Комиссарова Татьяна Сергеевна

 

КУЛЬТУРА СТРАН ЕВРОПЫ

Учебное пособие

 

 

Редактор Л.А. Медведева

Верстка М.Ю. Кусовой

План 2012 г., п. 131

Подписано к печати 28.08.2012

Объем 5,0 усл. печ. л. Тираж 65 экз. Заказ 192

Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61

Отпечатано в СПбГУТ

Т. С. Комиссарова

КУЛЬТУРА СТРАН ЕВРОПЫ

Учебное пособие

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012


* Социокультурная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, структурирующих социальное пространство с точки зрения культурного приоритета и развивающих во времени культурную доминанту процесса общественного развития на макросоциальном, групповом и личностном уровнях / Е. В. Листвина. Социокультурная ситуация:пространственный аспект.http://www.riku.ru/confs/vrem_cul/ListTxt.htm. Например, современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и морали.

* «Отцом» культурологии является американский этнолог, антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Именно он в ряде своих работ 30–40-х гг. определил диапазон науки о культуре (в частности, в 1949 г. вышла его работа «Наука о культуре»).

 

* Специалист по поведению животных.

* Б. Малиновский – британский антрополог, один из основателей структурного функционализма (методология, интерпретирующая общество как социальную систему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию).

 

* Кельты (лат. Celtae, брет. Kelted, валл. Celtiaid, ирл. na Сeiltightigh, гэльск. Ceilteach) – близкие по языку и материальной культуре племена индо-европейского происхождения, древнее население Западной Европы.

* Немецкий философ, психолог.

* Понятие «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный) в научной литературе интерпретируется по-разному. Цивилизация понимается как период в развитии общества, отличительными чертами которого являются: развитие земледелия и ремесел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, монументальное строительство, письменность.

* Полисная система была демократией только для меньшинства населения (таковыми являлись граждане). Из нее были исключены женщины, рабы и метеки (чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, жили в наемных помещениях. В Римской республике только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности и места в сенате. Это противоречие – между полисным и республиканским идеалом и реальной жизнью – вело к социальным конфликтам. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима. Эволюция античного полиса республиканского и императорского Рима отразилась в характерных чертах античной культуры.

* Античная культура развивалась под знаком фатализма, соединенного с героизмом: никто не в силах изменить свою судьбу. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия).

* Рим – итал. Roma. В Римской империи – процесс активного усвоения жителями покоренных территорий романской речи (народная латынь) и романской культуры.

* По классификации католической церкви к «смертным грехам» относятся: гордыня (высокомерие; лат. Superbia); зависть (лат. Invidia); чревоугодие (обжорство; лат. Gula); блуд (похоть; лат. Luxuria); гнев (злоба; лат. Ira); алчность (жадность; лат. Avaritia); уныние (праздность; лат. Acedia).

 

* Фр. amour courtois от courtois – учтивый, вежливый.

* Экзегеза – греч. exegesis – истолкование, изложение.

* Фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный».

* Д. Алигьери называют основоположником итальянского литературного языка.

** Ф. Петрарку называют основоположником итальянской национальной поэзии.

* Эта линия продолжилась в современном, не элитарном, а демократическом гуманизме, который исходит из идеи ценности каждой человеческой личности. Его практическое проявление – борьба за права человека, против политических режимов, ограничивающих возможности развития личности. Проблема человека остается одной из значимых проблем культурной парадигмы XX в.

* Философский труд О. Шпенглера «Закат Европы», опубликованный в 1918 г.

 

 

* В 1905 г. художники показали картины на выставке в Парижском Салоне в зале, в центре которого находилось творение итальянского скульптора эпохи Возрождения. Один из критиков, которого поразила выразительность красок полотен, воскликнул: «Донателло среди диких!», невольно дав название этой живописи.

* Футуристы сознательно шли на эпатаж для пробуждения дремлющих творческих сил общества. Именно поэтому они утверждали, что в строчках Алексея Крученых «дыр бул шул убешул» больше национально-русского, чем в Пушкине и Лермонтове вместе взятых.  

* Хэппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.

** Также употребительное название – перфоманс, англ. performance – исполнение, представление, выступление. В современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

* Художественное течение в европейской живописи постмодернизма, возникшее в Италии во второй половине 1970-х гг. Проповедует возврат к неотрадиционализму на основе изучения искусства прошлого, главным образом классицизма, пытаясь по-новому преобразовать его: исторические образы воспроизводятся с долей импровизации, отличаются остроумием и несут на себе печать плюрализма и терпимости.

 

** Течение в европейской живописи, итальянский вариант неоэкспрессионизма

*** Термин, введенный французским художником Ж. Дюбюффе, для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точек зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки – одиночки, медиумы и т. п.).

**** Гиперреализм основан на эстетических принципах фотореализма (фотодокументальной живописи). Отличие в том, что он не стремится буквально копировать повседневную реальность. Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Как фотореализм симулировал аналоговую фотографию, так гиперреализм использует цифровые изображения.

 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: