Методика «Заучивание 10 слов»

Цель: Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».

Протокол исследования:

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

Кол-во слов

1

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

8слов-3 балла-средний уровень  

2

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

8слов- 3 балла-средний уровень  

3

 

+

+

+

 

+

+

+

+

 

7 слов- 3 балла-средний уровень  

4

+

 

+

+

 

 

+

+

+

+

7 слов3 балла-средний уровень  

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10 слов- 4 балла- высокий уровень
Спустя час

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

8-3 балла-средний уровень  

Интерпретация:

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10.

Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Качественный анализ полученных результатов: Испытуемая после 5 предъявления воспроизвела 10 слов, и после отсроченного предъявления 8 слов, что свидетельствует о высоком уровне процесов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.





Методика «Воспроизведение рассказа»             

Цель: определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Протокол:

Кол-во правильно воспроизведенных смысловых единиц Уровни Вывод
8 Максимально=16 Высокий = 12 и более. Низкий=4 и менее Средний уровень смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Методика «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»

Цель: Исследование слуховой памяти

Инструкция: «После команды «Записывайте» Вы должны записать запомнившиеся числа. После этого вам будет прочитан следующий ряд чисел».

Протокол:

Количество ошибок Количество правильных ответов Продуктивность запоминания (ПЗ) Уровни Вывод
5   25 20 Высокий 40 и более Средний от 21 до 39 Низкий ниже 20 Средний уровень слуховой памяти

Продуктивность запоминания – формула:

РЗ 1  n 1 - n 2,=25-5=20

где n1 – количество правильно воспроизведенных чисел

n2 – количество ошибок

 

Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

Цель: Измерение объема механической памяти

Инструкции: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!». Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке.

Протокол:

Кол-во правильно воспроизведенных чисел Уровни Вывод
  29 Max = 36 Высокий = 25 и более Низкий = 14 и менее Высокий уровень объема механической памяти.


Методика «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Цель: Изучение образной памяти

Инструкция: « Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.»

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Протокол:

Количество правильных ответов: из 16 образов 11.

Вывод: Количество воспроизведенных по памяти образов= 11.

Данный результат говорит о высоком уровне образной памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: