Карточка-задание № 2.События и герои повести

Карточки-задания для развития письменной речи учащихся

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

Карточка-задание № 1. Смысл названия повести

Умберто Эко однажды заметил, что заглавие — “уже ключ к интерпретации”. Вам предстоит доказать или опровергнуть мысль одного из самых известных зарубежных писателей, обратившись к повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Для справки. Современные литературоведы считают заглавие одним из компонентов предтекста, к числу которых относят имя (псевдоним) автора, подзаголовок, эпиграф, посвящение. Эти компоненты предтекста в совокупности выполняют прогнозирующую функцию, задают читателю первые ориентиры, по которым может строиться восприятие художественного произведения в целом.

· Вспомните свои читательские “ожидания” от книги с таким необычным названием и попытайтесь их сформулировать. Какие из них оправдались, а какие нет?

· Первоначально повесть называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но в окончательном варианте название стало звучать по-другому — «Собачье сердце». Как вы думаете, почему Булгаков изменил название и снял подзаголовок? “Чудовищна” или нет история, описанная в повести?

· Подумайте, что в содержании произведения обусловило его название.

· Как помогает понять смысл названия повести следующий диалог между профессором Преображенским и доктором Борменталем:

“— <…> Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.

— Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем.

— <…> Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!”

Чьей стороны в споре, на ваш взгляд, “придерживается” автор?

· Прокомментируйте высказывание одного из профессиональных читателей, который сказал: “В Шарикове непереносимы отнюдь не рудименты его собачьей сути, но именно «человеческая сущность» Клима. И если у него «собачье сердце», то не в буквальном значении «сердце, принадлежащее собаке», но в уничижительно-метафорическом смысле” (С.Руссо). В Толковом словаре современного русского языка нет “уничижительно-метафорического” толкования слова собачий. Попытайтесь его дать, оттолкнувшись от словосочетания собачье сердце.

Для справки. В данном случае: метафорический —содержащий в себе метафору, иносказательный. (Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или контрасту.) Уничижительный —1. устар. То же, что унизительный. 2. Лингв. Относящийся к образованию существительных и прилагательных, имеющих оттенок презрительности, пренебрежительности.

  • Теоретики литературы утверждают, что помимо метафор-слов большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы. Как вы думаете, является ли таковым название повести?
  • Письменно ответьте на вопрос: В чём смысл названия повести «Собачье сердце»? В своей работе не забудьте отметить, как в названии обыграна многозначность прилагательного собачье.

В качестве подсказки. Внимательно перечитайте карточку и подумайте, что из её текста может быть непосредственно использовано в вашей работе. (Например, начать свой ответ вы можете словами: “Умберто Эко однажды заметил, что заглавие — «уже ключ к интерпретации»”.) А своё дальнейшее высказывание построить как ответ на поставленные вопросы. Ваша задача — продумать их правильную последовательность.

Карточка-задание № 2.События и герои повести

События повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» разворачиваются в Москве. Какой она предстаёт перед глазами читателей? (Задание для желающих.) Сопоставьте свои читательские впечатления со зрительскими, вспомнив экранизацию повести (режиссёр В.Бортко). Насколько точно там передана атмосфера тех лет? Безусловно, вы понимаете, что в кинофильме образ города создан с помощью сугубо “киношных” средств: монтажом фрагментов, сменой планов, даже скорости движения ленты. В художественном произведении также можно обнаружить несколько планов, а их совмещение помогает автору решить многочисленные задачи. Для того чтобы понять, какие, надо разобраться в композиции повести.

Для справки. Композиция —расположение и соотнесённость компонентов художественной формы, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.

  • Что противостоит в повести хаосу и ненависти, которые царят на улицах Москвы? Кто соединяет два мира: мир города и мир квартиры?
  • Поработайте над композицией повести. На первый взгляд она достаточно проста: пролог, две части и эпилог. Попробуйте, исходя из этого, определить, как соотносятся в повести герои и события. Свои наблюдения оформите в таблицу.

Заполняя таблицу, вы наверняка заметили, что в первых главах повести использован приём остранения: герои и события даны в основном глазами пса.

Для справки. Остранение — художественный приём, основанный на эффекте нарушения автоматизма восприятия путём нового — “странного” — взгляда на знакомые вещи и явления с целью “дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание” (В.Шкловский), иными словами, описание человека, предмета или явления как бы впервые увиденного, а потому приобретающего новые признаки.

· Как вы думаете, почему Булгаков так активно пользуется этим приёмом в первых четырёх главах повести? Почему в пятой главе повествование о событиях “передоверено” доктору Борменталю? Почему дневник ведёт именно он, а не профессор Преображенский? После чудесного превращения Шарика повествование идёт только “от автора”?

  • События в первой и второй частях повторяются: выбор имени, приход домкома, безобразие, учинённое Шариком-Шариковым (расправа с совой и котом соответственно), обед, размышления профессора перед операцией, разговор с Борменталем, операция. В чём смысл этих повторений?
  • Проследите этапы превращения бездомного пса в домашнего Шарика и Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Зачем нужен вкладной лист в дневник доктора Борменталя: “Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз — условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложён. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной…”?Почему Шариков взял “наследственную” фамилию? Что он унаследовал от пса, а что — от Клима Чугункина?
  • Почему не удалось профессору Преображенскому “развить Шарика в очень высокую психическую личность”? У кого и почему Шариков находит поддержку?

“Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему” — это слова профессора Преображенского. А какова точка зрения доктора Борменталя? Зины? Дарьи Петровны? Как же нужно воспитывать человека?Когда и как в повести возникает тема воспитания? Удалось ли профессору остаться верным своим убеждениям: “ На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено”? Если да, то почему он решается на повторную операцию? Если нет, то когда и почему вынужден был изменить им?

 

  • Девятая глава «Собачьего сердца» заканчивается словами: “Конец повести”, но далее следует эпилог. Так где же заканчивается повесть — в девятой главе или в эпилоге? В чём смысл рассказа о новых научных поисках профессора Преображенского в заключительных строках повести?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: