно предположить, что культурогенез связан с несколькими причинами, в силу чего все известные концепции правы в той или иной степени.

Культура как совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов во многом определяет видение, определенный способ осознания мира ее носителем. Результатом видения мира, в котором обитает человек, является  культурная картина мира – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

В культурной картине мира можно выделить узкий смысл (первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, самоочевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания). Таким образом, она включает в себя лишь те представления, которые необходимы человеку в обыденной жизни. Например, человеку в обыденной жизни не обязательно знать, к какому биологическому виду принадлежат кошки; важнее знать, что кошки – это ласковые домашние животные [2].

В широком смысле в культурную картину мира наряду с перечисленными элементами включают и научные знания.

Рациональное осмысление такого многопланового явления, как культура, приводит к необходимости создать ее типологию, т. е. способ научного познания, в основе которого лежит группировка объектов на основе обобщающей модели.

Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание, систематизацию и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление типов культуры, закономерностей их строения и развития. Главное методологическое условие типологизации – единство критерия (признака), на основе которого выделяются типы культуры. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть много (табл. 3).

Таблица 3

Критерий Тип культуры
Хозяйственный уклад Культура охотников, собирателей; культура скотоводов и земледельцев
Религиозный Языческий, христианский, мусульманский
Многообразие видов деятельности Материальный (выражен в артефактах); Духовный (выражен в знаковых системах)
Повседневная практика, которой не нужно специально учиться Обыденный
Специальное образование для освоения профессии Специализированный, профессиональный
Ограничение местными особенностями Локальный
Социальный признак Этническая культура, национальная,  доминирующая, субкультура, маргинальная, массовая, элитарная

 

Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют концепции культурно–исторического процесса, основные из которых приведены в табл. 4.

                                                                                 Таблица 4

Теории Представители Сущность
Эволюционизм Э. Тайлор (1832–1917), Г. Спенсер (1820–1903), Дж. Фрезер (1854–1941), Л. Г. Морган (1818–1881) Процесс культурного развития человечества – однолинейный, универсальный; проходит общие этапы – от простого к сложному (эволюционный ряд). Все страны встраивались в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Культурный стандарт Европы принимался за образец, все остальные цивилизации оценивались в соответствии с этим стандартом
Формационная К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895) Также исходила из линейности историко-культурного развития. Различные культурные типы выделялись на основе социально-экономических критериев, характерных для разных типов общественно-экономических формаций. В итоге для каждого типа формаций (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический) характерен свой особый тип культуры
Циклические теории (цивилизационные; теории культурно-исторических типов) П. А. Сорокин (1889–1968); Н.Я. Данилевский (1822–1888); О. Шпенглер (1880–1936); А. Тойнби (1889–1975) Отказ от универсальной истории человечества, линейности развития, преемственности культур. Основа типологии – принцип цикличности и многолинейности развития культуры История – чередование культур, круговорот цивилизаций

В самом общем виде историческая типология рассматривает три основных типа культуры, которые имеют место в европейской культуре (табл. 5).

Таблица 5

Доиндустриальное общество Архаический тип культуры – первобытность (общинно-племенной образ жизни с одинаковым принципом социальной организации). Традиционалистский – античность, средневековье, эпоха Возрождения Общество с аграрной экономикой и патриархальной, традиционной культурой
Индустриальное (впервые возникает в Западной Европе, распространяясь со временем на другие регионы) Новое время Характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Главная характеристика – научно-технический прогресс, который трансформирует все сферы общественной жизни
Постиндустриальное («сверхиндустриальная цивилизация»: О. Тоффлер; «информационное общество»: М. Маклюэн, Е. Масуда; «неотехническая эра»: Л. Мемфорд; «технотронное общество»: З. Бжезинский) Новейшее время Главный объект человеческой деятельности – информация

 

В исторической типологии культур используются географический принцип (локализация культур в географическом пространстве) и хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени). Одной из особенностей периодизации истории европейской культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Исходя из этого, в культуре Европы выделяют следующие этапы:

архаический тип культуры (культура первобытного общества),

античный тип культуры,

европейская культура средневековья,

культура Возрождения,

европейская культура Нового времени,

культура XX века.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям «культура» и «цивилизация», объясните, чем вызвано многообразие их определений.

2. В чем причины культурогенеза?

3. Дайте определение понятию «культурная картина мира», объясните широкий и узкий смысл этого понятия.

4. Что означает понятие «типология» и какие принципы лежат в основе исторической типологии?

5. Охарактеризуйте основные концепции культурно-исторического развития.

АРХАИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

1. 1. Антропогенез, социогенез

В современной науке все большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек – это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Таким образом, мы имеем три почти одновременно происходящих процесса: антропогенез, культурогенез, социогенез, понимаемый в широком смысле слова как исторически сложившуюся совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей.

Ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза, включающие разные подходы (табл. 6).

Таблица 6

Теория антропогенеза Суть теории Культурогенез
Теория креационизма (лат. creationis – творение) (возникла с появлением теистических религий – иудаизм, христианство, ислам) Божественное сотворение человека Культура в этом контексте понимается как проявление в человеке божественного дара, как получение верующими высших духовных ценностей, как приобщение к богоугодной жизни. Основу данной позиции составляет божественное откровение и вера
Накопление эмпирического материала, появление научного представления о происхождении человека (XVIII – первая половина XIX вв.) Создание единой системы классификации растительного и животного мира, определение понятия биологического вида (К. Линней, шведский ученый-естествоиспытатель)  

 

Окончание табл. 6

Теория антропогенеза Суть теории Культурогенез
Естественно-научная (эволюционная) теория  Осуществление механизма эволюции (Ч. Дарвин) Каждый антропологический тип означал в целом появление более развитого в физическом и умственном отношении человека
«Трудовая теория» (вторая половина XIX в.) «…сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» [3]. Животное приспосабливается к естественным условиям существования. Человек, объединяясь в совместном труде, преобразует эти условия, создает мир материальной и духовной культуры в соответствии со своими развивающимися способностями   Общение с орудиями труда привело к развитию мозга и, соответственно, развитию творческого воображения (табл. 2)
Подражательно-символическая теория антропогенеза (рубеж XIX–XX вв. В результате мутаций человек стал слабее животных, а также освободился от прирожденных инстинктов (например, преодолел страх огня). Он стал присматриваться к поведению других животных, например, к бобрам, строящим плотины и обрабатывающим дерево. При этом человек стал познавать мир с помощью символов (слов-понятий, жестов, знаковых систем). Они заменили конкретные предметы и действия. В отличие от животных, обладающих прямой реакцией на внешние раздражители, человек мысленно обрабатывает ответные реакции (Э. Кассирер) Культура – продукт символической деятельности человека (табл. 2)

 

Когда появились человек и его культура? Ученые отмечают, что в первобытном обществе. Под этим понимается эпоха от появления первых людей до появления первых государств. Однако существуют разные схемы периодизации первобытности в зависимости от выбранных критериев (табл. 7).

 

 

Таблица 7

Ученый Критерий периодизации Схема периодизации первобытного общества
Г. Л. Морган, американский этнограф (1818–1881) Характеристика материальной и духовной культур 1-й период: дикость, время становления человека и раннего родового строя; 2-й период: варварство, начинается с изобретения гончарного производства; 3-й период: цивилизация
А. И. Першиц, В.П. Алексеев Эволюция форм собственности, степень разделения труда и т. д. эпоха первобытного стада; эпоха родового строя; эпоха разложения общинно-родового строя
Археологическая периодизация Материалы и техника изготовления орудий труда, формы жилищ, захоронений 3 века: каменный, бронзовый, железный

 

По археологической периодизации первобытность делится на три века (табл. 8).

Таблица 8

Каменный век как самый продолжительный в истории человечества делится на ряд эпох (у различных культур хронологические рамки эпох отличаются): палеолит (древнекаменный) – ранний (нижний); мезолит (др.-греч. μέσος – средний и λίθος – камень, среднекаменный); неолит – поздний (верхний); энеолит (меднокаменный, переходный к следующему веку) 3 млн лет назад – 4 тыс. до н. э.
бронзовый IV–начало I тыс. до н. э.
железный с начала I тыс. до н. э.

               

Человек современного вида – homo sapiens – есть результат длительной биологической эволюции (почти 3 млн лет), завершившейся сорок тысяч лет назад – поздний (верхний) палеолит.

Общая схема эволюции человека (табл. 9).

Таблица 9

Физические типы человека Особенности
Общий предок человека – дриопитек Широкие, низкие резцы, длинные нижние клыки, короткие примитивные коренные зубы
Австралопитек (лат. australis – южный и греч. – обезьяна) Рост 1,2–1,5 м; вес – 50 кг; хождение на двух ногах; объем мозга – до 880 куб. см. Впервые начал изготавливать каменные орудия
Архантропы (древнейшие люди): питекантроп, синантроп (пекинский человек), Гейдельбергский человек (европейская разновидность человека прямоходящего, родственная восточно-азиатскому синантропу и индонезийскому питекантропу) Рост 1,5–1,8 м; вес – 40–72,7 кг; объем мозга –880–1100 куб. см; изготавливал каменные орудия и пользовался огнем

Окончание табл. 9

Физические типы человека Особенности
Палеоантроп (древний человек): неандерталец (homo sapiens – «человек разумный») Рост 1,7 м; вес – 70 кг; большой объем черепа
Неоантроп (человек новый): кроманьонец; ряд ученых говорят о популяции homo sapiens sapiens (человек дважды разумный, или разумнейший) Рост 1,69–1,77 м; вес – 68 кг; объем мозга – 1500 куб. см; прямостоящий скелет; ходьба на двух ногах; разнообразие функций рук; трехмерное цветовое зрение; уникальный по своей сложности мозг (обладает способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью, к точной координации зрения и движений рук)

 

По мнению ученых, мезолит стал первой бифуркацией (перестройкой), сыгравшей особую роль в становлении цивилизации: произошло затухание внутривидовой борьбы и естественного отбора, характер эволюционного процесса коренным образом изменился: чисто биологическая эволюция уступила место эволюции социальных (общественных) форм бытия человека.

1.2. Социальная эволюция

Каким был человек первобытного общества?

Человек раннего (нижнего) палеолита являлся стадным животным. Изготовление орудий труда возможно было только в коллективе, так как коллектив – хранитель и передатчик навыков и примитивного производственного опыта. Первобытный человек не знал слова «я», ему было знакомо только «мы». Оборотная сторона такого коллективизма – отсутствие чувства личной ответственности и самокритичности.

Первобытная мораль не требовала от взрослых мужчин, чтобы они делились последним куском с детьми и женщинами.

Человек был верен традициям своих предков. Оборотная сторона традиционализма – отсутствие личной инициативы, недоверие и вражда ко всему новому.

В стаде существовал промискуитет (лат. prоmiscuus «смешанный», «общий», неупорядоченные половые связи).

В позднем (верхнем) палеолите с появлением родовой организации произошло разделение труда по полу и возрасту: мужчины выполняли одни функции (охота, рыболовство), женщины – другие (собирательство, организация быта, воспитание детей и др.).

К этому времени относится возникновение брака и семьи как особых социальных институтов. Первая форма брака – парная (сравнительно легко заключаемый и легко расторжимый союз мужчины с женщиной с сохранением права на связь с «дополнительными» женами или мужьями).

Главная социальная инновация позднего палеолита – исключение из брачных отношений ближайших родственников. С появлением рода вводится экзогамия (запрет брачных связей в пределах одной родственной группы). Но поощрялись брачные связи с представителями других родов, т. е. вводится эндогамия. Эндогамной группой было племя. Эндогамия племени сочеталась с экзогамией родов, которые в него входили. Понятия отцовства не было: дети знали только свою мать. Счет родства велся по материнской линии, а мужчины переходили при заключении брака в род жены, то есть существовал матриархат.

Положительным результатом введения экзогамии стало совершенствование физического облика неандертальца, его потомки стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.    

Изменения в семейных отношениях произошли в неолите и бронзовом веках с развитием производства (земледелие, домашнее скотоводство, ремесла). Основной доход в семью приносил мужчина, он стал ее главой. В этих условиях появился новый тип семьи – моногамная.

Возникло требование к мужчине заботиться о матери своих детей, о самих детях, то есть произошел переход от матриархата к патриархальным отношениям.

Новый тип семьи расшатывал родовую общину: основной производственной ячейкой становится семья, а не большой трудовой коллектив. Объединение семей приводит к появлению соседской, территориальной общины. В ней на смену родовой демократии приходит новая форма общественной организации – военная демократия. Положение вождя укрепилось, должность становится наследственной, с большими полномочиями. Таким образом, организация первобытного общества эволюционировала от стада к родовой демократии и дальше – к государственному устройству.

В литературе отмечено, что в позднем палеолите  появилось и многоженство (полигамия) [4]. Причины полигамии: привилегия племенной верхушки, диспропорция полов, социально-экономические стимулы – у многих народов женщины выполняли основные трудоемкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины.

Как редкая форма брака существовала полиандрия (многомужество), основной причиной которой являлась нехватка женщин.

Уже «человек прямоходящий» (питекантроп) начал систематически использовать огонь для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, для охоты на диких животных. Следы огня встречаются повсеместно в конце раннего палеолита. Возможно, в это время человек научился добывать его искусственно. По этнографическим данным известно 5 древних способов добычи огня: выскабливание (огневой плуг), выпиливание (огневая пила), высверливание (огневое сверло), высекание огня, получение огня сжатым воздухом (огневой насос) [5]. Самый распространенный способ – высверливание. А способ высекания искр из кремня был усовершенствован с начала железного века с помощью огнива и применялся до изобретения фосфорных спичек в XIX в.

Овладение огнем упрочило социальные связи первобытного коллектива, так как:

- поддержание огня требовало согласованных коллективных действий,

- очаг стал центром, вблизи которого происходила вся жизнедеятельность коллектива.

Употребление огня недоступно для любого животного. Его овладение человеком «…впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Ф. Энгельс).

Изменения произошли и в сфере материальной культуры.

1.3. Материальная культура

Ученые выделили культуры, имеющие единообразный комплекс артефактов. Создателями культур раннего (нижнего) палеолита были архантропы, среднего – неандертальцы, позднего (верхнего) – кроманьонцы.

К ранним следам материальной культуры относят орудия «олдованской» (2 млн лет назад) культуры из Олдувайского ущелья (Танзания) и ашельской культуры (Франция; первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки): чопперы (грубые ручные рубила, оббитые с одной стороны) и чоппинги (оббитые с двух сторон). С их помощью можно было и убить животное, и разделать его тушу для употребления в пищу. «Олдованскую» культуру называют еще рубило-осколочной или галечной.

Получены доказательства того, что в этот период наши предки становятся праворукими. Такое доказательство является важным для теории развития мозга, для понимания значения левого и правого полушарий в деятельности человека.

Орудия неандертальцев стали шагом вперед по сравнению с культурами чопперов: появились отщепы (от ядрища – нуклеуса – откалывали отщепы-остроконечники), скребла, нож, зазубренная пилка, рубила приобрели более миниатюрную форму. По находкам (пещера Ле-Мустье во Франции) эти орудия называются мустьерскими.

Время позднего палеолита связано с дальнейшим совершенствованием технологической стороны жизни общества, то есть развитием орудий труда. Появились наконечники стрел, копий, дротиков, метательные орудия и иглы для изготовления одежды. Возникли и сооружения, которые уже могут быть названы искусственными жилищами: землянки и наземные строения. Вероятно, этому способствовало знакомство с огнем и оседание на одном месте. Конечно, такие жилища были еще очень примитивными. В них отсутствовали такие функциональные элементы современных строений, как стены, покрытие, фундамент. Однако это уже были сооружения, созданные человеком, исходя из его потребностей.

К этому времени человек широко расселился в Европе, на Кавказе и Средней Азии, в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена Америка.

В культурах кроманьонцев позднего палеолита, как и в мустьерских культурах неандертальцев, преобладали каменные инструменты и оружие для охоты. На основании орудий и других предметов ученые выделили пять основных культур позднего палеолита для Западной Европы:

- перигорская культура (Франция): 35–32 тыс. лет назад;

- граветтийская (поздний перигор);

- ориньякская культура (33–29 тыс. лет назад), одновременна перигору;

- солютре (22–18,5 тыс. лет назад);

- мадлен (ок. 18,5–11 тыс. лет назад).

Для граветтийской культуры, например, характерны острия из пластин с притупленными краями; для ориньяка – пластины с ретушью (специальный прием подправки заготовки) и выемками, скребки, костяные изделия; для солютре – типичны орудия лавролистной формы, превосходно отретушированные с двух сторон; для мадлена – превосходные изделия из кости: гарпуны, выпрямилки (жезлы начальника).

В мезолите на жизнь и эволюцию человечества сильное влияние оказал экологический кризис. Орудия труда стали более сложными. Выдающееся изобретение мезолита – лук, стрелы, лодка. В этот период человечество расселилось с юга на север. Человек мезолита прошел пространство, освободившееся от ледника, и дошел до северной кромки материка Евразии, где началась охота на морского зверя. 

Новшеством стало появление режущих и колющих орудий со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня. Новые орудия усиливали власть человека над природой. Среди орудий преобладали микролиты – мелкие (до 2–3 см в ширину и не более 0,1 см в толщину) изделия из ножевидных пластин (кремень, обсидиан и другие твердые породы камня). Они часто имели правильную геометрическую форму (трапеция, треугольник, ромб) и служили для бритья, а также вкладышами для кинжалов и других орудий из дерева и кости. Такой технический прием используется и сегодня. Идея микролита заложена в безопасной бритве: если лезвие затупилось, его можно сменить. У некоторых современных резцов (или сверл), с которыми работают токари, имеются вкладыши. Сверло может быть из мягкого металла, а на его кончике – кусочек из очень твердого сплава. Делается это для экономии дорогих твердых и прочных сплавов.

Новые образцы крупных каменных орудий помогли людям эпохи мезолита изготовить челны, весла, лыжи и сани. В целом это позволяло освоить водные участки для ловли рыбы, облегчало передвижение по снегу и заболоченной местности.

Если мезолит можно назвать первой бифуркацией, то вторая бифуркация – неолитическая революция, начавшаяся около 10 тыс. лет назад (в литературе используются и другие термины этого выдающегося события: неолитический переворот; аграрная революция; экономическая революция) – переход от присваивающего (охота, рыболовство, собирательство) к производящему типу хозяйства.

Неолитические культуры, по-видимому, возникали в разное время, в разных местах и независимо друг от друга. Ряд исследователей выделяют 3 центра: около 10 тыс. лет назад первые земледельцы занимались возделыванием пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива); около 7 тыс. лет назад китайцы стали выращивать просо, рис, сою, таро; около 5 тыс.лет назад в Мезоамерике стали возделывать кукурузу, фасоль, тыкву, хлопок.

Развитие земледелия привело к новым орудиям: топор с лезвием из полированного камня, деревянная мотыга, серп с лезвием из кремня, глиняный горшок, жернов и мельничный камень, ткацкий станок.

Охота привела к одомашниванию животных. 5 тыс. лет назад одомашненные быки, верблюды, ослы, лошади в Юго-Западной Азии уже перевозили грузы. В Южной Америке для этого использовали лам. До прихода европейцев (XV в.) Южная Америка лошадей не знала. Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово (рубеж VII–VI тыс. до н. э.). На Ближний и Средний Восток лошадь попала уже одомашненной (II тыс. до н. э.) [6].

Важнейшим открытием стало также начало обработки металлов (VIII тыс. до н. э.). Археологические материалы показывают, что человек прежде всего стал использовать медь. Первые медные орудия (кирка, кинжал, небольшой топор) относятся к энеолиту.

Особую роль в развитии общества сыграли два открытия, сделанные в IV тыс. до н. э.:

- открытие процесса выплавки металлов (прокаливание некоторых пород камней вместе с древесным углем давало медь);

- открытие литейного процесса, т.е. зарождение металлургии (медь выплавляли в специальных печах, выливали в особый сосуд заранее выбранной формы). Без этого процесса наиболее ценные свойства меди были бы не использованы.

Исследователи отмечают, что именно неолитическая революция стала важнейшей предпосылкой генезиса цивилизаций как нового социокультурного феномена. Почему? Неолитическая революция включала ряд условий, необходимых для возникновения цивилизации (табл. 10).

Таблица 10

Природно-климатический фактор Долины крупных южных рек с благоприятным для земледелия климатом и возможностями ирригации (лат. irrigatio – искусственное орошение)
Амальгамация племен и культур на относительно компактной территории Сплав, смешение
Исчезновение однородности культуры Ее распад на множество этнических культур
Зарождение зачатков научных знаний География – топография места обитания; минералогия – породы камней и их месторождения; ботаника и зоология – повадки зверей, различия растений; химия – изготовление лекарств, красок, обработка шкур; физика – изготовление лука, стрел, копьеметалки, различные рычаги; медицина – лечение ран, вывихов, удаление зубов
Зарождение других явлений современной жизни Земледелие, скотоводство, жилище, одежда, брак, семья

                  

Археологические находки и этнографические материалы позволили реконструировать и духовную культуру первобытного общества. В чем проявилась духовная культура? В появлении таких форм культуры, как мифология, религия, художественное творчество.

1.4. Духовная культура

Первобытный человек сделал попытку систематизировать взгляды на мир. Способом понимания мира стало мифологическое мышление.

Миф (греч. – предание, сказание) – это сказание о «первопредках», о мифических временах «первотворения». Миф был связан с традициями племени, утверждал принятую в данном обществе систему ценностей. Он составлял как бы священное духовное сокровище племени и объяснял существующий в обществе и мире порядок.

По мнению Б. Малиновского*, мифология являлась аналогом теоретического знания, которого в первобытном обществе еще быть не могло. Любая информация о явлениях природы, различных сторонах жизни коллектива закреплялась в вербальных и в ритуально-предметных формах воспроизведения мифа. Любая деятельность людей (хозяйственная, социальная) находила в мифе высшее объяснение и высшую санкцию. Все инновации могли использоваться в обществе только после мифологической интерпретации.

В мифах нет мотива творения, есть просто сообщение о превращении, например, животных в людей. С развитием общества содержание мифа менялось. Мифические образы первопредков трансформировались в духов, а позже – в богов. В мифе, в отличие от религии, нет разделения на объект веры и верующих. В мифе все слито, человек и природа слиты воедино. Таким образом, миф синкретичен. Синкретизм – единство, нерасчлененность человека, общества и природы.

К среднему палеолиту относится и зарождение религиозных представлений. Уже у неандертальцев сложился своеобразный обряд погребения.
В погребальную камеру помещали съестные припасы и орудия труда, необходимые в загробной жизни. Таким образом, идея смерти и воскрешения была известна человеку еще 100 тыс. лет назад. Однако вопрос о причинах возникновения религии в науке является спорным (табл. 11).

Таблица 11

Ученый Причина возникновения религии
Критий, афинский философ (V в. до н. э.) Религия возникла из обмана. Ее выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков
Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ (I в. до н. э.) Религия возникла из страха людей перед силами природы. Воображение и страх рождали образы всемогущих богов
Л. Фейербах, немецкий философ (1804–1872) Основа религии – страх смерти и невежество первобытных людей
К. Маркс, немецкий ученый (1818–1883) Религия – одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная действительность

                  

Первый шаг к религии – это верования первобытного человека:

- анимизм (лат. anima – душа) – вера в духов и душу. Вера в управляющие божества, душу и будущую жизнь позже стали важнейшими элементами религии. Английский этнограф Э. Тайлор (1832–1917) считал анимизм начальной формой религиозных верований;

- тотемизм – вера в кровнородственную связь с растением или животным;

- фетишизм (франц. идол, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных (в современном понимании) предметов. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т. д. Э. Тайлор считал фетишизм учением о духах, воплощенных в каких-либо предметах, в отличие от анимизма как учения о духах вообще. Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выполнения тех или иных желаний в зависимости от того «типа» духов, который «вселился» в данный предмет. Этот предмет (природный или изготовленный человеком) наделялся особыми, то есть сверхъестественными свойствами, что отражало новый, более высокий уровень развития сознания человека и общества. Пережитки фетишизма – вера в амулеты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях: почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей (христианство);

- магические верования (греч. магия – колдовство, волшебство). В основе магических действий лежал принцип: подобное производит подобное. Например, во многих племенах женщинам запрещалось прясть во время заседаний старейшин. Считалось, что вращение веретена, запутывание ниток вызовет аналогичные процессы в головах старейшин.

Человек считал, что с помощью магических приемов (действий, слов) можно вызвать дождь, обеспечить успех на охоте, помочь больным людям. Со временем исполнителями магических приемов стали колдун, знахарь, шаман. Шаман стал выполнять роль хранителя народной памяти, творца мифологии, наблюдателя-астронома, следящего за календарем.

Существует мнение о том, что магия имела два ответвления в своем развитии: одна ветвь вела к религии как сверхъестественному взгляду на мир, а вторая – к науке.

Таким образом, члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды. Все то, что их окружало, воспринималось как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Первобытный человек (кроманьонец), не отделяя себя от природы, относился к животным и растениям как к себе, одушевлял их, нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу – это проявление синкретизма мышления.

Высшим уровнем развития религии в первобытном обществе стал политеизм (многобожие).

У каждого племени складывался культ богов, предков и вождей. Почему?

Человек всецело подчинялся своей социальной группе. Понятные ему общинно-родственные отношения он переносил на окружающий мир. Этот мир представлялся ему в виде универсальной родовой общины. Так возникли мифологические образы богов. Они были покровителями природных стихий, земледелия, ремесел и т. п.

В ходе исполнения культов (лат. cultus – почитание) возникла система ритуальных действий. Отсюда – появление разных видов искусства: музыка, танец, пантомима, театрализованные представления с масками и костюмами. При этом мы опять видим проявление синкретизма (единства, нерасчлененности). Например, если танцор выступал в маске демона или бога, то он не подражал, а был убежден, как и наблюдающие за ним члены племени, что он является богом или демоном. Таким образом, не было деления на исполнителей и участников, все были участниками.

Искусство, как и миф, и религиозные верования, появилось в палеолите, то есть очень рано. В чем причины его появления? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос (табл. 12).

 

Таблица 12

Ученый Теории происхождения искусства
Ф. Шиллер (1759–1805), немецкий философ; Й. Хейзинга, голландский культуролог (1872–1945); Г. Спенсер, английский философ и социолог (1820–1903) Игровая теория (искусство – игра, в которой человек расходует накопленную энергию)
С. Рейнак (1858–1932), французский археолог, филолог Искусство возникло из религии, в первую очередь из магических верований
З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач-психиатр и психолог Психоаналитическая теория (источник искусства – в бессознательном)
Ф. Энгельс (1820–1895), немецкий ученый Одновременное развитие трудовой деятельности и искусства (в ходе эволюции наряду с развитием руки у человека возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства)

                  

Зарождение искусства происходит в периоды, которые названы по местам первых находок (поздний палеолит): ориньяк (35–29 тыс. лет назад), солютре (22–18,5 тыс. лет назад), мадлен (ок.18,5–11 тыс. лет назад).

Уже в ориньяке появились разные виды изобразительного искусства: гравированный рисунок на камне и кости; рельеф (выпуклое изображение на плоскости); живопись (изображения краской на стенах пещер). Вероятно, первой краской была кровь. Затем было замечено, что такие же яркие следы оставляет охра. К тому же она долговечнее. К ней присоединились уголь и глина.

Конечно, рельеф появился не сразу. Победа над зверем вызывала целый комплекс действий: «пантомима» вокруг звериной туши, затем – композиция из костей зверя, далее создавался «натуральный макет». Постепенно он заменялся глиняным, затем – барельефом.

Не сразу появился и рисунок. Сначала человек оставлял отпечатки ладоней на стенах пещер и «макароны» – разнообразные переплетения линий, проведенных пальцами по сырой глине или резцами по камню. Такими следами человек хотел символически утвердить свою способность победить зверя, т. е. осуществлял магические действия. Постепенно из движения пальцев по глине или резца по камню рождались изображения животных. Контурный рисунок животного появился в ориньяке.

Ведущая тема первобытного искусства – изображение зверя, что объяснялось зависимостью человека от окружающего мира, от сил природы.

Сегодня в Европе известно около 300 пещер с изображениями. Из них около 100 – во Франции (Нио, Трех братьев, Фон де Гом, Ляско и др.).

Одно из крупных открытий было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира. Европа не сразу поверила, что такие изображения создал человек в то время, когда его речь была примитивной и он постоянно вел борьбу за выживание. Изображения в названных пещерах относятся к периоду мадлен – это период расцвета искусства палеолита (табл. 13).
В чем достижения мадлена?

Таблица 13

Реализм Рисовали конкретные виды животных, часто в натуральную величину. Глубокое знание животных было вопросом жизни и смерти. От этих знаний зависело благополучие рода. Отсюда реализм в рисунках первобытных художников
Полихромность Изображение исполнено уже не одной краской, а несколькими
Отличие от рисунков в ориньяке   Животные изображены в движении. Изображение приобрело объемность

                  

На территории России известна одна пещера с росписями – Каповая (Башкирия, Южный Урал). В 1959 г. здесь было обнаружено более 40 рисунков, исполненных красной краской (мамонты, лошади, бизоны).

Иногда рисунки носили характер знаковой информации: геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции). Они давали более широкую информацию. Например, направление пути, план местности, число убитых животных – это зачатки письменности в форме пиктографии.

В позднем палеолите, кроме пещерной живописи, возникает так называемое мобильное искусство – это небольшие женские статуэтки. Их характерные черты: подчеркнуто обобщенное начало в трактовке женского образа; преувеличение частей тела, связанных с рождением и вскармливанием ребенка. Ряд ученых объясняет такую трактовку женского образа магическим значением: он был связан с культом плодородия, воплощал заботу о продолжении рода.

В мезолите изменения в жизни общества, связанные с экологическим кризисом, отразились и в искусстве. Появляются петроглифы (др.-греч. – πέτρος – камень, скала и γλυφή – резьба) – многофигурные изображения, высеченные на скалах и открытых местах (охота, сражения, сбор меда, ритуальные действия), где появляется изображение и самого человека. Таким образом, искусство мезолита существенно отличается от палеолитического искусства: человек стал отображать более сложные и широкие явления; ослабело нивелирующее общинное начало и возросла роль отдельного охотника.

Мы отметили также, что в неолите в результате аграрной революции произошел переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, что потребовало оседлого образа жизни и постоянных поселений. Изменилось и искусство: начал преобладать схематизм изображений, уменьшился их размер, чаще изображались мелкие животные и птицы. Почему? Они стали основным объектом охоты. Человек стал чаще изображать и себя. О чем это говорило? Отход от принципа натурализма говорил о том, что изменился хозяйственный уклад древнего населения; развивалось абстрактное мышление художников.

В этот период человек впервые создал материал, которого не было в природе: он научился обжигать глину. В искусстве появился новый вид – расписная керамика. В этой связи особое внимание уделяли орнаменту, который также был условным выражением представлений человека о природе и мире. Он составлялся из геометрических элементов: линии, полосы, кресты, свастика. В изображениях неолита свастика означала счастливый объект. Нам более известно древнеиндийское толкование свастики как символа солнца, света и щедрости. Археологи и этнографы по характеру орнамента определяют территории миграции различных племен.

В этот период произошли значительные перемены в мышлении людей: человек понял важность смены времени года, взаимосвязь этого процесса с расположением светил на небосклоне. Появляются первые очень своеобразные календари, астрономические обсерватории.

В неолите появилась и так называемая мегалитическая архитектура (греч. μέγας – большой, λίθος – камень), получившая наибольшее развитие в эпоху бронзы. Она имела религиозно-культовые цели. Известны 3 типа мегалитов (они впервые были открыты на территории Западной Европы, поэтому названы кельтскими* словами):

- менгир (вертикально поставленный камень. Возможно, обозначал место, где происходили какие-то ритуалы);

- дольмен (два вертикальных камня с перекрытием. Служил местом захоронения членов рода);

- кромлех (камни или столбы – менгиры и дольмены, расположенные по кругу. Окружал жертвенный камень).

Один из самых крупных и знаменитых кромлехов – Стоунхендж (Южная Англия), имел культовое и астрономическое значение.

Ученые отметили, что с мегалитов начинается путь архитектуры: элементы разделены на несущие и несомые (опоры и перекрытия). В дальнейшем происходит усложнение конструкции дольмена: вертикальных опор становилось больше. Они смыкаются и появляется стена, появляется перекрытие в несколько слоев каменной кладки [7].



Выводы

Эпоха антропогенеза (от австралопитека до кроманьонца) – эпоха, когда человечество приобретает биологически-видовое единообразие. Внешний облик человека неолита практически не отличался от современного. Но в облике человека отчетливо проявились расовые отличия: негроидно-австралоидная (экваториальная) раса, европеоидная (европейско-азиатская), монголоидная (азиатско-американская). Отличия в расах были вызваны миграцией homo sapiens в различные регионы, следовательно, неодинаковой естественной средой обитания, заложены в генетическом коде и не влияли на умственный и физический потенциал человека.

Homo sapiens в сравнении со своими предшественниками имел не только биологические отличия, но и социальные:

- появился тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно в итоге мощного переворота, закончившего эволюцию гоминид. По мнению К. Ясперса*, присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который служит объектом мышления и речи, составляет радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений;

- появление каменных орудий давало человеку возможность активно, в форме труда подчинять природу. Таким образом, начало трудовой деятельности (сознательное изготовление искусственных орудий) превратило предков человека из животного в homo sapiens. Несмотря на различные теории становления человека, роль труда остается значимой в этом процессе;

- совместный труд, постоянное изготовление и применение орудий труда создавало возможности воздействия на природу и изменяло самого человека. Появилась необходимость в накоплении производственного и другого опыта, в передаче его последующим поколениям. Постепенно возникает социальный механизм передачи опыта, включающий в себя процессы мышления; 

- овладение огнем стало одним из важных шагов в формировании социальных связей внутри первобытного коллектива, в культурном развитии человечества;

- эпоха социогенеза (формирование общественных форм жизни) – эпоха первобытной общины и предклассового общества. Укрепление родовых связей, накопление знаний приводит к господству социального над биологическим, проводит грань между животным и человеком. Средством «шлифовки» этой грани становится культура. С помощью культуры человек обуздал свои инстинкты, выступил как культурное, социальное существо;

- в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни: жилище, одежда, земледелие, скотоводство, брак, семья;

- «картиной мира» (способом понимания мира, представлениями человека о мире) стало мифологическое мышление. Миф был тесно связан с религией (культом и ритуалом), являясь в этой связи формой суггестивного (лат. suggestio – внушение) знания;

- различные виды искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, декоративно-прикладное искусство), зародившиеся в верхнем палеолите, складывались в ходе ритуальных действий. Появление искусства справедливо оценивается как огромный прогресс в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, становилось средством передачи опыта, помогало формированию первобытной общины;

- на основе длительных наблюдений за природой возникли зачатки научных знаний (в области географии, минералогии, ботаники и зоологии, физики химии, медицины;

- с эпохи неолита культура перестает быть однородной. Она распадается на множество этнических культур, каждая из которых становится самобытной.

В целом первобытная культура (древнейшая, архаическая) – тип коллективной культуры. Она имеет безличностный и синкретичный характер (неразделенный), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Но именно в ней были заложены характерные особенности древних культур, возникших, по мнению К. Ясперса, почти одновременно в 3-х регионах: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры IV тыс. до н. э.; доарийская культура долины Инда III тыс. до н. э., связанная с Шумером; архаическая культура Китая II тыс. до н. э., оставившая скудные следы.

К. Ясперс ввел понятие «осевое время» (середина I тыс. до н. э.), включавшее в себя духовный процесс между 800 и 200 гг. до н. э. В это время возникают духовные движения в Китае, Индии, Палестине и Древней Греции, сформировавшие тип человека, который существует и сегодня.

К доосевым культурам он отнес культуры Месопотамии (греч. – Μεσοποταμία – Междуречье, Двуречье) и Древнего Египта в период с III тыс. до н. э. до 800–200 гг. до н. э., не перешедшие на новую ступень развития в осевое время и обреченные на умирание.

К послеосевым культурам К. Ясперс отнес те, которые совершили духовный прорыв от мифа к логосу и продолжили свою историю: Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция, каждая из которых имела свои особенности, особенно в социокультурном сравнении «Восток – Запад». Следствием обновления традиций прошлого и развития на основе рационального сознания стал культурный прогресс, достижениями которого мы пользуемся и сегодня (философские концепции, мировоззренческие подходы, научно-технологические достижения, шедевры искусства). Таким образом, уже в истории древних цивилизаций* и культур выделяют два основных варианта развития: древневосточный и западный (античный).

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается различие между понятиями «антропогенез» и «антропосоциогенез»?

2. Кого из отдаленных предков вы можете назвать?

3. В чем состояли истоки материальной культуры человека?

4. Назовите первобытные формы духовной культуры.

5. Подумайте, изжили ли себя ранние формы верований или продолжают существовать в современной культуре?

6. В чем взаимосвязь неолитической революции и зарождения цивилизаций?

7. В чем значение знаний о первобытной культуре в наши дни? Почему необходимо изучать доисторический период развития общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: