Карточка-задание № 3. Поработаем с эпизодом

  • Вам предстоит проанализировать эпизод из главы 3 (разговор после обеда). Но для начала попробуйте сформулировать ответ на вопрос, что такое эпизод. Сопоставьте своё высказывание с мнением теоретиков литературы, которые определяют это понятие следующим образом: эпизод — основной структурный элемент сюжета эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Каждый эпизод воплощает собой законченный момент действия. Эпизоды связаны между собой причинно-временной или только временной связью. Понять эпизод можно лишь в системе всего действия в качестве его фрагмента, выполняющего определённую функцию: характерологическую, то есть раскрывающую какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологическую, то есть дающую представление о душевном состоянии героя; оценочную, когда авторское слово вторгается в повествование и в нём даются характеристики персонажам и событиям; эпизод также может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев. Эпизод в конкретном произведении может нести не одну, а несколько функций. Внимательно перечитайте эпизод и подумайте, какую функцию он выполняет в структуре художественного целого.
  • Проанализируйте эпизод, опираясь на следующий план.

1. Определите мини-сюжет (событие эпизода). Для этого перескажите содержание прочитанного двумя-тремя предложениями, отметив, что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступки совершают.

2. Определите место эпизода в развитии сюжета (определите его место в цепи событий) и композиции произведения.

Для справки. Исследователи считают, что композиция повести достаточно проста: две части с прологом и эпилогом.

Подумайте, к какой части можно отнести этот эпизод, есть ли в нём “толчок” для развития дальнейших событий.

3. Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода.

В качестве подсказки. Вы, наверное, обратили внимание, что событий в прямом смысле слова в этом эпизоде нет: сидят герои разговаривают. Но этот разговор назвать диалогом достаточно трудно. Это монолог профессора Преображенского, изредка прерывающийся репликами доктора Борменталя. Обратите внимание, в какие моменты автор “даёт слово” Борменталю. Попробуйте “изъять” их из текста. Что изменится?

4. Расскажите о героях, принимающих участие в разговоре (что вы уже знаете о профессоре Преображенском и докторе Борментале?), их отношение к проблеме.

В качестве подсказки. Обратите внимание на третьего, безмолвного участника разговора — пса Шарика. Как соотносится то, что говорит профессор Преображенский и то, что “думает” Шарик. Определите, чьими глазами смотрит читатель на действующих лиц.

5. Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их речевую характеристику.

В качестве подсказки. Обратите внимание, как именуются герои эпизода: почему профессор всегда называется по имени-отчеству, а имя-отчество доктора Борменталя — Иван Арнольдович — читатель слышит только из уст профессора. По ходу повествования он именуется красавцем-тяпнутым, просто тяпнутым, укушенным, пострадавшим от пса. Кто и почему его так называет? Подумайте, какие слова из приведённых ниже “сопровождают” реплики профессора, а какие доктора: горестно воскликнул, возопил, громовым голосом ответил, совершенно уверенно возразил, кричал с жаром, назидательно объяснил; возразил, заикнулся было, шутливо заметил, осведомился, с уважением спросил. Чем вы объясните разницу? Как эти слова помогают понять характер персонажей? Какие авторские “ремарки” сопровождают мысли пса?

6. Обратите внимание на художественные детали, которые упоминаются в этом эпизоде. Почему “сонные видения” пса начинаются с упоминания “совы с глупыми жёлтыми глазами”? Какие детали портрета, интерьера помогают нам понять характер Филиппа Филипповича?

7. Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода. Можно ли утверждать, что в уста профессора Преображенского автор вкладывает свои заветные мысли? Завершается эпизод характеристикой профессора, данной Шариком: “…волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки”. Какой смысл вкладывает он в них?

В качестве подсказки. Эти слова не раз звучат на страницах повести, их произносят и другие герои. Вспомните, кто, когда и по какому поводу. Созвучны ли их мысли мыслям пса?

8. Определите, как связан эпизод с темой и/или проблемой повести в целом.

В качестве подсказки. Фразой о Калабуховском доме, которая будет неоднократно повторена профессором при разных обстоятельствах, по существу начинается его знаменитый монолог о разрухе в повести. В каких ещё эпизодах повести звучит эта фраза? Как эти эпизоды связаны между собой?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: