Торты, облегчить, красивее, квартал

Ответ

 

Задание 4.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

Ответ

 

Задание 5.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

Ответ

 

Задание 6.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

Ответ

 

Задание 7.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Ответ

 

 


















Прочитайте текст 2 и в задания 8—12.

Текст 2

(1) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром - сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он следом, мама в магазин - и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)3начит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

(По Г. Скребицкому)


Задание 8.
Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ



Задание 9.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

Ответ



Задание 10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-13 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11.
В предложениях 9-11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

Ответ

 

Задание 12.
В предложениях 4-6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

Ответ

 

 

7 класс


Формулировка задания 9.
Определите и запишите основную мысль текста.

Формулировка задания 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Формулировка задания 11. Вопрос по тексту.

Формулировка задания 12. Определите и запишите лексическое значение слова из предложения.

Формулировка задания 13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8-9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 1













Текст

(1)Овстуг... (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

- (7)Там сохранилось что-нибудь?

- (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск - съездим, поглядим.

- (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

- (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, - весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

(По Я. Хелемскому)

 


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24-25 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какое впечатление произвела на автора текста природа Брянской области? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «корреспондент» из предложения 4.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14-15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову

Ответ

 

Вариант 2

Текст

(1)В древности народам-земледельцам, для того чтобы прожить и прокормиться, нужно было знать гораздо больше, чем кочевникам-скотоводам. (2)Жизнь заставляла их учиться быстрее. (3)Поэтому у земледельческих народов математика из набора отдельных простейших правил постепенно стала превращаться в науку.

(4)В долине реки Нил с незапамятных времён люди занимались земледелием. (5)После каждого разлива Нила древним египтянам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. (6)А для этого надо было уметь измерять площади различных фигур: ведь поле может иметь какую угодно форму.

(7)Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами. (8)06 этом свидетельствуют пирамиды - огромные гробницы фараонов. (9)Словно из кубиков, они сложены из громадных - в десятки тонн весом - обтёсанных каменных глыбищ. (Ю)Самая большая пирамида - пирамида Хеопса - выше сорокаэтажного дома. (11)Даже сейчас поднять на такую высоту и расставить вплотную друг к другу тысячи многотонных каменных «кубиков» было бы непростым делом. (12)А ведь у египтян не было ни подъёмных кранов, ни мощных домкратов. (13)Все пирамиды совершенно одинаковой правильной формы, и стоят они не как попало: одна сторона пирамиды всегда смотрит точно на восток, другие - на север, юг и запад. (14)Но построить правильную пирамиду не так просто, а египтяне умели строить их уже 5000 лет назад! (15)Ясно, что строители пирамид должны были очень много знать и уметь.

(16)Кроме пирамид, храмов и дворцов, до нас дошли записи, высеченные на камне, и рукописи, сделанные древними египтянами на папирусе. (17)Некоторые из них посвящены математике и, как ни странно, являются чем-то вроде первых задачников, где даны решения разных практических задач. (18)Удивительно, но в них почти нет задач по геометрии. (19)Однако о том, что египтяне превосходно для своего времени освоили эту науку, рассказывают другие документы и замечательные египетские постройки.

(По И. Депману)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1- 3 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какие чувства вызывают у автора текста свидетельства о знании геометрии древними египтянами? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «древность» («в древности») из предложения 1.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8-9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 


Вариант 3


Текст

(1) Примерно на полпути между Египтом и Вавилоном, на восточном берегу Средиземного моря, лежала небольшая страна, которая называлась Финикией.

(2) У финикиян не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром довольно долгое время финикияне считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями.

(3)Жителей Финикии издавна кормили море и морская торговля. (4)На своих скорлупках-кораблях финикийские купцы не только смело плавали по всему Средиземному морю, но и выходили через пролив в Атлантический океан. (5)Море для финикиян было не только кормильцем, но и учителем. (б)Раньше всех других народов финикияне поняли, что Земля круглая. (7)Ведь каждый раз, когда корабль приближался к берегу, сначала были видны верхушки мачт, потом - паруса, и только в последнюю очередь из-за «горба» моря показывалось всё судно. (8)Финикияне плавали не только вдоль берегов, но и в открытом море.

(9)Финикияне сделали ещё одно очень важное открытие: они первые стали писать буквами. (10)До этого все другие народы писали специальными значками-иероглифами.

(11) Каждый такой значок - полубуква-полукартинка - обозначал целое слово, поэтому иероглифов было очень много - сотни и даже тысячи: на каждое слово - свой знак.

(12) Научиться писать иероглифами, конечно, было очень трудно. (13)Попробуйте-ка запомнить алфавит из нескольких тысяч «букв»! (14)Вы, вероятно, слышали высказывания о трудности китайской грамоты. (15)А финикияне догадались, что можно зафиксировать значками не слова, а звуки, из которых состоят эти слова. (16)Тогда малым числом значков можно записать любое слово. (17)Такие значки мы и называем буквами. (18)По примеру финикиян, буквами стали писать и другие народы, например греки и наши предки - славяне.

(19)Числа финикияне тоже стали записывать буквами - это было гораздо удобнее и, главное, быстрее. (20)Способ записи чисел буквами перешёл позднее к грекам и к другим народам. (21)Так что, как видите, многое досталось человечеству по наследству от древней Финикии.

(По И. Депману)

 

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12-14 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какую роль играло море в жизни древней Финикии? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «астроном» («астрономами») из предложения 2.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14-15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 4

Текст

(1)В древние времена греческие учёные неслучайно так много занимались математикой. (2)Один из них даже когда-то сказал удивительные по своей справедливости слова: «Математика есть ключ ко всем наукам». (3)Для многих это аксиома.

(4)Наверное, поэтому Платон - один из знаменитейших учёных Древней Греции - велел над дверью собственного дома, в котором он занимался со своими учениками, сделать такую надпись: «Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь». (5)В этой немного категоричной надписи Платона неслучайно говорится о геометрии, а не о математике вообще. (6)Ведь геометрию древние греки всегда особенно почитали. (7)Многие из них посвятили свою жизнь именно этой науке.

(8)Примерно две тысячи лет назад жил знаменитый греческий геометр Евклид, имя которого сейчас знает весь мир. (9)Евклид написал удивительную книгу под названием «Начала». (10)Этот труд мы с вами назвали бы учебником геометрии. (11)В него и вошла вся геометрия того времени. (12)Евклид доказывал каждое свойство геометрических фигур и делал это так замечательно, что даже в нашем современном школьном учебнике геометрии используются доказательства древнегреческого математика. (13)Представляете себе, каким гениальным человеком был этот учёный! (14)Ведь его книга приносит людям большую пользу даже сейчас, более двух тысяч лет спустя. (15)Для построения фигур Евклид пользовался только двумя предметами: линейкой и циркулем, - других инструментов он не допускал. (16)Но самым важным «инструментом» Евклида были рассуждения, правильные и точные рассуждения, которые он использовал для доказательства всего того, что описывал. (17)«Рассуждение» и «доказательство» - это своего рода чудесные сапоги-скороходы, которых раньше у других народов не было; «рассуждение» и «доказательство» вознесли греческую математику на большую высоту. (18)Благодаря рассуждению и доказательству, едва родившись, греческая математика сразу семимильными шагами пошла вперёд.

(19)Теперь у всех математиков есть много разных инструментов и приборов, которые помогают им работать. (20)Однако и сейчас самое важное в математике, и особенно в геометрии, - это рассуждение и доказательство.

(По И. Депману)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12-14 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какое впечатление производит книга Евклида «Начала» на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «почитать» («почитали») из предложения 6.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 


Вариант 5




Текст

(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два - четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два - четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.

(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя - бизона или лося - приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь - сзади, четыре - слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять - «две руки», а двадцать - «весь человек», - тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, - собственной пятернёй.

(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

(По И. Депману)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-5 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Как умение человека считать нашло отражение в русском языке? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «незапамятные» из предложения 6.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 6

Текст

(1) Настоящей наукой математика стала только у древних греков. (2)Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого даже сейчас, тысячи лет спустя, есть чему поучиться. (3)А знаете, почему древние греки обогнали в математике все другие народы? (4)Потому что они очень хорошо умели спорить. (5)Чем же споры могут помочь науке?

(6)Всем известно, что в древние времена Греция состояла из нескольких крошечных государств, чуть ли не каждый город с окрестными деревнями являлся отдельным государством. (7)И каждый раз, когда нужно было решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на центральной площади, чтобы принять общее решение. (8)Понятно, что они умели спорить, ибо на таких собраниях им приходилось и рассуждать, и высказывать своё мнение, и опровергать доводы противника. (9)Греки считали, что спор помогает найти единственно верное решение. (10)Они даже мудрое изречение придумали: «В споре рождается истина».

(II) И в науке греки стали поступать так же, как на народном собрании. (12)Они не просто предлагали другим готовые правила и формулы, а показывали причинно- следственные связи, позволявшие прийти к определённому выводу. (13)Каждое правило греческие математики старались доступно объяснить всем желающим, убедительно доказать, что оно действительно верное. (14)Для этого они тоже часто спорили друг с другом, стараясь обнаружить в своих и чужих рассуждениях возможные ошибки. (15)Докажут одно правило - рассуждения ведут к другому, более сложному, потом - к третьему, к четвёртому. (16)Так из доказанных правил постепенно складывались научные законы, а из законов - наука математика.

(17)Именно благодаря умению спорить древние греки открыли так много важных свойств чисел и правил вычисления. (18)И все открытые ими научные законы проходили обязательную публичную проверку. (19)Неслучайно до сих пор всему миру известны имена выдающихся древнегреческих математиков-«спорщиков»: Архимеда, Евклида, Фалеса.

(По И. Депману)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 17-19 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какую роль в жизни древних греков играл спор? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «талантливый» из предложения 2.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 7

Текст

(1)Моя новая знакомая, на первый взгляд, слишком строгая и недоверчивая, ушла в свою комнату. (2)Минуту спустя она вынесла оттуда небольшой томик в синем кожаном переплете и с тиснёнными золотом буквами на обложке. (3)«Это тебе непременно понравится», - сказала она, подавая мне драгоценную, как оказалось позже, книгу.

(4)В этом томике были поэмы Александра Сергеевича Пушкина. (5)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым радостным чувством, которое испытываешь, попадая в красивую местность. (6)Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг перед тобой неожиданно открывается огромная сухая поляна, вся в необыкновенных цветах и в ярком солнце. (7)Одну минуту ты внимательно смотришь на неё, очарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю. (8)И каждое прикосновение твоей ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

(9)Пушкин до того удивил меня изящной простотой и музыкой стиха, что долгое время любая проза казалась мне неестественной. (Ю)Даже читать её было как-то неловко и неинтересно. (11)Хорошо всем известный пролог к поэме «Руслан и Людмила» напомнил мне лучшие сказки моей бабушки, как будто сжав их в одну. (12)В моём юном воображении совершенно ясно и чётко рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми была примята трава, ещё не стряхнувшая с себя прозрачных капель утренней росы. (13)Полнозвучные строчки пушкинских стихов запоминались легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы они ни говорили. (14)Это делало меня счастливым, а жизнь мою лёгкой и приятной. (15)Стихи его удивительно звучали, как чудная весть о новой жизни. (16)Прочитав их несколько раз, я отдал владелице маленький томик, подаривший мне так много светлой радости.

(17)Так, благодаря Пушкину моя новая знакомая предстала передо мной совершенно в ином свете. (18)С тех пор она больше не казалась мне такой строгой и неприступной. (19)И мы стали хорошими друзьями.

(По М. Горькому)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какое впечатление произвело поэтическое творчество А.С. Пушкина на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «очарованный» из предложения 7.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 8

Текст

(1)Детская книга - это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы юной души. (2)Книга направляет мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец; благодаря книге дети сливаются в одну духовную семью без этнографических и географических границ. (3)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым и страстно любимым.

(4)Сия страсть к книгам у меня от отца, любившего книги и тратившего на них последние деньги. (5)Но для книг необходим шкаф, а среди наших знакомых не было такого столяра, который сумел бы его сделать. (6)Пришлось заказать шкаф на соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (7)Когда наш книжный шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это тоже дело нелёгкое. (8)Хорошо помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась оказия.

(9)Его привезли морозной зимой, поздно вечером, и это было уже настоящее торжество и какое-то чудо. (10)В детстве я не знал вещи более красивой. (11)Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нём две маленькие тумбы, а на них уже сам шкаф со стеклянными дверками. (12)Выкрашен он был коричневой краской и покрыт лаком. (13)К общему нашему огорчению, шкаф скоро растрескался и облупился из-за плутовства мастера, пожалевшего масла для его покрытия. (14)Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью на свете. (15)Особенно когда на его полках разместились переплетённые томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.

- (16)Это наши лучшие друзья, - любил повторять отец, указывая на книги. - (17)И какие дорогие друзья... (18)Подумать только, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу! (19)Потом её нужно издать, потом она должна совершить далёкий- далёкий путь к читателю. (20)Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

 

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-12 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какое впечатление произвёл на автора текста книжный шкаф в детстве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «завод» из предложения 6.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 9

Текст

(1) Золотая полка - это та, на которую ставятся любимые книги. (2)Я давно мечтаю об этом - завести золотую полку. (3)В мечтах мне рисуется именно полка - никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно выразиться, этаж шкафа. (4)Где раздобыть такую? (5)Пожалуй, нужно заказать столяру. (6)Почему я ограничиваюсь только мечтой?

(7) Что, трудно позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду?

(8) Нет, всё же не зову, и мечта остаётся неисполненной. (9)Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью - всё же это золотая полка, которых не так уж много на свете. (10)Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме.

(II) Иногда мне представляется простая, четырёхугольной формы полка, иногда, наоборот, я вижу кое-какую вычурность: скажем, какие-нибудь витые, обклеенные золотой бумагой столбики по концам. (12)Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже такой золотой бумаги? (13)Верно, теперь её не продают.

(14)Парадоксально, но наиболее любимые книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, почему-то забываются, не удерживаются в нашей памяти. (15)Казалось бы, должно быть всё наоборот: книга, произведшая на нас сильное впечатление да еще читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. (16)Нет, этого не происходит. (17)Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас становятся неожиданны, новы - не только подробности, но и целые куски общей конструкции.

(18)Безусловно, так: любимую книгу мы читаем каждый раз как бы заново. (19)И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени.

(По Ю. Олеше)

 

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-16 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Чем замечательны книги для золотой полки? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «столяр» из предложения 5.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Вариант 10

Текст

(1)Извилистая тропинка обогнула густой куст орешника, и лес сразу раздался во все стороны. (2)Посреди круглой поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. (3)Казалось, деревья почтительно расступились перед ним, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (4)Его нижние ветви огромным шатром раскинулись над лесной поляной. (5)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (6)Прошлогодняя листва, усохнув по осени, почти не облетела. (7)И могучий дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

(8) Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и страж зимнего леса качнул ей навстречу своей ветвью.

(9) «Анна Васильевна, поглядите», - сказал Савушкин и с усилием отвалил глыбу снега с прилипшей снизу землёй и с остатками гнилых трав. (10)Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый сопревшими листьями. (11)Сквозь сухие листья торчали острые наконечники маленьких игл, и Анна Васильевна догадалась, что это ёж.

(12) Взволнованный мальчик продолжал водить учительницу по своему мирку.

(13) Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок.

(14) Отощавшие, они в непробудном сне перемогали суровую снежную зиму. (15)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё и не могло бы найти себе лучшей квартиры для зимовки.

(16)Отойдя далеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на зимний дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку. (17)Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (18)И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не этот великодушный зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной одежде, чудесный гражданин будущего, умеющий в окружающем мире разглядеть необыкновенное в обыкновенном. (19)Человек, пустивший её в этот свой мир.

(По Ю. Нагибину)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 


Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-7 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

Какое впечатление произвёл зимний дуб на учительницу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «приютить» («приютило») из предложения 13.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 



Вариант 11

Текст

(1)Постоянное ожидание чуда появилось у Льва Николаевича Толстого ещё в раннюю пору жизни. (2)Он писал об этом в своих «Воспоминаниях»: «Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня... (3)Так вот он-то, когда нам с братьями было - мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (4)Вероятно, это были моравские братья - Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки, - о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья. (5)И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось нам, напоминая муравьёв в кочке. (6)Мы даже устроили игру в муравейные братья.

(7)Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна заключалась в том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы. (8)Эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа...»

(9)Наивная детская выдумка несла в себе необыкновенный заряд, которого хватило на долгий век Льва Николаевича. (10)Уже давно выросли братья, умер Николенька, старость пришла, а тайна зелёной палочки продолжала существовать в сознании. (11)Легенда эта не меркла. (12)Она обрастала житейской мудростью, не теряя утренней своей свежести. (13)Она звенела где-то в глубине души, как чистая струна, среди надежд и страстей, которые обуревали великого художника. (14)В конце концов вся его жизнь, все его творения и раздумья были посвящены разгадке этой давней тайны, свелись к поискам сказочной зелёной палочки, которая сделала бы людей счастливыми.

(По Я. Хелемскому)

 

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Ответ

 

Задание 11

В чём заключалась главная тайна муравейных братьев? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «меркнуть» («меркла») из предложения 11.

Ответ

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ

 

Формулировка задания 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Формулировка задания 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) - морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) - морфологический разбор слова;(4) - синтаксический разбор предложения.




Вариант 1

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.




Текст

Проснувшись к..питан Грэй на какое(то) мгновение забыл как он п..пал в эти м..ста. С (не)малым удивлением обнаружил он счас..ливый блеск ра(н,нн)его утра. Всё вокру(г/к) было залито солнечном светом.

Он увидел крутой обры(в/ф) бер..га среди (ярко)з..лёных в..твей дерев..ев и м..нящ..ю даль син..го моря. (В)низу (2) шипел тихий пр(и/е)бой. Бл..стела на со..нце трава пели птиц... Влажные цв..ты были похожи на только что умытых холодной в..дой детей.

Холодная капля р..сы медле(н,нн)о ра(з/с)текалась по со(н,нн)ому лицу. (4) Поднявшись с з..мли Грэй пошёл (в)перё(д/т). Он выбрался из (не)большой рощиц... Перед ним был кустарник ра(з/с)броса(н,нн)ый (3) по склону х..лма. Колючие кусты постоя(н,нн)о ц..плялись за него м..шая дв..жению. Наконец к..питан выбрался на открытое место, которое зар..сло пёстр..ми цв..точ..ками.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 


Вариант 2

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 






Текст

Каких тол..ко фруктовых д..р..в..ев нет в чудес..ном сосе(д/т)ск..м с..ду! Ябл..ки и груш.. вишня и черешня перс..ки и абрикосы всё что душе угодно. К осе(н,нн)..м праздникам (з/с)десь созр..ва..т и радостно свет..т..ся виногра(д/т). (4) Г..в..рят, он (не)сла(д/т)кий а кислый. Но это (не)правда. Р..стут тут и кислые, и (кисло)сла(д/т)кие, и сла(д/т)кие сорта.

Откуда тебе это извес..но друж..к с бе(з/с)п..койством (2) спрашива..т сосе(д/т)ка Дар..я. Но ей (не)стоит волноваться. Са(д/т) окруж..н высоким (ж..лто)з..лёным забором и она держ..т ст..рож..вую с..баку. Остр..ухий пёс настоящий волк. Если кто(нибудь) подойдя (по)ближе к забору останов..т.ся, пёс сразу отчая(н,нн)о ла..т и рвёт.ся с дли(н,нн)ой ц..пи.

(Не)задачливый прохожий вид..н из окна ч..рдака открывающегося (3) в ухож..(н,нн)ый са(д/т) сосе(д/т)к...

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 3.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.




Текст

Бабушкин са(д/т) исти(н,нн)ый рай. В..сной ожива..т р..стущие (3) (з/с)десь д..р..вца и кустарники яблон..ки груш.. вишни крыж..вник. Они покрывают..ся нежн..ми (бело)розов..ми цв..тами. А пр(и/е)ход..т время и в саду по..вляют..ся фрукты и яг..ды. Куст (остро)листн..го крыжовника сплош.. усыпа(н,нн) кисл..ми пл..дами. (Не)сла(д/т)кое а кислое душу раду..т внуч..к мудро (2) зам..ча..т бабушка Марья.

У краш..(н,нн)ого забора живописно ра(з/с)кинулись кусты красн..й см..родины. (4) На дли(н,нн)ой веточке грозд..ями в..сят пр..зрач..ные, будто ст..кля(н,нн)ые, яго(д/т)ки с ж..лтыми зёрнышками. См..родинка созревшая на со..нц.. г..рит сверка..т бл..стит и пл..мене..т. Так и хочет..ся сорвать какую(нибудь) ар..матн..ю гроздоч..ку и взяв её двумя пал..цами отправить прямо в рот! Какое об..едение!

А на клумб.. обрамлё(н,нн)ой ни(з/с)ким каме(н,нн)ым бордюром (во)всю цв.тут р..зноцветные флоксы.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 


Вариант 4.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.








Текст

Черешни в запущ..(н,нн)ом с..ду тёт.. Мари.. вид..мо(невид..мо)! У крыл..ца у к..литк.. у забора и во дв..ре всюду ра(з/с)р..слись эти д..рев..я. Я пр(и/е)к..саюсь к в..сящ..м (3) на ветк.. ягодам но (не)рву их.

(Не)крупные черешенки держ..т..ся кре(б/п)ко оп..дают лиш.. изре(д/т)к.. (2), только если какая(нибудь) яг..(д/т)ка перезре..т став (ч..рно)син..й, как слива.

(Кругло)щ..кая черешня ост..ёт..ся з..лёной (не)долго. Заг..рая на соломе(н,нн)ой крыш., дач., я однажды вид..л чудес..н..ю к..ртину. Ра(н,нн)..м утром я пр..метил: яг..ды были (во)все (не)спелые а з..лёные. Днём у них зарделись щ..чки и к веч..ру они покраснели. Такие яг..(д/т)ки мечта.

Моя тётя (не)ожида(н,нн)о ра(з/с)щедр..лась и уг..стила меня вкус..ной черешней. (4) Что делать с пят..ю пригоршнями яг..(д/т) тётя спраш..ваю я и мом..нтально их с..едаю.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 5.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Если кто(то) хоть однажды проб..вал перс..к, то зна..т его (не)забыва..мый вкус.

Я люблю зале(з/с)ть на крышу деревя(н,нн)..го с..рая и (с)верху (2) выгляд..вать самые соч..ные плоды сле..ка п..р..зревшие на со..нц... Один, с румя(н,нн)ой щ..чкой, треснул и ра(з/с)крылся так, что в..дна косточ..ка. Пл..дов в этом году видимо(невидимо). Зачем тётя Мария тебе столько перс..ков думаю я. Ответ (не)сложный. Она соб..рёт их и нав..рив в..рен..я надолго постав..т банки в погре(б/п).

Ещё (з/с)десь р..стут два сорта слив «ведёрная» и ч..рнослив. Ч..рнослив круглая слива поч..ти ч..рного цвета. У «ведёрной сливы» кож..ца тонкая(пр..тонкая) и сколь(з/с)кая. Тётя всегда вар..т из неё (кисло)сла(д/т)кое повидло или пастилу (4) Интерес..но, с..еда..т ли она за зиму все заг..товле(н,нн)ые (3) (в)прок сладости.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 6.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

От..шли вишня черешня перс..ки и абрикосы. Н..ступа..т время ябл..к белого налива мельбы антоновки. Ябл..ки это (не)груш... Даже дес..ть ж..лтых груш.., если они (не)созрели, (н..)куда (не)г..дят..ся. А з..лёное ябл.ко с ещё бел..ми косточ.ками име..т вкус. Слегк.. (2) вонзишь зубы - и во рту ощ..ща..т..ся что(то) кислое(пр..кислое). Я половину (бледно)з..лёного ябл..ка (не)отдам за спелый фрукт. (4)
Чем дол..ше ябл.ко р..стёт, тем оно крупнее. Но и крупное ябл.ко может быть (не)сладким а бе(з/с)вкус..ным. Маленькое ябл..ч..ко (не)ре(д/т)ко вкус..нее большего. Например, райские яблоч.ки бл..стящие (3) на осе(н,нн)...м со..нц... Они с к..слинкой но соч..ные.
Румя(н,нн)ые ябл..ки пр..красны и они кр..суясь на скл..нё(н,нн)ой ветк.. как будто пр..зывают (С,с)орви нас Петька!

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 


Вариант 7.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 








Текст

Какая чудес..ная погода! Со..нце уже (не)печ..т (по)летнему (2) и в воздух.. чу..ствуют..ся зап..хи осен... Небо чистое, словно оно умыто и пр..наряже(н,нн)о по случаю т..ржестве(н,нн)ого дня.

Сегодня в т..рговых р..дах ра(з/с)положе(н,нн)ых (3) на центральн..й площад.. (не)большого горо(д/т)ка открывается ярмарка. Осе(н,нн)яя ярмарка важное событие для сел..ск..х жителей. Продавц.. суетят..ся и кричат зазывая покупат..лей. Им хоч..т..ся удивить наро(д/т) (не)обыкнове(н,нн)ыми экз..мплярами овощей и фруктов выр..ще(н,нн)ыми в этом году. Вот на пр..лавк.. красует.ся гиган..ского размера (ярко)ж..лтая тыква а рядом выложе(н,нн)ы..громные розовые пом..доры. На засолку такие (не)пойдут.

(Не)тор..пливые покупатели д..ловито пр..цен..ваются к ним и отход..т в ст..ронку. (4) Сдвинув кепку на затылок мужич..к торгу..тся с продавц..м и сб..вает цену чуть ли не (в)двое.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 8.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Это (не)выдум..(н,нн)ая а правдивая история. Я (н..)кого (не)обман..ваю: ч..сы пробили тр..на..цать!

Старые(пр..старые) ч..сы доставшиеся (3) отцу от прадеда служили верно. Ра(з/с) в го(д/т) отец осторожно снимал их со ст..ны и(з/с)вл..кая из футляра п..утину. Он прот..рал ч..сы и проч..щал гуси(н,нн)..м п..ром веш..л обратно и радостно сиял. У меня была (много)летн..я пр..выч..ка: когда б..ют ч..сы, считать удары. Однажды ч..сы пробили тр..на..цать.

Ты (не)ошиба..ш..ся Борис спраш..ва..т отец. Он подход..т к ч..сам в(з/с)б..рает..ся на (не)высокий табурет к..сает..ся какого(то) к..лёсика. Отец внимательно осматр..ва..т насте(н,нн)ые ч..сы и пр..слушива..тся (к)ним. (4) Тёмно(ж..лтый) маятник проделывает д..кови(н,нн)ые номера и отец пр..веш..вает гири: две б..л..шие и одну мал..н..кую. Отец отлич..ный мастер. Ч..сы наш.. снова (2) точны.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 9.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о крепла. (4) Часто по д..рог.. в школу я слышал чудес..н..ю музыку доносившуюся из большего дома покрыт..го (3) черепиц..й. (От)туда (до)темна (2) л..лись по улиц., звуки разных инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк...

В этом дом.. живёт (много)детная сем..я извес..ного скрипача (С,с)ветловского. Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на скрипк.. на альте или на флейт... (Кое)кто из р..бят мож..т во(з/с)произве(з/с)ти (не)затейливую мелодию на стекля(н,нн)ых стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.

П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его о скрипк... Мальчик объяснил что скрипка - самый (бл..го)родный инструмент. (За)тем он пригласил меня в гост., и я с зам..рающ..м сер..цем переступил поро(г/к) музыкального рая.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 


Вариант 10.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 






Текст

Неужели вас (ни)когда (не)м..нило раннее летнее утро? Во(з/с)ход..т со..нце. Оно т..ржестве(н,нн)о по..вляет..ся на огромн..м неб.., словно государь в бл..ста..щей золотом карет.. запряж..(н,нн)ой огне(н,нн)ыми лош..дьми.

А разве можно ус..деть дома днём, когда со..нце уже (во)всю печ..т ра(з/с)к..ляя землю Хочет..ся погрузиться в прогрет..ю (3) воду реч..нки, прохладн..ю только (в)низу (2). На (мелко)вод..е копошат..ся какие(то) забавные с..здания комары на дли(н,нн)ых ла(б/п)ках и д..кови(н,нн)ые мухи. Там, где поглубже, (не)редко пряч..т..ся (не)большие караси. На другой ст..роне речк.. р..стёт камыш... На поверхност.. воды плавают (тёмно)з..лёные, словно глянц..вые, лист..я. Из них грац..озно выгляд..вают (бледно)ж..лтые и белые лилии. (4)

А как чудесен летний веч..р Огне(н,нн)ый шар пост..пе(н,нн)о уход..т за горизонт осв..щая мя..ким светом всю окрес..ность. Лето волшебная пора.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 11.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Серёжа ш..л по заброше(н,нн)ой дорог... (В)доль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост., были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт. (4) (За)то (на)верху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они (по)м..лодому (2) уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.

(В)скор.. мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось (без)огля(д/т)ки идти по этому светлому бору осв..щё(н,нн)ому (3) со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрёмывая что(то) ш..птали (в)полголоса.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 


Вариант 12.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 






Текст

Рыб..лову ле(г/к)че всего открыва..т..ся кр..сота пр..роды, и ему ясна её затаё(н,нн)ая (3) прел..сть. Любой ч..ловек, если он пров..дёт хотя бы день с удоч..ками на р..ке или озер.., буд..т (с)нов.. и (с)нов.. (2) в(з/с)пом..нать этот самый спокойный день св..ей жизн...

Он надыш..т..ся зап..хом трав услыш..т птич..й пересвист и курлыкан..е жур..влей. (4) Увидев в тёмн..й воде блеск крупной рыбы он почувствует её упругий бе(г/к) на тон..чайш..й леск... Ему покаж..т..ся (не)обыкнове(н,нн)ым всё вокру(г/к) оли(в/ф)ковые жуки-плавунц.. заросш..е тиной коряги и роз..вые острова водя(н,нн)ой гречихи.

(Не)забыть закатные обл..ка (по)особе(н,нн)ому сверка..щие з..л..тыми кр..ями в прозрач..ной вод.. и первую зв..зду, что задр..жит, как осколок др..гоце(н,нн)ого камня. А разве можно забыть тиш..ну ночи дыш..щ..ю сырост..ю л..сных чащ..

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 13.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Толя см..трел в оз..ро. (От)туда в пляш..щем свет., факела поднимались пузыр..ки. Они были похожи на ж..мчужины. Прозрач..ные ж..мчужины словно наниза(н,нн)ые (3) на нить увелич..вались а потом бе(з/с)звучно проп..дали. Пузыр.ки всё шли один за другим и к..чались на (не)существу..щей изогнутой п..утин... Мальч..к (не)св..дил с них глаз. Он ож..дал что (в)след за ними выплыв..т что(нибудь) особе(н,нн)ое. Или они отв..рдеют станут жемчугом (не)вида(н,нн)ой нежност...

Толя попрыгал (в)течени.. м..нуты вытряхивая воду из ушей. Постепе(н,нн)о всё кругом наполн.лось звуками потрескиванием факела словами пр..ятеля бульканием пузыр..ков. Пузыр..ки снов. (2) т..нулись из (з.леновато)тёмной глубины и покач..вались на нит.. (4) Толя зах..тел эту нить жемчуга под..рить маме. Они облагали бы её заг..рел..ю шею. Мама стала бы ещё красивее!

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 14.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Грэй (не)ут..мимо изучал замок делая поразительные открытия. На ч..рдаке он наш..л (с)перва (2) стальной рыцар..ский хлам и книги перепл..тё(н,нн)ые (3) в кожу. (За)тем - и(з/с)тлевшие одежды и полчища г..лубей.

В погреб.. он то(же) увид..л (не)что интерес..ное. (3/С)десь, в мутном свет.. остроконечных окон пр(и/е)давле(н,нн)ых треугольн..ками каме(н,нн)ых сводов ра(з/с)пол..гались маленькие и большие боч..ки. А самая большая была в форм.. плоск..го круга, она зан..мала всю попереч..ную стену. Ст..летний тёмный ду(б/п) её стенок бл..стел, как отшлифова(н,нн)ый. Среди боч..нков стояли в плетё(н,нн)ых к..рзинах пузатые бутылки (тёмно)син..го и з..лён..го стекла. На к..мнях и на земля(н,нн)ом полу р..сли серые грибы на тонких но(ж/ш)ках. (4) Огромная п..утина зол..тилась в дальн..м углу когда вечером со..нце высматр..вало её последн..м луч..м.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 15.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Кама и(з/с)гибает..ся искрящейся дугой а (за)тем уход..т в низов..я. Её бере(г/к) укр..шают белые камни вых..дящ..е из сосен. (С)лев.. (2) отступая от Камы за реку Тойму много в..ков ж..вёт мой р..дной гор..д Елабуга. На его гербе и(з/с)давн.. красу..т..ся дятел в знак пр..знания труд..любия моих з..мляков.

Перед гор..дом ра(з/с)кинулись прозрач..ные озёра до краёв наполне(н/нн)ые (3) светл..й влагой. Дли(н,нн)ые тени от д..рев..ев л..жат по бер..гам и (от)сюда я слышу чудес..ный зап..х медов..го воздуха. Как круж..т..ся от него г..лова! (В)течени.. лета в наших лугах цв..тут ирисы (4) Я (н..)когда (не)срываю их - любуюсь и(з/с)далек... Как ярко сия..т со..нце! Озёра нал..вают..ся (тёмно)син..м цветом и Кама сине..т. Она в(з/с)пом..на..т что(то) очень хорошее засм..тревш..сь на гор..д.

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 16.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

(В)начал.. мая я пок..дал дом д..ржа путь на (юго)восток.

Было св..тло. Вдру(г/к) (тёмно)серая туча зат..нула поч..ти полнеба. Со..нце ушло за сер..ю з..весу. Та часть неба, что ост..валась (по)прежн..му (2) (светло)синей, м..нуту (на)зад бл..ставшая, (3) (то)же потускнела обр..ла сизый о(т,тт)енок. Эта ст..рона лишилась солнечн..й по(д/т)светк.. наполн..лась тревожн..м ожиданием.

(С)прав.., на гр..зовой половин.., забилась л..ства. Откуда(то) взл..тели голуби буд(то) кем(то) в(з/с)полошё(н,нн)ые. Птиц.. казались бел..ми на сером фон... Но они перешли гр..ницу бури и нырнув в наст..роже(н,нн)ую синеву вдруг (з/с)делались ч..рными. Их силуэты стремительно перем..щались (в)дали по кругу когда ра(з/с)к..тился первый ро(б/п)кий гром.

(С)нов.. загр..мело, и в..твистая молния мгнове(н,нн)о прожгла тучу. Густо и косо удар..ли плети оглушительн..го ливня (4) Нач..налось время гро(з/с).

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 17

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст

Галя шла по яблон..вому саду. Она от..скала на з..мле больш..е ж..лтое яблоко пр..к..снулась к нему губами но не с..ела а тол..ко вдохнула его м..довый зап..х. Яблоко от дыхания девоч..ки запахло ярч... Галя ра(з/с)смотрела его на со..нце и в глуб..не уг..дала семеч..ки. (4) Семеч..ки просвеч..вая в(з/с)драг..вали (в)нутри яблока как сер..це новор..ждё(н,нн)ого пт..нца.

Скво(з/с)ь лист..я девоч..ка увидела стар..ю яблоню мозолистыми в..твями опл..та..щую (3) небо. (На)верху (2) какой(то) мальч..к соб..рал яблоки в переполне(н,нн)ый подол рубахи.

Яблоки уже (не)пом..щались в подоле пад..ли (в)низ. Мальч..к (не)уклюже спустился с дер..ва и(з/с)пуга(н,нн)о озираясь. Галя окликнула его. От неожида(н,нн)ост.. он ра(з/с)т..рял все яблоки и быстро поб..жал проч... Запнулся о корень вскочил на ноги и прихрамывая зат..р..пился к оград...

Ответ

 

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;

Ответ


(3) - морфологический разбор слова;

Ответ


(4) - синтаксический разбор предложения.

Ответ

 




Вариант 18.

Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 


Текст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow