Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Подготовка, планирование и переход на реализацию дисциплин
с использованием исключительно ДОТ

Чтобы системно подготовиться к переходу на преподавание в удаленном и распределенном режиме, преподавателю необходимо:

1. Проанализировать перечень «своих» дисциплин и иных элементов учебного плана, которые еще не завершены и продолжаются до конца учебного года.

2. Принять решение о возможности полного или частичного замещения реализации каждой «своей» дисциплины самостоятельным изучением студентом онлайн-курса. Результаты такого изучения будут зачтены студенту в качестве освоенной дисциплины. Для этого необходимо:

2.1. Изучить возможности онлайн-платформ (Национальная платформа открытого образования, Coursera и т. д.)

2.2. Провести тщательный анализ доступных онлайн-курсов для максимального использования возможностей онлайн-платформ

2.3. Оценить возможность полностью или частично (в части какого-либо тематического блока, учебного модуля или вида учебных занятий) заместить учебную дисциплину без ущерба для ее целей и задач, тематического наполнения и трудоемкости

2.3. Выбрать один из вариантов:

- полное замещение освоения дисциплины онлайн-курсом (-курсами);

- частичное замещение освоения дисциплины онлайн-курсом (-курсами);

- самостоятельная реализация дисциплины с использованием ДОТ без привлечения онлайн-курсов.

2.4. Если принимается решение о том, что полное или частичное замещение по конкретной дисциплине возможно, необходимо сообщить об этом в Учебно-методическую комиссию по УГСН, а также руководителю учебно-научного подразделения (заместителю декана факультета).

3. Если принимается решение о том, что замещение учебной дисциплины с помощью ресурсов онлайн-платформ невозможно, необходимо организовать ее освоение с помощью сервисов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), как встроенных в ЭОИС СПбГУ, так и иных. То же самое относится к организации освоения дисциплины в смешанном формате (при частичном замещении материалами онлайн-курсов), но только в части не замещаемых форм работы.

4. Принять принципиальное решение о способе реализации учебных занятий лекционного и семинарского типов, а также консультаций:

- синхронный способ (взаимодействие преподавателя и обучающихся в режиме реального времени с использованием ДОТ);

- асинхронный способ (отсутствие взаимодействия в реальном времени, ознакомление обучающихся с материалами курса, заранее подготовленными преподавателем в ЭИОС).

4.1. В случае выбора преимущественно синхронного способа реализации дисциплины, лекционные и семинарские занятия, а также консультации должны проводиться с использованием технологий онлайн- и конференц-связи с возможностью трансляции (стриминга) видео, аудио, тестовых чатов, показа презентаций (демонстрации экрана) в режиме реального времени согласно предварительно оговоренному расписанию в привязке к электронному расписанию СПбГУ.

4.2. В случае выбора преимущественно асинхронного способа лекционные материалы в видео-, аудио- или иных форматах заранее готовятся преподавателем и размещаются в ЭИОС для ознакомления обучающимися (например, посредством записи видео-лекций). Интерактивная составляющая семинарских занятий в таком случае может обеспечиваться благодаря взаимодействию в форумах, вики-страницах, по электронной почте и другими способами, не требующими единовременного присутствия преподавателя и обучающихся в онлайн-пространстве в строго заданное время.

4.3. Разные формы учебных занятий могут реализовываться разным способом, в т. ч. и смешанно. Например, лекции могут размещаться в формате видеозаписей для асинхронного ознакомления, а семинары и/или консультации проводиться в онлайн-режиме, т. е. синхронно.

5. Изучить многообразие средств и сервисов, доступных для технологического обеспечения реализации дисциплины с использованием ДОТ, в т. ч. для:

- информирования обучающихся посредством корпоративной электронной почты, но не ограничиваясь ей;

- проведения онлайн-занятий лекционного и семинарского типов при синхронном способе реализации данных видов учебной работы (сервисы для проведения вебинаров, видеоконференций и др.);

-размещения учебных и учебно-методических материалов для ознакомления обучающихся посредством систем LMS, облачных сервисов, корпоративной электронной почтыи др.;

- проведения опросов, в т. ч. с целью получения обратной связи от обучающихся;

- размещения вопросов/ тестовых/ творческих заданий для текущего контроля, а также для сбора и анализа/проверки выполненных студентами заданий;

- организации консультирования по учебным и учебно-методическим вопросам (посредством сервисов конференцсвязи или по электронной почте);

- и прочее.

6. Спланировать разработку и загрузку всех необходимых материалов ЭИОС с использованием выбранных средств и сервисов с учетом графика занятий согласно утвержденному расписанию.

7. Создать или подготовить, а затем разместить учебные и учебно-методические материалы, включая записи видеолекций (в случае асинхронного формата лекционных занятий), презентации, ридеры, материалы для проведения текущего контроля и проч. в ЭИОС, сопроводить их необходимыми инструкциями.

8. Проверить, все ли размещенные материалы действительно можно освоить или выполнить исключительно с применением выбранных ДОТ.

9. Довести информацию о канале реализации дисциплины до студентов, Учебно-методической комиссии и руководству факультета, если этого не было сделано ранее.

10. Необходимо предусмотреть возможность контроля прогресса (учебного продвижения) студента в освоении дисциплины для оказания индивидуального содействия, в т. ч. использования альтернативных электронно-информационных средств и сервисов, при возникновении трудностей технического или учебно-методического характера. Непрерывный контроль уровня подготовки является важным условием полноценного обучения с использованием ДОТ.

11. Заблаговременно напоминать студентам с помощью сервисов ЭИОС о предстоящих учебных событиях, о том, что они должны выполнить к определенному сроку, какие задания предстоят в следующий период с указанием четких дедлайнов. Информировать о любых вынужденных изменениях в расписании и/или формате учебных занятий.

12. Организовать планирование своей рабочей недели с учетом всей педагогической нагрузки, включая сопутствующую учебно-методическую работу, в новых условиях (например, через электронный онлайн-календарь).

13. Обеспечить фиксацию хода образовательного процесса (создайте документ, в котором будете отмечать виртуальное посещение студентами занятий, выполнение заданий, соблюдение сроков и т.д.).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: