География произведения

Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».

 

Сценарий урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Мы забываем про реальный мир,

Очередную книгу открывая,

И в мир художественный проникаем,

И попадаем на войну иль пир.

 

Видеоролик 1 (фрагмент фильма «Сталинград»)

- Что чувствуют герои этого сюжета? (страх, ужас, слово «боль» – на доску)

- Сейчас вы увидите 2-ой фрагмент, постарайтесь подобрать одно слово-ассоциацию. Что это?

Видеоролик 2. (фрагмент компьютерной игры) (слово «игра» – на доску).

- Боль и игра. Почему они окрашены в разные цвета?

(Боль и игра – понятия несовместимые. Боль – это жизнь реальная, игра – жизнь вымышленная).

- В вашей жизни присутствуют игры?

 А назовем урок так …. Когда чужая боль мне будет как своя (по рассказу писателя-фантаста С.Лукьяненко).

- Какие цели вы ставите перед собой?

Цель:

· узнать сведения о жизни и творчестве Сергея Лукьяненко;

· углубить знания о рассказе;

· понять смысл названия рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль» и определить проблематику рассказа;

· выявить свое отношение к проблемам, поднятым в рассказе.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Теоретическая разминка.

Выберите правильный ответ или ответы.

1. Рассказ – это…

а) лиро-эпический жанр, для которого характерно наличие сюжета и образа лирического героя;

б) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;

в) устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.

2. Для рассказа характерно….

а) наличие сюжета;

б) стихотворная форма повествования;

в) малое количество героев.

3. Рассказ может быть…

а) сатирическим;

б) юмористическим;

в) о любви.

Установите соответствие.

4. Сюжет – это… а) построение произведения.

5. Композиция – это… б) совокупность поставленных автором в

произведении проблем

6. Идея – это … в) ряд событий, описанных в художественном

произведении

7. Проблематика – это г) основная мысль художественного произведения

 

 

2. Работа в группах. (Время работы – 5 минут)

· Группа 1. Что я знаю о С.Лукьяненко?

На основе подобранного дома материала составьте краткий рассказ о С.Лукьяненко. Информацию оформите в виде кластера.

· Группа 2. Что мне расскажет словарь?

Пользуясь словарем С.Ожегова, дайте определение фантастики. В чем особенность научной фантастики?

· Группа 3. География произведения.

Объясните, что обозначают географические названия, упоминающиеся в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». За помощью обратитесь к материалам Википедии.

· Группа 4. Сюжетная путаница.

Пользуясь фрагментами рассказа, восстановите сюжетную линию, разделив рассказ на 2 части.

· Группа 5. Творческая лаборатория.

Подберите ассоциативные поля к словам игра и убийство.

Используя карточку-информатор, объясните значение выражения чужая боль.

 

III. Работа над темой урока.

Группа отвечает, получает за ответ сердечки.

Сведения о Лукьяненко.

- Что узнали о писателе?

 

2. Понятие о фантастике, научной фантастике.

ФАНТАСТИКА, -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники). 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет!

Запись в тетрадь.

Научная фантастика — жанр литературы, который основывается на фантастических допущениях в области науки и техники.

 Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.

 

- Докажите, что «Чужая боль» - это научно-фантастический рассказ.

- Найдите в тексте элементы научной фантастики, что доказывает, что перед нами будущее.

 

Сюжетная линия. Работаем с текстом.

 

Игра.

«Она спускалась по горному склону. Легче ветра, быстрее стрелы...»

 

- Как звали девушку?

 

«Он еще раз порадовался тому, как удачно выбрал место для засады: в тени густых, старых деревьев, на противоположном склоне, невидимый для нее…»

 

- Как зовут героя?

 

«Ему вдруг представилось то, что сейчас случится. Огненный факел, летящий вниз, тяжело натыкающийся на камни...»

 

-А что должно случиться?

 

«Камень дернулся, раскололся на куски, разлетелся неторопливым, увесистым градом. А из центра этого града ударила молния — точный, неотвратимый выстрел.»

 

"Боль... Выключить боль..."

"Почему я не убираю боль?"

 

– Кому больно? – Кто выстрелил?

 

После игры.

«...Она пила чай на веранде.»

 

Обратите внимание: после причиненной боли, после убийства!!!

 

«Он долго мылся, прямо в саду, под самодельным душем.»

 

«— Давай поговорим…

Зачем ты это сделал!...

Ты не убрал боль…..

Это было мерзко! Такой крик...»

 

- Слышно ли сочувствие в словах героини?

 

«— Помнишь, что ты натворил в Майданеке?»

 

- Что случилось в Майданеке?

 

«Холодный металл, забытый ею на стуле, обжег руку. Он поймал белое платье в полукруг прицепа. Затаил дыхание. И нажал на спуск.»

 

- Чем закончился рассказ? – Кто убил героя?

- Как вы бы озаглавили части рассказа?

- Какой еще рассказ также композиционно делится на 2 части

 

Эвристическая беседа.

- Что отличает мир, изображенный Лукьяненко, от нашего современного мира?

 

- Люди обрели бессмертие, чем они занимаются?

- В какие игры они играют?

- У вас не возникает никакого вопроса, который хочется задать этим людям? (Почему они играют в такие игры, почему люди играют в убийство – проблемный вопрос – запись в тетрадь).

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- В каких местах происходит игра?

 

География произведения.

Майда́нек — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин.

Перл-Ха́рбор [1][2], Пёрл-Ха́рбор — гавань на острове Гавайи. Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

Битва на Курской дуге является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Хироси́ма — город в Японии. Также известен как первый город в мире, который был подвергнут ядерной бомбардировке.

Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим в 60 км к западу от Кракова.

Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих[1].

Ма́ссовое уби́йство в Сонгми́ — военное преступление, совершённое солдатами Армии США в деревенской общине Милай получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме

 

Это места, где произошли преступления против человечества.

- Можно ли играть в таких местах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: