Античный тип культуры

Истоками европейского типа культуры стала античная культура (Средиземноморье). Название «античная (лат. antiqus – древний) культура», которое относится к греко-римской культуре, появилось в эпоху Возрождения (XV в.). Тогда из известных культур она считалась самой древней.
С эпохи Возрождения достижения античной культуры принято считать классическими для всей Европы (лат. classicus – образцовый). Почему? Все достижения европейской цивилизации сводятся к идеям и образам античной культуры.

В отличие от Древнего Востока характер античной культуры отличался стремительным развитием. На Востоке в течение тысячелетий образ жизни оставался почти неизменным, действовали одни и те же правила: в быту – установленный порядок поведения (этикет), в искусстве – каноны. В античности за несколько веков произошли значительные изменения.

В античной культуре выделяют следующие периоды (табл. 14).

Таблица 14

Греческая античность Римская античность
Эгейский (крито-микенский, минойский) – III–II тыс. до н. э. Архаический (царский) – VII–V вв. до н. э.
Гомеровский – XI–VIII вв. до н. э. Республиканский – V в.–30-е гг. до н. э.
Архаический – VIII–VI вв. до н. э. Имперский – 30-е гг. до н. э.–476 г. н. э.
Классический – V–IV вв. до н. э.
Эллинистический – IV–I вв. до н. э.

 

Исходным пунктом достижений европейской культуры стала Древняя Греция. Характер и черты ее культуры формировали политический, географический, природно-климатический факторы.

Политический фактор – это особая форма государственного устройства, зародившаяся в Греции, – полисная демократия (город-государство с гражданской общиной, в котором все граждане имели определенные права и обязанности). Здесь не было чиновничье-бюрократического аппарата и жреческой касты.

Государство защищало жизнь и имущество своих граждан, свободу их личности. Граждане имели право издавать законы, выбирать должностные лица, их нельзя было превращать в рабов. Полисный строй учил ценить реальные возможности и способности каждого гражданина, для которого самым страшным становится изгнание из родного города, то есть отнятие гражданских прав (римляне называли это «Aquae et ignis interdictio» – «лишением огня и воды»).

В силу этого доминантой сознания гражданина становится ощущение свободы, патриотизм, готовность защищать свое государство.*

Идеал Древней Греции – свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом человек. Как достичь идеала? Через воспитание, образование, гимнастику. Воспитание понималось как единство физического и умственного одновременно. К умственному воспитанию относились все искусства: поэзия, театр, музыка, скульптура, искусство речи и счета, философия. О необразованном человеке говорили: он не умеет ни читать, ни плавать.

В этом состоит одна из заслуг древних греков – создание института образования, нацеленного на воспитание гармонической личности (не подготовка профессионала в какой-то области, а воспитание полноценного гражданина).

У греков появились специальные понятия: калокагатия (стремление к гармонии тела и духа); пайдейя (воспитание, образование, которое могло реализовать способности человека); агон (борьба, состязание). Отсюда – культ тела (совершенное тело – часть гармоничной личности) и агон (состязательное начало подчеркивало идею гармонии духа и тела, утверждало идею о победе как высшей ценности). Поэтому большое значение в греческом обществе имели музыкальные, поэтические, конные, атлетические состязания. Позднее эти состязания превратились в Олимпийские игры (массовые общегреческие игры). Считается, что первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. В этом году впервые на мраморной доске было записано имя победителя в беге. Они проводились раз в 4 года, продолжались 5 дней. На это время по всей Греции провозглашался священный мир. В честь победителей устанавливали статуи, в родных городах их почитали как героев.

Формированию гармоничной личности способствовали природно-климатический и географический факторы. Красота окружающей природы говорила о ее гармонии.

Приморское положение требовало особых качеств характера и физической подготовки (благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот, были прекрасными мореходами). Географическое положение позволяло Греции поддерживать обширные связи с другими странами и умело использовать достижения других культур.

Таким образом, характерными чертами греческой культуры стали: культ тела, агон, гуманизм (культура прославляла и возвеличивала человека). Эти черты стали зарождаться еще в переходный, эгейский (крито-микенский) период.

Знакомство мира с крито-микенской культурой началось со второй половины XIX в. благодаря двум археологам: Микены и Трою открыл Г. Шлиман (1822–1890), культуру Древнего Крита – А. Эванс (1851–1941).

Один из главных памятников эгейской культуры – дворец в Кноссе (о. Крит). Его создание говорило о высоком уровне строительного мастерства на Крите. Во дворце имелись водопровод, канализация, продуманная система вентиляции и освещения. Комнаты создавали длинные ряды – анфилады. В будущем такое расположение залов стало популярным принципом дворцовой архитектуры.

Стены парадных залов расписаны фресками. Условность изображения показывает связь с Востоком. Однако появилось и новое: нет строгих канонов в изображении, военной тематики, отстраненной повествовательности о загробном мире. Главный герой фресок – человек. Таким образом, искусство предвосхитило одну из черт античности – интерес к человеку.

Среди достижений этого периода – появление письменности: линейное письмо А на Крите (система письма с условными символами, но не рисунками, дешифровано в основном); линейное письмо Б в Микенах (дешифровано).

Важнейшим источником информации о Греции XI–IX вв. до н. э. стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». С него начинается период собственно античной культуры. С именем Гомера связан жанр эпической поэмы (содержанием жанра является повествование о прошлом).

В основе его поэм – ахейский эпос, сказание о походе ахейских греков в Трою (греки называли ее Илионом, отсюда название поэмы – «Илиада»). Герой поэм – знатный воин, высшей ценностью для него являлась посмертная слава, память о доблестных подвигах. Эпос учил греков быть похожими на героев Гомера: значит, быть воспетыми за свои подвиги, заслужить посмертную славу. Таким образом, поэмы были не только источником знаний, но и каноном поведения.

Культура архаической Греции отразила огромные сдвиги в миропонимании. Об этом говорит, например, появление нового жанра – лирика. Раньше поэтов привлекали подвиги героев, теперь – чувства и переживания отдельного человека. В новом жанре появляется личность, а слово обретает своего автора (Архилох, Сапфо, Анакреонт). В этот период возникли и различные виды искусства.

Интерес к человеку, открытие мира его чувств дали мощный импульс развитию пластики (скульптуры). Она становится ведущим вида искусства в Древней Греции. Почему? Именно в ней можно было воплотить совершенную красоту. Вспомним, в представлении греков – это гармония, слитность добродетели души, силы ума и красоты тела.

Первые образцы греческой скульптуры появились в архаике: куросы (обнаженная мужская фигура), коры (женская задрапированная фигура).

Уже на этом примере видно, что искусство обретает новое значение. Вспомним: в первобытности цель скульптуры – магия; в Египте скульптура – двойник фараона. Греческий скульптор ставит другую цель: выявить земную, видимую красоту, которая понимается как духовное и физическое совершенство. Архаическая скульптура показывает целостность внутреннего и внешнего; человеческое рассматривается, прежде всего, как природное, естественное, как продолжение закономерностей космоса.

Задача куросов и кор: пластическое изображение идеального, обобщенного образа. В силу этого они похожи друг на друга. Их характерные черты напоминают еще раннее искусство Древнего Египта (фронтальность, неподвижность, широко распахнутые глаза, «архаическая улыбка»).

Период расцвета скульптуры – классический (V в. до н. э.). Этот период связан с подъемом античной рабовладельческой демократии. Успешная борьба за независимость против персов сплотила греческие полисы под руководством Афин, показала преимущества общественного строя городов-государств, укрепило чувство единства личного и общественного.

Вторую половину V в. до н. э. называют «золотым веком» Афин, когда стратегом (главнокомандующим) становится Перикл (ок. 490–429 гг. до н. э.), один из «отцов-основателей» афинской демократии. Его дом стал притягательным центром для талантливых людей. Здесь бывали историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, драматург Софокл, скульптор Фидий. Перикл обладал широким кругозором, глубокими познаниями, тонким художественным вкусом и олицетворял собой идею величия эллинского духа. Он страстно желал видеть простых греков высококультурными людьми, но невольно переоценил роль культуры в обыденной жизни. Одним из негативных следствий его преобразовательной деятельности стал рост числа праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от государства «хлеба и зрелищ». Платон писал об этом периоде, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса [8].

В скульптуре воплощается то, что больше всего ценили эллины (самоназвание греков): красота, разумность, мера и гармония. Основным сюжетом становится совершенный мир богов и героев. Образцом для древнегреческих мастеров являлись работы Фидия, Мирона, Поликлета.

Идеал человека Фидий воплотил в скульптурах Афины-девы и Зевса Олимпийского. Мирон и Поликлет прославились созданием образов атлетов-победителей. Обычно изображения атлетов воспринимались как нравственный идеал. Статуя Мирона «Дискобол» показала, как быстро и далеко ушло вперед греческое искусство за 100 лет (после архаических куросов). Он одним из первых среди греческих скульпторов показал динамику тела, преодолел статичность архаических «Аполлонов» – куросов. Третий классик греческой скульптуры – Поликлет был и теоретиком искусства. Стремясь воплотить идеал мужской красоты, он установил канон (пропорции) тела. Одна из его работ – «Дорифор» (Копьеносец) – имеет и второе название: «Канон».

Эпоха эллинизма связана с концом классической культуры античной Эллады. Захват Греции Александром Македонским разрушил полисную демократию. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, появилось резкое имущественное расслоение. Человек фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях, на смену общественным идеалам приходит индивидуализм. Эти тенденции нашли воплощение в творчестве мастеров поздней классики: Праксителя, Скопаса, Леохара, Лисиппа.

Искусство эллинизма лишилось внутренней цельности, которая была основана на единении частного и общественного в демократических Афинах. Величие и строгость высокой классики сменяет мир человеческих чувств и страстей. Воплощением остродраматического, эмоционального стиля стали статуя «Ника Самофракийская» и композиция «Лаокоон». Появилось направление, которое проявляло интерес к обыденному, земному, к житейским подробностям («Мальчик, душащий гуся», «Приглашение на танец» и др.).

Приверженцы классических традиций стремились возродить прежний канон красоты. В эту эпоху создается скульптура «Венера Милосская», одно из величайших творений Древней Греции.

Греческие традиции оказали сильное влияние на римскую скульптуру. Но среди римлян не было выдающихся скульпторов. Почему? После завоевания Греции римляне вывезли статуи и стали делать с них копии. В римских мастерских работали преимущественно греческие мастера. В большинстве случаев именно римские копии, а не греческие подлинники дошли до наших дней. Таким образом, поток шедевров из греческих городов и их массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры.

Но римляне значительно продвинулись в искусстве скульптурного портрета. Этот жанр был связан с традициями заупокойного культа, с обычаем снимать с умерших восковые маски (египтяне, этруски). Особенностью римской скульптуры стало создание индивидуальных скульптурных портретов (греческая скульптура отражала идеал, римский портрет – черты оригинала, внутренний мир человека). Римляне также первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям).

Ведущим видом искусства в Риме была архитектура. Ее выделяли такие особенности, как масштабность, внешние эффекты, введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки), переработка принципов греческой архитектуры, изменение технических основ строительства.

Стремление к масштабности вытекало из характера римской культуры. Она была культурой военизированного государства, должна была подчеркивать военную мощь римской империи, возвеличивать власть императоров. Вспомним, в Египте архитектура отражала пафос борьбы со смертью, в Греции – пафос красоты, облагораживающей мир.

Изменение технических основ строительства было связано с масштабностью, поэтому в Риме были разработаны принципиально новые конструкции – кирпично-бетонные (они позволили во много раз ускорить строительство, ограничить применение квалифицированных мастеров: стройпроцессы легли на плечи неквалифицированных рабов). Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка не только быстро выполнялась, но позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента.

В Риме главными элементами архитектуры стали купол и арка. В Греции – ордер, который сложился еще в архаический период. Ордер – конструкция из двух частей: несущая и несомая (опора с балкой, колонна с перекрытием). Вспомним: опора и балка появились уже в первобытности (мегалиты). На Древнем Востоке основу дворцовой и храмовой архитектуры также составлял ордер.

В Греции в архаике появилось три типа ордера: дорический, ионический, коринфский. Как и скульптура, ордер наиболее полно отразил телесный характер греческой культуры (культ тела). При всяких сооружениях мерой выступало тело человека (пальцы, ладони, стопа, локти). Колонна уподоблялась фигуре человека, отсюда – греческие кариатиды и атланты. Дорическая колонна уподоблялась фигуре мужчины, ионическая и коринфская – женской фигуре.

На основе ордера появились разные типы храмов, но основным был периптер: храм, окруженный колоннами со всех сторон. Греческая архитектура подчеркивала, что идеалом культуры были гармония, соразмерность, красота. Поэтому греческие храмы были небольшими по размерам, строились как жилище бога, во всем похожего на человека. Одно из высших достижений греческой архитектуры – ансамбль афинского Акрополя.

В поздней классике в архитектуре постепенно исчезают сложные ансамбли типа Акрополя. На смену приходит жилой дом частного человека. В общественных сооружениях греческие традиции переплелись с традициями Древнего Востока (гробница царя Мавсола в Галикарнасе. Галикарнас – греческий город на побережье Малой Азии, родина Геродота).

Римляне не отказывались от колонн, но часто использовали отдельно стоящую колонну или арку как триумфальные – в честь военных побед. Наиболее важный тип римских строений, как и в Греции, – храм. Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон (II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома. Пантеон прославлял объединительную мечту империи, которая включала разные национальности, верования, культуры. По сути, он стал пластическим эквивалентом римского мировоззрения.

Арочные формы нашли развитие в сооружениях, вмещавших большое количество людей: амфитеатры, термы, базилики.

Самый большой амфитеатр античного мира – амфитеатр Флавиев (Колизей, лат. colosseus – громадный. 75–80 гг. н. э.). Арена использовалась для боев гладиаторов, для поединков людей и животных и между различными видами животных). Главная идея этого зрелища – слава, добытая в честном бою. Гладиаторские бои проводились до V в., а травля зверей – до VI в. С принятием христианства в Риме эти игры были запрещены.

Термы – общественные бани – это наиболее оригинальное творение римлян, включавшее комплекс построек (бассейны, стадионы, библиотеки) и игравшее большую роль в повседневной жизни римлян. В римских термах были бассейны с прохладной водой – баптистерий. С принятием христианства баптистерием стали называть часть храма, где проходил обряд крещения. С IV в. это название закрепилось за храмами, построенными в честь Иоанна Крестителя. Наиболее значительные баптистерии V в. сохранились в Равенне (Италия).

Базиликой в Древней Греции называли дом архонта (правителя полиса), в Риме – торговый или судебный зал. С принятием христианства базилика стала основным типом храма (прямоугольное по форме здание).

Ряды арок (аркады) применялись и при строительстве акведуков (лат. aqua – вода и ducere – вести, каменные мосты, внутри которых находились трубы, подающие воду в город).

Искусство древних греков, как и культура в целом, были связаны с религиозным культом и мифологией. На стадии родовой общины греки, как и другие народы, населяли природу духами и божествами. Они имели полуживотный облик: сирены – полуженщины, нереиды – полурыбы, кентавры – полулошади и т. д. Греки почитали женские божества земного плодородия: Гея (богиня животворящей земли, Деметра – богиня земледелия и плодородия и т. д.). Важную роль играл культ предков. Возникли мифы о браках богов с земными женщинами.

Римская религия на ранней стадии тоже была пронизана верой в духов и домашних божеств. Домашний очаг опекали Лары и Пенаты, дверь жилища – Двуликий Янус. От его имени – название первого месяца года (январь).  

В период расцвета греческого полиса появился общегреческий пантеон богов. Появились мифы о богах, которые жили одной семьей на горе Олимп. Глава божественной семьи – Зевс. В семью входили Посейдон, Аид, Деметра, Гера, Аполлон, Артемида, Афина, Афродита и т. д. Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т. д.).

Олимпийские боги отличались от хтонических (деспотичных, загадочных) восточных богов. Их мир был подобен миру людей, а мотивы поступков – чисто человеческими (богов отличало от людей лишь бессмертие). Таким образом, греки очеловечивали богов, поэтому изображение богов было антропоморфным (на Востоке – зооморфное).

Греческая религия, в отличие от Древнего Востока, не знала ни могущественной касты жрецов, ни вероисповедной догматики. Греческие культовые обряды были простыми. Главные религиозные церемонии проводили выборные магистраты. Это также определило свободный характер образования, системы воспитания и интенсивное развитие всей культуры,  возвышало человека, возвышало его силы и способности. В греческой мифологии появилось множество героизированных образов сильных людей.

В честь богов устраивались ритуалы и праздники, во время которых разыгрывались сцены из мифов. С праздниками в честь богов связано рождение театра. Крупнейшие праздники: Великие Дионисии, Большие Панафинеи.

Мы уже говорили о синкретическом (нерасчлененном) характере первобытной культуры. В Греции театральное действие впервые превратилось в самостоятельный вид искусства. Театр отделился от религиозных обрядов, спорта и охотничьих тренировок. В архаике появился жанр трагедии, сюжеты которой были основаны на мифах*. У ее истоков стояли Эсхил, Софокл, Еврипид. В V в. – жанр комедии, «отцом» которого является Аристофан. В театре, как и в других областях культуры, присутствовал агон. Зрители должны были определить лучшую постановку и лучшего актера. Софокл, например, 24 раза признавался лучшим трагиком.

Театр играл особую роль в жизни греков. Он был школой воспитания, поэтому театры были рассчитаны на все население города, а его содержание оплачивало государство.

С развитием полисной системы от религии отделился не только театр, но и философия, и наука. Это означало, что произошел переход от мифа к логосу, то есть от древней мифологии к философскому пониманию мира.

Вспомним, что миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения.

В архаической Греции философы – люди, которые искали ответы на вопросы не в мифах, а в размышлениях, наблюдениях за явлениями жизни. На ранней стадии  развития предметом интереса для греков выступала природа (натурфилософия, лат. natura – природа). В VI–IV вв. до н. э. предметом интереса философии стали человек и его дела (софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

В новой картине мира появился образ космоса. В представлении древнего грека космос – огромное, сферическое одушевленное тело. Тело человека является разумным и одушевленным, поэтому и космос – разумен и одушевлен.

Для античного человека космос был пределом всякой истины и красоты, лучшим из произведений искусств, абсолютным божеством (позже, в средние века, таким абсолютом был бог; в новое время – человек, которого объявили царем природы). Он воплотил в себе порядок, гармонию, красоту.

В отличие от греков римские философы больше ориентировались на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя).    

Популярным в Риме был стоицизм (философская школа Стои). Идеал стоиков – невозмутимость и спокойствие, простота образа жизни, презрение к смерти, готовность пожертвовать всем ради правого дела. Многие идеи стоиков разделял римский философ Сенека (сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий). Его называют предшественником христианства. Сенека развивает идею космополитизма, идею великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью.

Понятие космополитизма появилось еще у древнегреческих философов (киники). С потерей независимости и значения городов, особенно во время македонского, а затем римского владычества, человек стал сознавать себя гражданином мира (раньше человек сознавал себя гражданином своего города).

Космополитизм формируется в условиях римской империи, когда былое единство гражданина и общины было утрачено. Полис стал космополисом, взамен коллективизма стал развиваться индивидуализм, взамен патриотизма – космополитизм. Существование крупных держав облегчало переселение из города в город, и никакой патриотизм не удерживал людей от переезда, если это было выгодно.

Идеи космополитизма (человеческой общности) совпали в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства. Христианство усилило ощущение разрыва человека с узким полисным миром. При этом человек оставался наедине с чем-то всеобщим и абсолютным. Христианство принесло новые ценности, провозгласило равенство всех перед богом. Это имело особое значение для людей, которые в условиях обострившихся противоречий жаждали справедливости. Сначала христианство появилось в восточных провинциях Римской империи (Иудея, Малая Азия, Египет). В IV в. оно стало государственной религией империи.

Основные положения христианства вошли в Новый Завет (4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; «Деяния апостолов»; 21 послание Апостолов; «Апокалипсис»). Центральный образ Нового Завета – образ проповедника из Галилеи, которого римляне казнили в 30-е гг., Бога и спасителя человека Иисуса Христа.

Главная особенность имперского периода – сосуществование и борьба уходящей античной традиции и новой, христианской.

Таким образом, римская культура с ее темой величия государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает античную культуру. В чем причины ее гибели? Внутренние противоречия, разрыв между материальным прогрессом и отставанием духовного развития, падение нравов, набеги варваров ослабляют Римскую империю: в 395 г. она раскололась на 2 части (Западную и Восточную, которая позже получила название Византия), испытала разрушительное действие нашествия вестготов и вандалов, в 476 г. варвары сместили малолетнего римского императора. V век считается традиционной датой, отделяющей античность от средневековья.


Выводы

В греческой культуре преобладали многообразие и высокая, свободная духовность. Именно она побуждала другие народы подражать грекам, строить свою культуру по созданным ею образцам.

Полисная система интенсифицировала развитие культуры, в том числе искусства, отличительными чертами которого стали ясность, простота, благородство, гармония.

Создание института образования нацеливало на воспитание гармонической личности с определившимися ценностными ориентациями (единство умственного и физического). Идеал человека выступает целью культурного процесса, обращенность к человеку определила гуманистическую ценность культуры.

Греческая философия стала началом европейской науки, так как объяснение законов развития шло не через мифы, а через систему рационального знания, через логическое мышление, в борьбе рационального опыта с мифом.

Велик вклад греков в науку: почти до середины ХХ в. основополагающей теорией геометрии была геометрия Евклида, в механике использовались открытия Архимеда, в математике Пифагора. Возникла история как рациональная, а не мифологизированная форма познания общества (Геродот, Фукидид).

Культура Древнего Рима – культура военизированного государства (культ практицизма, государственности, закона), высшие ценности для римлян: политика, война, управление.

 «Золотой век» римской культуры дал прекрасные образцы литературы, науки, искусства, подчеркивавшего силу, мощь и величие Рима (правление Октавиана Августа, I в. н. э.).

Римская культура дала классические образцы военного искусства и государственного устройства, использованные современным европейским обществом (единая денежная система, единая система налогообложения, централизованное правительство и т. д.).

Римляне стали основоположниками правовой культуры (Кодекс Юстиниана). Одно из достижений римской юриспруденции (науки о праве) – принцип равенства всех людей перед законом. Он лежит в основе современной правовой культуры. Римское право стало образцом для последующих законотворцев (основа Кодекса Наполеона, ряд других нормативных документов Нового и Новейшего времени), идеи о господстве закона получили развитие у французских и английских просветителей, в России – у А. Н. Радищева, А. И. Герцена и др.

Культура Древнего Рима во многом определила развитие культуры романо-германских народов Европы.

Вопросы для самопроверки

1. Почему Грецию называют колыбелью европейской цивилизации?

2. Что было доминантой мироощущения гражданина древнегреческого полиса?

3. Что было главным фактором культурного развития Древней Греции?

4. В чем состоит общее и в чем различие культуры Греции и Рима?

5. В чем заключались основные тенденции развития греческого и римского искусства?

6. Почему греческое искусство V–IV вв. называют классическим?

6. Каковы главные достижения античной культуры?

7. В чем выразилось влияние античности на европейскую культуру?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: