- Вспомните, в каком еще рассказе затронута проблема памяти?
Погружение в текст.
Чтобы ответить на проблемный вопрос, обратимся к тексту.
- С чего началась такая игра?
«— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?
Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва...»
- Что является синонимом слова игра? (Жизнь.)
- А что является основной чертой жизни? (Убивать.)
Подбор ассоциативных полей к словам игра и убийство.
- Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?
- Дэн не похож на остальных. Случай в Майданеке. Почему он вышел из роли, бросившись на эсесовцев с голыми руками?
|
|
Продолжаем чтение.
«Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке "Майданек" смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра.»
- Что понял Дэн? Что утратили люди?
- Какую ценность потерял человек с появлением бессмертия?
- Продолжите предложение – ответ на проблемный вопрос.
Они играют, потому что… утратили ценность жизни, потеряли нравственные качества, стали бездушными роботами.
Видеоролик 3. (кадры Великой Отечественной войны)
Чтение учителем на фоне клипа.
"Игра — это жизнь. Играя, живи, живи, играя. Это не больно — боль в твоей власти. Это не страшно — ты умирал сотню раз и столько же раз воскресал. Убивай! Это только игра! Это весело! Машины, которые умнее тебя, воскресят бренное тело, поставят на прежнее место, вложат в руки новое оружие. Играй! Не повезло сейчас — повезет в следующий раз! Кто хочет сыграть в Чингисхана? Кандидатуру на роль Гитлера, побыстрее! Экипаж "Энолы Гай"? Играем! Майданек, Освенцим, Хатынь, Сонгми? Играем!"
- Можно ли жить, играя?
- Почему Дэн решил умереть?
Чтение финала рассказа.
|
|
«Она стояла совсем рядом. Смотрела на молчаливую толпу, поблескивающую самым разным оружием. И читала во всех глазах один и тот же вопрос, его вопрос... "Зачем мы играем! Что такое Игра!" Шаг. Еще шаг. Она склонилась над Дэном, коснулась его лица:
— Ты победил...»
- О чем предупреждает автор рассказ? (Прекратите играть!)
Значение словосочетания чужая боль.
- Каков смысл названия рассказа?
Пока ты чувствуешь боль, ты жив. Пока ты чувствуешь чужую боль, ты человек.
Работа с афоризмами.
Выбрать тот, который отражает основную мысль произведения. Записать.
Чужая боль не то, что боль души своей. Корнель Пьер
*****
Чужая голова не болит. Сервантес
*****
Люди гораздо чаще били бы молотком по пальцу, если бы боль ощущалась лишь год спустя. Николас Гомес Давила
*****
Страдание и боль всегда обязательны для широкого
сознания и глубокого сердца. Достоевский Федор Михайлович
IV. Рефлексия.
Прослушивание стихотворения «Чужая боль» (текст песни гр. «Пилот»).
Чужая боль - дворняга грязная.
Не трогай, детка, а вдруг заразная?
Не гладь - испачкаешь ладошки
Зачем? Иди другой дорожкой.
А детка подрастет, зная-
Так проще- жить, не замечая.
К чему тащить чужую ношу?
Делить беду?! Придумал тоже!
Сам разбирай! Не мне же больно!
С меня своих проблем довольно!
И так и дальше: жить в покое,
Делить все на свое и на чужое.
Чужую боль в упор не замечают,
Забыв одно- бездушье не прощают.
- Как перекликается стихотворение с рассказом Лукьяненко?
- Продолжите предложение, вынесенное в тему урока.
- Почему за ответы получали сердечки?
V. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос ГИА 24,2: актуальность проблем в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль»
Творческая работа. Написать эссе «Что значит чувствовать чужую боль».