Тема детства в прозе конца 19-нач.20 века

Вторая половина XIX века - период необыкновенно плодотворный для русской литературы в целом и, в частности, для литературы для детей и о детях. Это период, когда в литературе одновременно сосуществуют такие писатели, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Д.В. Григорович, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин и Ф.М. Достоевский.

Кроме того, в создании детской литературы и отборе круга текстов для нее из литературы взрослой принимают участие известные педагоги, такие как В.П. Острогорский и Д.И. Тихомиров.

Серьёзный разбор современной ему детской литературы осуществил В. Г. Белинский. Критик отстаивал идею гармонического развития личности и действеннейшим средством воспитания считал литературу, полемизируя в этом с некоторыми современниками. «Есть даже люди, которые считают чтение для детей занятием больше вредным, чем полезным. Это грубое заблуждение, варварский предрассудок. Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые и молодые, и деловые и ничего не знающие; дети - также». Состояние современной ему детской литературы, особенно беллетристики, по мнению критика, представляло собой зрелище крайне унылое. Именно этим объясняются многие резкие выпады в рецензиях на них Белинского. С одной стороны, критик высказывает убеждение, что детские книги «должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». С другой, он не раз называет вздорными и вредными не только «русские книги для детей, но и их иностранные образцы, разгуливающие по всему свету под эгидою громких имён их знаменитых авторов».

«Если бы это было не так, то откуда же возник бы вопрос: нужны ли, полезны ли детские книги вообще?» - продолжает он эту мысль несколькими годами позже. Критик, явившийся одним из первых теоретиков литературы для детей, неоднократно подчёркивал, что детская литература отнюдь не пустое занятие, как думают об этом многие, что детским писателем следует «родиться, а не сделаться», для этого нужен «не только талант, но и своего рода гений».

Самое развёрнутое суждение о детской литературе Белинский приводит в рецензии на составленный П.Фурманом «Альманах для детей»: «Обращаясь к общей идее полезности или бесполезности детских книг, вот что скажем мы, как результат нашего мнения об этом предмете: Мнение, что дети должны читать только то, что читают и взрослые, не лишено основания и справедливости, но требует больших исключений и ограничений. Но нам кажется, что можно дать на этот предмет правило, не допускающее почти никаких исключений и ограничений: книги для детей можно и должно писать, но хорошо и полезно только то сочинение для детей, которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех. И к повестям, рассказам и детским пьесам это относится едва ли ещё не более, чем к статьям другого рода». Суждения В.Г.Белинского о детской литературе во многом опережают его эпоху и предугадывают позднейшие споры об этом предмете. Тезис же о том, что литература для детей должна «занимать взрослых людей... как литературное произведение, писанное для всех», будет многократно и в разных вариациях повторяться в последующие десятилетия, причём чаще всего независимо от Белинского, настолько всеобщей станет эта мысль.

«Общее мнение осудило детские книжки на ничтожество и презрение, - пишет В.Г.Белинский. - Детские книжки, детский писатель - это все равно, что «пустые книжки», что «вздорный писатель». Предложи книгопродавец какому-нибудь известному литератору написать книжку для детей: если ещё не обидится таким предложением наш известный литератор, то уж непременно ответит, что ему некогда заниматься таким вздором».

Занимается вопросами детской литературы и Н.А.Добролюбов. В целом его позиция совпадает с точкой зрения В.Г.Белинского, а сам он неоднократно указывает на то, что детские книги должны показывать действительность «живьём» и отвечать принципам реализма. Критик продолжает начатый В.Г. Белинским разбор детских изданий в журнале “Современник”.

Споры о праве детской литературы на самостоятельное существование велись весь девятнадцатый век. Между литературой серьёзной, взрослой и литературой для детей существовала высокая стена, которую еще нужно было преодолеть. Сближение детской литературы с литературой второсортной, приключенческо-беллетристической литературой было вполне обусловлено тем, что среди огромного количества произведений для детей было сравнительно мало действительно художественных. Зачастую юные читатели с их не выработавшимся ещё вкусом жадно поглощали произведения сомнительного достоинства, и, разумеется, это не могло не тревожить многих выдающихся деятелей русской культуры.

Не только А.П.Чехов, но многие другие деятели литературы и искусства склонны были считать, что в XIX веке в России не было своей сколько-нибудь заметной детской литературы. Между тем детская литература в XIX веке существовала, притом насчитывала не одно столетие своей истории. Как представляется, основой сомнений являлось низкое качество многочисленных литературных подделок, заполнявших книжный рынок и скрывавших в своей безликой массы выдающиеся художественные произведения.

В XIX веке русская детская литература перешагнула на новую ступень своего развития и тогда же начала формировать свой золотой фонд, насчитывающий сотни названий художественных произведений.

Принцип формирования и разграничения текстов детской и “взрослой” литератур меняется от эпохе к эпохе и, расширяясь, захватывает часть произведений, которые раньше относились к области литературы взрослой. Можно даже сформулировать закон, согласно которому часть “взрослых” произведений пограничных жанров, а именно авантюрных, приключенческих, художественно-документальных и ряда текстов, относящихся к фольклору и эпосу, постепенно переходят в детскую литературу.

Примеров того, как взрослые книги становились детскими, немало. К их числу можно отнести большинство романов Вальтера Скотта, Марка Твена и Жюля Верна. Все эти книги писались не для детей, но довольно быстро их читательская аудитория помолодела. Часто дети принимали и «забирали себе» книги, написанные не для них.

Так произошло с «Робинзоном Крузо» Дефо, которого Руссо объявил лучшей детской книгой, хотя Дефо создавал его не для юношеской аудитории. Известно, что Г.-Х.Андерсен приходил в бешенство, когда его называли детским писателем, да и «Дон Кихот» Сервантеса, столь любимый многими детьми, адресовался взрослому читателю.

Одновременно с тем детская литература всегда была намного консервативнее литературы взрослой и гораздо тяжелее принимала новые имена и новые книги.

Объяснялось это стремлением большинства родителей дать детям нечто безусловно проверенное и благонадёжное, то, что они сами когда-то читали в детстве. Это соотносимо как с нашим временем, так и со второй половиной XIX века.

В 60-70-е годы, испытывая потребность в материалах для занятий, к детской литературе обращаются многие педагоги, среди которых следует особенно отметить К.Д.Ушинского и его последователей, таких, например, как Н.А.Корф, составитель и издатель книг для школьного и домашнего чтения. Его книга «Мой друг»(1869) имела практическую и прикладную направленность. Являясь сторонником «реального чтения», Корф стремился передать детям полезные для жизни сведения. В составленной им программе для чтения нет стихов или сказок. Педагог считает, что родители посылают детей в школу ради серьёзного чтения и практических навыков, а развлекательное чтение не вызовет у них доверия к учебе.

В 1871 году появляется «Книга для первоначального чтения в народных школах» В.И. Водовозова. В его книгу входят рассказы по истории, географии, естествознанию, статьи о важнейших промыслах и отраслях промышленности. Во многом она носит хрестоматийный характер: автор включает в неё отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

Кроме того, активную роль в формировании и популяризации детской литературы второй половины XIX века играли детские журналы. Одним из наиболее ярких и интересных были «Семейные вечера» (1864-1890) М.Ростовской. В двух своих отделах - для младших и старших читателей - издательница помещает сказки, игры, рассказы, статьи по искусству, географии и истории, повести и многое другое.

С 60-х годов XIX века ведет свою историю детская литература познавательной направленности. Обычно всё новое вначале появлялось в журналах, а чуть позже выходило и отдельными изданиями. Печатаются и переиздаются адаптированные для детей переводные книги Брема и Дарвина. Высоко оцениваются читателями и критикой книги А.Разина «Путешествие по разным странам мира»(1860) и «Открытие Камчатки, Америки и Алеутских островов» (1860).

Примечателен взгляд на детскую литературу, высказанный видным педагогом, критиком и библиографом Ф. Г. Толлем. В 1862 году вышла его работа «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении». Автор - твёрдый сторонник жизненного правдоподобия, «реальных знаний» и естественнонаучного подхода в детской литературе. На страницах «Опыта библиографии» подробно разбираются 242 книги и шесть журналов. Во введении Ф.Г. Толль объясняет, какие задачи, по его мнению, должны решаться детской литературой и приводит выработанные им критерии оценки детских книг. Язык должен быть «безупречен по правильности, плавности, ясности и изяществу» и соответствовать возрасту читателя. Не менее строгие требования предъявляются и к содержанию, которое должно быть «безусловно нравственным» и содержать как можно больше полезной информации. «Книги, не заключающие в себе никаких сведений, которые бы стоило удержать в памяти», не нужны. «... мы, в большей части случаев, враги сказок, в которых фантастический элемент отъединён от познавательного и нравственного».

К концу века русская детская литература вполне сформировалась. Тогда же впервые возникла потребность в систематизации огромного наработанного материала, систематизации самой детской литературы и правильного направления детского чтения.

«Петька на даче» Л.Андреев

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» — судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.

Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика — Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко-гда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», — подчеркивает Л.Н. Андреев.

«В дурном обществе» В.Короленко

По жанру данное произведение относится к повести. На это указывает средний объем, большое число героев, длительное повествование, состоящее из множества эпизодов. Позднее книга была переработана в более короткую форму — рассказ, который получил название «Дети подземелья».

Повесть охватывает множество тем, но главной идеей произведения является социальное неравенство. Владимир Короленко показал эту проблему детскими глазами, ведь дети совсем по-другому видят взрослые проблемы. Главный герой, мальчик Вася, рос в богатой семье. Ему не были знакомы проблемы. Но он знакомиться с Валеком и Марусей, которые были нищими. Мальчик не понимает, почему одним достается все, а другим ничего.

С этой темой связана и тема взаимоотношения между детьми и родителями. Вася не был близок с отцом, так как он удалился от его воспитания. Мальчик был предан самому себе. А Валек и Маруся имели любящего отца, пана Тыбурция. Он заботился о своих детях. Их семья была очень дружной, в отличии от семьи Васи.

Раскрывает автор и тему преступлений. Валек украл булку для Маруси. Вася его сначала осуждал, а потом задумался, ведь они голодают. Можно ли считать преступлением кражу еды во время голода? Писатель дает возможность читателю поразмышлять над этим.

  Повесть «В дурном обществе» учит читателей прежде всего тому, что не всегда нищие виноваты в том, что они страдают. Человек должен с пониманием относится к тем, кто живет хуже, чем он. Нужно помогать тем, кому хуже в данный момент, кто нуждается в этом. Нельзя выбирать друзей по доходу. Это показано на примере дружбы Васи и Валека. Мальчики дружили из-за схожих интересов, ценностей, мыслей. Это и должно быть основой дружбы, а не материальный достаток. Родители должны держать контакт с ребенком и общаться с ним, знать, что ему интересно, что он хочет. Нельзя удаляться от своего ребенка. Только тогда получится воспитать счастливого человека.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: