Исторический аспект темы «сознания» и «внимания»

Ответы на контрольные вопросы по теме 3 «Внимание»

Дать определение термину «внимание»

Все процессы познания, восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия – воспринимания – и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения.

Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

 

2. Какое место «внимание» занимает в системе психологических феноменов

Феноменально, наиболее ярко, внимание проявляется в ходе анализа ощущений, будь то зрительные, слуховые или тактильные. Человек сталкивается с тем, что не может одним разом охватить весь окружающий его мир и себя самого. Что-то всегда выступает на первый план, что-то остается в тени, что-то на данный момент совсем отсутствует в сознании. Еще Вильгельм Вундт определял внимание как наиболее отчетливое и ясное состояние сознания, как особое его свойство или состояние сознания, при котором происходит наиболее ясное и отчетливое восприятие.

Эксперименты, проведенные В. Вундтом с использованием метронома и тахистоскопа, позволили наглядно представить уровни сознания и измерить объем внимания и восприятия. При этом метод исследования психических процессов был традиционным для психологии сознания и основывался на вербальных реакциях испытуемого. Однако сам тахистоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в том числе и очень короткое время? – был изобретением В. Вундта и позволил ему, во-первых, развести объемы восприятия и внимания, а, во-вторых, определить их количественные границы.

Последователь В. Вундта Э.Б. Титченер описывает эксперименты, направленные на оценку других свойств внимания. Так, с помощью круга Массена была предпринята попытка измерения длительности внимания или того, как долго может длиться одна волна внимания.

Данный метод, как и многие другие, основывался на фиксации испытуемыми минимальных возбудителей, которые исчезали из сознания при малейшем колебании внимания. При исчезновении или появлении стимула испытуемые реагировали нажатием на ключ. Измеренная таким образом волна внимания могла длиться, по меньшей мере, минуты две-три. Однако уже Титченер сомневался в полученных результатах, указывая на данные физиологии органов чувств и несопоставимость экспериментальных условий и повседневной жизни, где объекты внимания постоянно меняются. Степень внимания, или высоту волны сознания, предлагалось измерять по косвенным показателям. Так, напряженность, прежде всего физическая, сигнализировала о понижении степени внимания. Более достоверные результаты давала продуктивность однородной однообразной деятельности, выполнение которой требовало определенной степени внимания.

Эксперименты по аккомодации внимания показали невозможность одновременного достижения сознания двумя конкурирующими возбудителями. При этом приоритет осознания того или иного раздражителя зависит от задачи, поставленной перед испытуемым. Титченер приводит один из таких экспериментов с использованием метронома с колокольчиком, звенящим около фиксированной метки. В зависимости от задачи, которая предписывает обращать внимание либо на звук, либо на движение стрелки, испытуемый по-разному определяет положение стрелки.

 

Исторический аспект темы «сознания» и «внимания»

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX в. Первое направление, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания, – классическая психология сознания. С тех пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся самые разные роли.

Наиболее распространенное представление о внимании в современной психологии внимания – трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а что может пройти мимо. Этот механизм тоже можно представить по-разному. Например, как своего рода «дверцу», или лаз, подобный тому, через который кэрролловская Алиса пыталась, проникнуть в волшебный сад в Стране Чудес, но никак не помещалась целиком. Или как секретаря-распорядителя в приемной, принимающего решение, кого следует немедленно допустить пред светлые очи Его Императорского Высочества, кто должен подождать аудиенции, а кому доступ в кабинет закрыт. Вопрос о том, что и почему остается за пределами сознания, занимает весьма немаловажное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было намечено еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них, сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание  – как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний сознания. Однако здесь остается вопрос о том, как именно отдельные составляющие индивидуального опыта оказываются в этой зоне. Для ответа на этот вопрос внимание должно быть представлено как особый процесс перевода определенного содержания сознания, или его элемента в центральную его часть.

Наконец, внимание может рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство – степень субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае недостаточного внимания оказываются смутными, а в случае предельного внимания предстают перед нами наиболее ясно.

Связь между вниманием и сознанием позволяет описать субъективные явления внимания и выявление критериев наличия этого. Сознание – способность дать отчет о себе, а значит, именно благодаря сознанию мы можем узнать, что значит «быть внимательным» или «быть невнимательным». Именно благодаря прямому доступу к собственным переживаниям «каждый знает, что такое внимание».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: