Кто оспаривал теорию Бродбента? Почему?

Дж. Грей и А. Ведденберн провели эксперимент, результаты которого поставили теорию селекции Д. Бродбента под сомнение. Они предъявляли через левое и правое ухо слоги, составляющие вместе одно слово, и случайные цифры так, что, когда одно ухо слышало слог, другое слышало цифру.

Если теория Д. Бродбента, основанная на физической природе слуховых сигналов, верна, то испытуемые, когда их просили повторить то, что они слышали через один канал, должны были бы произнести нечто невнятное, а именно: «объ-два-тив» или «шесть-ек-девять». Вместо этого они произносили слово «объектив», демонстрируя способность быстрого переключения с одного канала на другой.

Во втором эксперименте ученые использовали ту же процедуру, только вместо отдельных слогов предъявляли целые фразы (иногда эту задачу называют «Дорогая тетя Джейн» или «Какого черта»). Как и в эксперименте с цифрами и разделенными словами, испытуемые склонны были слышать целую фразу, т.е., как констатировали Дж. Грей и А. Ведденберн, испытуемые в этой ситуации действовали разумно.

По утверждению Р. Солсо, авторы исследования «играли не вполне честно»: стремление понять смысл разделенного слова или фразы заставляло испытуемых быстро переключаться с канала на канал, что не характерно для обычного восприятия информации. Как бы то ни было, теория ранней фильтрации, основанная на принципе «все или ничего», потребовала дальнейших доказательств или опровержений.

 

Отказавшись от структурных моделей с использованием каналов с ограниченной пропускной способностью и фильтрами исследователи обратились к забытым представлениям об апперцепции В. Вундта. Так, в работах У. Найссера, Дж. Хохберга внимание понимается как активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем. В отличии от авторов структурных моделей, У. Найссер отмечает циклический, разворачивающийся во времени характер познания, подчеркивая позитивный характер фокального внимания. У.Найссер различает два вида познавательных процессов.

Первый вид – процессы предвнимания, выполняющие как минимум две функции: выделение фигуры из фона и слежение за внезапными событиями (аналог бдительности). Выделение фигуры из фона – это процесс, достаточно хорошо изученный еще в рамках первых исследований гештальтпсихологов. В процессе этих исследований, в частности установлено, что для группировки нескольких объектов существенны возможность объединения объектов в «хорошие» формы, схожесть ориентации контуров и т.д. Феномен бдительности (в понимании У. Найссера) был продемонстрирован с помощью методики селективного чтения. Стимульный материал данной методики представлял собой текст, в котором наряду с основным содержанием между строк была записана дополнительная информация. Читая основной текст, испытуемые воспринимали и дополнительную информацию, особенно – значимого характера. Разработка новой инструкции о значимости в эксперименте дополнительной информации привела к улучшению ее восприятия и запоминания, но не снизила скорость чтения. С функцией бдительности связывают также факт быстрого поиска перевернутой цифры в последовательности нормально расположенных цифр.

Второй вид – последовательные процессы фокального внимания – наглядно представлен в методике селективного смотрения, разработанной У. Найссером совместно с Р. Беклином. В данной методике испытуемым предъявляется на экране совмещенная видеозапись двух спортивных игр. Они должны следить за одной из спортивных игр, регистрируя все релевантные события нажатием на ключ. Результаты показали, что даже при высоком темпе релевантных событий присутствие интерферирующего фильма не снижает успешности работы по сравнению с контрольными условиями. У. Найссер считает, что только теория внимания как схематического предвосхищения будущего позволяет объяснить эти результаты. Фокальное внимание также вполне соотносимо с понятием функционального фовеа.

Во многом схожи представления У. Найссера и Дж. Хохберга. Восприятие для последнего является подтверждением меняющегося набора предвосхищений сенсорной стимуляции. В памяти при этом сохраняется информация, подтвердившая наши ожидания. Стимулы, которые не подтвердили ожидания, почти сразу забываются, если только они не имеют каких-либо особенных признаков.

В ходе процесса восприятия возможны генерирование и подтверждение очень тонких и специальных гипотез без какого-либо участия сознания, что нашло подтверждение в ряде исследований. Данная теоретическая интерпретация позволяет подойти к объяснению сложных форм сенсомоторных координации, протекающих без участия сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: