Лукьяненко поднимает проблему памяти. Мы не должны забывать о массовых убийствах против человечества

- Вспомните, в каком еще рассказе затронута проблема памяти?

 

 

Погружение в текст.

Чтобы ответить на проблемный вопрос, обратимся к тексту.

- С чего началась такая игра?

 

«— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва...»

 

- Что является синонимом слова игра? (Жизнь.)

- А что является основной чертой жизни? (Убивать.)

 

Подбор ассоциативных полей к словам игра и убийство.

 

- Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

- Дэн не похож на остальных. Случай в Майданеке. Почему он вышел из роли, бросившись на эсесовцев с голыми руками?

Продолжаем чтение.

 

«Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке "Майданек" смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра.»

 

- Что понял Дэн? Что утратили люди?

- Какую ценность потерял человек с появлением бессмертия?

- Продолжите предложение – ответ на проблемный вопрос.

Они играют, потому что… утратили ценность жизни, потеряли нравственные качества, стали бездушными роботами.

 

Видеоролик 3. (кадры Великой Отечественной войны)

Чтение учителем на фоне клипа.

 

"Игра — это жизнь. Играя, живи, живи, играя. Это не больно — боль в твоей власти. Это не страшно — ты умирал сотню раз и столько же раз воскресал. Убивай! Это только игра! Это весело! Машины, которые умнее тебя, воскресят бренное тело, поставят на прежнее место, вложат в руки новое оружие. Играй! Не повезло сейчас — повезет в следующий раз! Кто хочет сыграть в Чингисхана? Кандидатуру на роль Гитлера, побыстрее! Экипаж "Энолы Гай"? Играем! Майданек, Освенцим, Хатынь, Сонгми? Играем!"

 

- Можно ли жить, играя?

- Почему Дэн решил умереть?

 

Чтение финала рассказа.

 

«Она стояла совсем рядом. Смотрела на молчаливую толпу, поблескивающую самым разным оружием. И читала во всех глазах один и тот же вопрос, его вопрос... "Зачем мы играем! Что такое Игра!" Шаг. Еще шаг. Она склонилась над Дэном, коснулась его лица:

Ты победил...»

 

- О чем предупреждает автор рассказ? (Прекратите играть!)

 

Значение словосочетания чужая боль.

- Каков смысл названия рассказа?

Пока ты чувствуешь боль, ты жив. Пока ты чувствуешь чужую боль, ты человек.

 

Работа с афоризмами.

Выбрать тот, который отражает основную мысль произведения. Записать.

 

Чужая боль не то, что боль души своей. Корнель Пьер

*****

Чужая голова не болит. Сервантес

*****

Люди гораздо чаще били бы молотком по пальцу, если бы боль ощущалась лишь год спустя. Николас Гомес Давила

*****

Страдание и боль всегда обязательны для широкого

сознания и глубокого сердца. Достоевский Федор Михайлович

 

IV. Рефлексия.

Прослушивание стихотворения «Чужая боль» (текст песни гр. «Пилот»).

Чужая боль - дворняга грязная.

Не трогай, детка, а вдруг заразная?

Не гладь - испачкаешь ладошки

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастет, зная-

Так проще- жить, не замечая.

К чему тащить чужую ношу?

Делить беду?! Придумал тоже!

Сам разбирай! Не мне же больно!

С меня своих проблем довольно!

И так и дальше: жить в покое,

Делить все на свое и на чужое.

Чужую боль в упор не замечают,

Забыв одно- бездушье не прощают.

 

- Как перекликается стихотворение с рассказом Лукьяненко?

- Продолжите предложение, вынесенное в тему урока.

- Почему за ответы получали сердечки?

 

V. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос ГИА 24,2: актуальность проблем в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль»

Творческая работа. Написать эссе «Что значит чувствовать чужую боль».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: