Карточка-задание № 4. Постигаем поэтику повести

“Смысла, отдельного от поэтики, не существует”, — сказал известный современный литературовед Юрий Владимирович Манн. Вам предстоит убедиться в правоте этих слов в процессе постижения поэтики повести.

  • Как вы знаете, повесть Булгакова «Собачье сердце» прошла долгий путь к читателю. Ознакомившись с ней ещё в рукописи, один из видных советских политических деятелей Л.Б. Каменев написал: “Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя”. И повесть была запрещена. Подумайте, насколько точно был определён жанр повести — памфлет.

Для справки. Памфлет —произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой, обличающей форме политический строй в целом, общественное явление… Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла. “В памфлете, — указывается в «Словаре литературоведческих терминов», — может переплетаться публицистика с сатирическими приёмами оценки. Памфлетность может быть присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее легко расшифрованные портретные зарисовки и характеристики определённых исторических лиц”. Можно ли согласиться с современным исследователем, утверждавшим, что “в «Собачьем сердце» М.Булгаков передаёт гротескный образ современности”? (Е.Скороспелова).

Для справки. Гротеск —тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

  • Один из исследователей однажды заметил: “Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи. Да ещё самым выдающимся. А это при всём том, что он вовсе не хотел им стать. Сделала его сатириком сама эпоха. По природе своего дарования он был лириком <…> Каждый созданный им образ несёт в себе его любовь и ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожаление” (В.Боборыкин). Как сочетаются на страницах повести сатира и лирика? Лирически или сатирически изображена квартира Филиппа Филипповича и её обитатели? Как автор относится к профессору, доктору Борменталю, Зине?
  • Другой исследователь пишет: “Повесть Булгакова «Собачье сердце» построена как бы по принципу параллельных зеркал <…> Например, в начале повести Шарик рассуждает о еде так же, как Филипп Филиппович рассуждает о закусках за столом” (Ю.Пиотровский). Найдите примеры использования этого приёма в повести и определите его художественную функцию.

Для справки. Под приёмом параллельных зеркал критик понимает отражение поступков, взглядов, высказываний одного героя в поведении и речи другого.

  • Итак, вы убедились, что в булгаковском тексте нет случайных образов, деталей. Наблюдая жизнь Москвы, Шарик расскажет о машинистке, мелькнувшей в подворотне. Вспомните, когда машинистка вновь возникнет на страницах повести, зачем нужен автору этот образ?
  • “Острый имеете взгляд и язык” — эти слова услышал ещё гимназист Булгаков. Мы можем убедиться в справедливости этих слов буквально с первых страниц повести. Вот Шариков унюхал колбасу: “А в сущности — зачем вам она? Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме”. Внимательный читатель узнает в приведённых словах знаменитую агитку Маяковского: “Нигде кроме, как в Моссельпроме”. Но как она преобразилась под пером Булгакова! Какой сарказм зазвучал в этих словах! Вспомните, где и по какому поводу возникает в повести упоминание о Моссельпроме и других “советских” продуктах и товарах? Какую художественную функцию они выполняют?
  • Необычна не только тематика и проблематика, но и символика повести. Как вы помните, операция проходит 23 декабря, с 24 декабря по 6 января происходит преображение собаки в человека. Соотнесите эти даты с церковным календарём, сделав поправку на новый стиль, и вы по-новому осознаете смысл произошедших событий. Сопоставьте это с фамилией “мага и волшебника” Преображенского и подумайте, что понял и чего не понял профессор. Сопоставьте разговор с доктором Борменталем в 8-й главе и финал повести.
  • Напишите мини-сочинение на тему «Образы-символы и/или сквозные темы в повести “Собачье сердце”». В основу вашей работы может быть положено одно из выполненных заданий или абсолютно самостоятельное исследование.

В качестве подсказки. Перечитайте третью главу и найдите рассуждения Шарика об ошейнике. Какой смысл вкладывает автор в этот образ? С какой темой он связан? Когда и как в повести возникает тема воспитания?

Для справки. Символ — многозначный предметный образ. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий.

Подготовила Е.С. Романичева

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: