Вечные вопросы как предпосылки философского освоения действительности

    Каждый человек в какой-то момент своей жизни задается вопросом: Зачем я живу? Есть ли судьба? Насколько я волен в своих поступках и решениях? Существуют ли законы, определяющие развитие мира? Кто или что определяет эти законы?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека волнуют и нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли четко разграничить добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Люди задаются вопросами: зачем жизнь, зачем смерть, какой смысл в боли, почему мы стареем, почему с нами случается то, что случается? Ради чего существует страдание, почему человек может переходить от страдания к радости, от радости к страданию, что переносит его, словно ветер, из одного состояния в другое? Почему возникают страхи, почему – сомнения?

Когда у человека рождаются такие вопросы, он вынужден либо искать ответы, либо продолжать жить в постоянной тревоге, как человек, надевший на глаза повязку и не желающий ничего видеть. Когда есть неясности и вопросительные знаки, нет лучшего способа, чем продолжать формулировать вопросы, ведущие к поиску ответа. Когда Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и стремление к дальнейшему поиску, приобретению знаний: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем…».

Проходят века, но человек продолжает ставить перед собой все те же вопросы. И достаточно появиться хотя бы одному-единственному ответу, чтобы философия стала вновь и полезной, и нужной. Философия – великий учитель, ее уроки – уроки жизни.

Вопросы о главном: «Кто я такой? Что делаю здесь и сейчас, ради чего живу? Откуда пришел и куда иду?» - это лишь форма, помогающая нам учиться жить. Искусство жить состоит в том, чтобы изо дня в день пытаться ответить на эти вопросы, чтобы понимать смысл боли и страданий. Философы Востока говорили, что боль – это инструмент сознания. Когда кто-то счастлив, смеется и радуется, вряд ли он будет задавать себе вопрос: «Почему это со мной происходит?» Мы, люди, чаще извлекаем уроки тогда, когда страдаем. Искусство жить учит, что каждый раз, когда мы испытываем боль, мы должны остановиться и задать себе вопрос: «Почему я страдаю? Чему пытается научить меня жизнь в данный момент? Что стоит за этой болью? Какой важный урок я могу извлечь из всего этого?».

Это и есть вопросы философии. На них нельзя найти ответы экспериментальным путем или с помощью математических вычислений. Они имеют особую – ценностную, или смысложизненную, - окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Можно ли один раз и навсегда ответить на какие-либо философские вопросы? Поиск ответов на философские вопросы нескончаем, в каждую историческую эпоху философы дают свои ответы, переосмысливая уже открытое, и добавляя новое.

Задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти вопросы мировоззренческими.

Любой человек, ставящий перед собой определенные вопросы и в моменты одиночества стремящийся понять, кто он на самом деле, уже является философом.

Что такое философия?

Философия – это великое искусство, великая наука, особый, глубокий подход к жизни. Этот подход требует научного обоснования, т.к., если кто-то задает вопросы, то он ждет ответов. Этот подход нуждается в искусстве, т.к. не все можно выразить словами, и ответы, которые мы хотим получить, не могут быть произвольной формы. Это подход, при котором человек живет не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не боится проникать в таинства, окружающие нас, не боится всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих.

Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Предмет и метод философии                        

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

· онтология (учение о бытии);

· гносеология (учение о познании);

· человек;

· общество.

Основные проблемы, исследуемые философией.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

· сущность бытия;

· происхождение бытия;

· материя (субстанция), ее формы;

· сознание, его происхождение и природа;

· взаимоотношение материи и сознания;

· бессознательное;

· человек его сущность и существование;

· душа, духовный мир человека;

· общество;

· общество и человек;

· духовная сфера жизни общества;

· материально-экономическая сфера жизни общества;

· социальная сфера общества;

· общественно-экономические формации, цивилизации;

· перспективы человека, общества;

· экология, проблемы выживания;

· особенности познания;

· влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

· ограниченность и безграничность познания;

· движение;

· философские категории;

· диалектика и ее законы;

· иные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: