Задание 3. Формулирование тезиса и комментария к сочинению 9. 2

ЗАДАНИЕ 1. тренажер к заданию 2 КИМ ОГЭ

Предложение свыделенной жирным шрифтом грамматической основой Пояснение
(1)Эйнштейн был выдающимся ученым. Запомнить: все формы глаголов быть, являться, казаться, становиться указывают на продолжение за ними сказуемого – наличие у него именной части – сущ., прил., числ.
(2)Совершил (кого? что?) великие открытия. Необходимо задавать парный вопрос к подлежащему: Кто? Что? Если парный вопрос к слову: Кого? Что?, то это дополнение, а не подлежащее.
(3)Обеспечил развитие математики и физики в ХХ столетии. Необходимо задавать парный вопрос к подлежащему: Кто? Что? Если парный вопрос к слову: Кого? Что?, то это дополнение, а не подлежащее.
(4)Им разработано много значительных физических теорий. Подлежащее выражено неделимым по смыслу словосочетанием «сколько-то кого-то /чего-то», сказуемое отвечает на вопрос: «Что произошло с подлежащим?». Местоимения в косвенных падежах ЕГО, ЕЕ, ИХ, ЕМУ, ЕЙ, ИМ, МНЕ, МЕНЯ, НАМ, НАС никогда не будут подлежащими.
(5)Это стало возможным благодаря гению Эйнштейна. Указательное местоимение ЭТО выполняет роль подлежащего в предложениях, где нет типичного подлежащего-существительного или личного местоимения. Оно в данном случае отвечает на вопрос: Кто? Что? В составе сказуемого связка СТАЛО – это форма глагола стать, становиться – за ним сказуемое всегда продолжается.
(6)В детстве ученый не был вундеркиндом. Ученый – отвечает на вопрос: Кто? Что? – слово перешло в разряд существительных. Частицы НЕ, БЫ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) входят в состав сказуемого. Был – связка, требующая продолжения сказуемого.
(7)Многие сомневались в его полноценности.              Местоимение МНОГИЕ отвечает на вопрос подлежащего: Кто? Что?
(8)В школе Эйнштейн был ленивым и медлительным.   Запомнить: все формы глаголов быть, являться, казаться, становиться указывают на продолжение за ними сказуемого – наличие у него именной части – сущ., прил., числ.
(9)Учителя, которые занимались с ним, утверждали, что всё бесполезно.   Три основы: первая УЧИТЕЛЯ СОМНЕВАЛИСЬ разорвана второй. Чтобы определить вторую основу, нужно знать «формулу» русского языка: союзные слова КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ в именительном падеже – это и подчинительные союзы, и подлежащие, которые вместе со сказуемым образуют отдельную грамматическую основу. Чтобы определить третью основу, нужно знать, что местоимение ВСЁ, ВСЕ, ВСЯ выполняет роль подлежащего в предложениях, где нет типичного подлежащего-существительного или личного местоимения. Оно в данном случае отвечает на вопрос: Кто? Что?
(10)Это огорчало (кого? что?) мать Эйнштейна.   Указательное местоимение ЭТО выполняет роль подлежащего в предложениях, где нет типичного подлежащего-существительного или личного местоимения. Оно в данном случае отвечает на вопрос: Кто? Что?
(11)Все-таки поступив в техникум, Эйнштейн прогуливал лекции, читая научные статьи в библиотеке. Деепричастия никогда не выполняют роль сказуемого!!! Деепричастия и дееприч.обороты – это обстоятельства
(12)У Эйнштейна был особый способ мышления. Сказуемое просто глагол БЫЛ, т.к. равно по значению СУЩЕСТВОВАЛ. Это самодостаточное сказуемое без продолжения (без именной части)
(13)Он старался подняться над проблемой. В составное глагольное сказуемое входит инфинитив, т.к. он выражает действие подлежащего.
(14)Позднее ученый всем советовал действовать подобным образом.   В состав сказуемого НЕ входит инфинитив, т.к. он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ действием подлежащего. Советовал Эйнштейн, а действовать будут другие (все).
(15)Говорят, Эйнштейн был не очень опрятным.   Говорят – вводное слово, которое не является членом предложения. Запомнить: все формы глаголов быть, являться, казаться, становиться указывают на продолжение за ними сказуемого – наличие у него именной части – сущ., прил., числ. Частица НЕ входит в состав сказуемого.

 

ЗАДАНИЕ 2. тренажер к заданию 3 КИМ ОГЭ

Запятые при причастных оборотах 13 16 19 20
Запятые при деепричастных оборотах 1 2 6
Запятые в сложносочиненном предложении 9 23
Запятые в сложноподчиненном предложении 3 18 22 23
Запятые при вводных словах 10 14 15
Запятые при приложении 8

ВАЖНО:

1. Причастные и определительные (прилагательное с зависимыми словами) обороты, стоящие перед определяемым словом, запятыми не выделяются. Запятые под номерами 4, 5, 11, 12, 17 не нужны.

2. Запятая 21 не нужна, поскольку союз И связал два однородных сказуемых.

3. Запятая 23 ставится по двум правилам одновременно: закончилась придаточное предложение, и при этом началось новое простое предложение в составе сложносочиненного (две основы связаны И).

 

Альберт Эйнштейн (1) начав свою научную деятельность (2) обзавелся большим количеством друзей (3) поэтому его трудно отнести к категории (4) избегающих общения (5) ученых-отшельников. Круг своих друзей Альберт постоянно расширял (6) налаживая контакты (7) с представителями разных наук. В число хороших друзей ученого вошел Морис Соловин (8) французский философ и пропагандист. Эйнштейн всю свою жизнь переписывался с этим человеком (9) и их переписка позднее была опубликована. Как известно (10) Соловин вошел в число (11) наиболее последовательных (12) популяризаторов трудов (13) написанных его товарищем.

Наиболее ценным источником по всем вопросам (14) безусловно (15) являются избранные сочинения Альберта Эйнштейна (16) выпускаемые издательством Принстонского университета. Изданные в последние годы (17) тома охватывают всю научную деятельность Эйнштейна.

Во многих книгах и статьях подчеркивается (18) что Эйнштейн в поисках своих уравнений (19) «управляющих» Вселенной (20) все прокручивал через собственное воображение (21) и ни с кем не делился своими идеями. У него почти всегда были близкие друзья (22) с которыми он активно делился своими научными идеями (23) и нередко споры с ними подталкивали его к кардинальным научным решениям.

 

ЗАДАНИЕ 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕЗИСА И КОММЕНТАРИЯ К СОЧИНЕНИЮ 9.2

 

Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. Он научит их всех мечтать…».

Важно: в сочинении 9.22 тезис – это жизненный     закон, который мы выводим о человеке, людях, каждом из нас. Не обязательно писать тезис по модели «если…, то…», но стоит попробовать – может получиться. Допустимо и по-другому. Важно написать не о конкретном герое, а о человеке, о людях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: