Проведем небольшое исследование

Тема 4: «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»

Урок 2. Изображение пространства. Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы.

Цели: формирование у учащихся умений и навыков в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы, развитие образного восприятия визуального мира; освоение основ изобразительной грамоты; реализация творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, закрепление навыков работы красками.

Тип урока: Комбинированный.

Образовательные ресурсы: материал размещенвсообществе «Школьная библиотека СШ№18 г. Макеевка» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/public91256229.

Наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин И.Шишкина,   И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Левитана, Н.Рериха и др.

Основные понятия и термины: пейзаж, линейная и воздушная перспективы, «сетка Альберти».

Оборудование и материалы: альбомная бумага А4, краски, кисти, палитра. 

                                          Ход урока

I. Организационный момент

Что такое «пейзаж»?

Это изображение природы, естественной или преображенной человеком, один из жанров живописи или графики. В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.

II. Изучение нового материала. Слово учителя

Отдельные элементы окружающего человека мира природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях эпохи неолита (деревья, камни, водная гладь). Более широкое распространение пейзажные мотивы получают в искусстве Древнего Востока и Крита, особенно в сценах с изображением охоты фараонов или диких животных в зарослях.

Ребята, посмотрите, как в Древнем Египте изображали пространство. На фреске «Сад в пруду» изображение следует вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, нет глубины пространства. В этой системе изображалось, то что предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались, будто сами по себе и не существовали. Пространство в древнем искусстве было пустотой, то есть «ничем», ведь оно не вещь, а отсутствие вещи. И каждая часть изображения переносилась на плоскость не в том виде, в котором она предстает глазу, а в том, что выражает ее суть.

В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между их действиями появились пространственные связи. В позднее римское время в росписях стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым – оно украшало стены и легко переходило в орнамент.

В искусстве европейского Средневековья, например, в древнерусской иконописи, природа изображается схематично. На древнерусских иконах мы видим «горки», обозначающие скалистую местность, отдельные деревца – лес, плоские здания – палаты, храмы и т.д. Вплоть до XVI-XVII вв. пейзаж в европейском искусстве служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Подобную роль он выполняет и в знаменитом портрете Моны Лизы (ок.1503, Лувр, Париж) Леонардо да Винчи.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворенны и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж.  

В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В XVII в. в искусстве Классицизма оформились принципы идеального пейзажа, в котором главное место занял образ природы, подчиненной законам разумного устройства мироздания. В пейзажах барокко воспевается стихийная мощь природы. Голландскими мастерами создан тип морского пейзажа – марины.

Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX в., особенно в пейзажах-маринах И.Айвазовского. Расцвет русского реалистического пейзажа связан с деятельностью передвижников. Он приобретает эпический размах в полотнах И.Шишкина, лирическую насыщенность у А.К.Саврасова. Целый этап в развитии лирического пейзажа составило творчество И.И.Левитана.

Пленэрная живопись, интерес к изменчивой световоздушной среде ярко проявились в творчестве мастеров импрессионизма.

Уже в 1920-е гг. зародился советский индустриальный пейзаж.

Родились понятия точка зрения и линия горизонта. Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес.

Все уходящие от нас параллельные линии при продолжении всегда кажутся сходящимися на горизонте. Место их пересечения называется точкой схода. (Параллельные линии (берега реки, рельсы и провода электропередач) сходятся в точке на линии горизонта.) Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль стало изображаемой реальностью.

 Теперь пространство в картине стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы. Чтобы этому научится, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения: «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы».

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Проведем небольшое исследование.

Используя «Сетку Альберти» (рамку с прозрачной пленкой, на которой нанесены прямые перпендикулярные линии), исследуйте перспективные сокращения, наблюдая их в помещении, глядя вдаль из окна на парк.

Ваши наблюдения:

- деревья, которые находятся к нам близко - большие по размеру, деревья, расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие.

Какой вывод мы можем сделать?

Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере. Это одно из правил линейной перспективы.

Художник, рисуя с натуры, пользуется наблюдательной перспективой.

Художнику следует всегда помнить и о воздушной перспективе. Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки (чаще всего голубоватые, иногда темно-синие), светлые - теплые. Лучше всего издалека заметны красные, оранжевые и другие теплые цвета. (В пейзажах Н.Рериха изменяется цвет гор. Горы, которые находятся близко – яркие и темные, а удалённые – бледные и голубоватые, холодные)

Нельзя не считаться со световой перспективой. Предметы по мере их удаления от источника света теряют яркость, рельефность, цвет, очертания. Это характерно для изображения вечерних городских пейзажей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow