Анализ художественного текста («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, монолог Раскольникова, ч.1, гл.4). https://ilibrary.ru/text/69/p.4/index.html
План работы
1. Словарно-орфографическая работа. Найти в толковом словаре и выписать в тетрадь определения следующих слов: экспрессия, динамика, градация, эмоциональность.
2. Найти в тексте повторы, фразы-вопросы, фразы-восклицания, уточнения в форме вводных слов и предложений, междометия, частицы и т.д.
3. Письменное оформить выводов с употреблением новых слов. (экспрессия, динамика, градация, эмоциональность)
Работа с текстом. Осмысление лингвистических средств создания
образности художественного текста.
План работы
1. Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени. Только ли имена прилагательные вам придётся выписать? Объясните почему.
2. Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены?
3. Какие слова точно и образно передают состояние природы и настроение героини? Определите, какие из этих слов употреблены в переносном значении?
4. Попробуйте в тексте найти примеры художественных тропов (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения). Какие из этих тропов построены
на употреблении слова в переносном значении?
5. Какие синонимы к слову «эмоции» вы можете подобрать? Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.
6. Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает чувства героини. Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?
Почему они употреблены в тексте?
7. Найдите в тексте слова, которые придают ему торжественное, высокое
звучание? Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?
Укажите синонимы к этим словам, которые употребляются в обыденной
речи.
8. Употребляются ли антонимы в тексте и почему?
9. Выпишите из текста все глаголы и определите их время. Объясните, почему повествование сначала идёт в прошедшем времени, а затем появляются глаголы настоящего времени.
10. Докажите, что употребление настоящего времени в значении прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность, так как события, о которых повествуется, словно приближаются к читателю и он как бы становится их участником.
11. Объясните, почему в тексте так много прилагательных и причастий.
Выпишите их с зависимыми словами. Определите, какие слова в этих
словосочетаниях употреблены в переносном значении. Какой вид
художественных тропов при этом создаётся?
ОТВЕТИТЬ УСТНО НА ВОПРОСЫ
1. Что делает нашу речь образной, эмоциональной?
2. Чем насыщен язык художественной литературы?
3. Для чего в художественных произведениях используется большое количество троп?