Цель: Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».
Протокол исследования:
| лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед | Кол-во слов | ||
1 | + | + | + |
|
| + | + | + | + | + | 8слов-3 балла-средний уровень | ||
2 | + | + |
| + | + | + |
| + | + |
| 8слов- 3 балла-средний уровень | ||
3 |
| + | + | + |
| + | + | + | + |
| 7 слов- 3 балла-средний уровень | ||
4 | + |
| + | + |
|
| + | + | + | + | 7 слов3 балла-средний уровень | ||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10 слов- 4 балла- высокий уровень | ||
Спустя час | + | + |
| + | + | + |
| + | + | + | 8-3 балла-средний уровень |
Интерпретация:
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10.
Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Качественный анализ полученных результатов: Испытуемая после 5 предъявления воспроизвела 10 слов, и после отсроченного предъявления 8 слов, что свидетельствует о высоком уровне процесов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Методика «Воспроизведение рассказа»
Цель: определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.
Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».
|
|
Протокол:
Кол-во правильно воспроизведенных смысловых единиц | Уровни | Вывод |
8 | Максимально=16 Высокий = 12 и более. Низкий=4 и менее | Средний уровень смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов. |
Методика «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Цель: Исследование слуховой памяти
Инструкция: «После команды «Записывайте» Вы должны записать запомнившиеся числа. После этого вам будет прочитан следующий ряд чисел».
Протокол:
Количество ошибок | Количество правильных ответов | Продуктивность запоминания (ПЗ) | Уровни | Вывод |
5 | 25 | 20 | Высокий 40 и более Средний от 21 до 39 Низкий ниже 20 | Средний уровень слуховой памяти |
Продуктивность запоминания – формула:
РЗ 1 n 1 - n 2,=25-5=20
где n1 – количество правильно воспроизведенных чисел
n2 – количество ошибок
Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»
Цель: Измерение объема механической памяти
Инструкции: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!». Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке.
Протокол:
Кол-во правильно воспроизведенных чисел | Уровни | Вывод |
29 | Max = 36 Высокий = 25 и более Низкий = 14 и менее | Высокий уровень объема механической памяти. |
Методика «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»
Цель: Изучение образной памяти
Инструкция: « Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.»
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.
Протокол:
Количество правильных ответов: из 16 образов 11.
Вывод: Количество воспроизведенных по памяти образов= 11.
Данный результат говорит о высоком уровне образной памяти.