Основные законом успешного выст.-практика

План – конспект урока:

  • Общие особенности публичного выступления
  • Требования к выступлению
  • Что такое риторика
  • Структура публичного выступления;
  • Поведение оратора
  • Виды выступлений: информационное, протокольно-этикетное, рассуждение, развлекательное
  • Рассуждение. Аргументация.

Ход урока.

I Лекция учителя.

Сделать нашу речь убедительной очень просто. Необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание. В наше время убеждение –это необходимость.

1. Общие особенности публицистического выступления.

Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале аудиторией.

2. Требования к выступлению.

Общие правила подготовкипублицистического выступления любого жанра практически одинаковы:

· решительное начало

· драматизм

· сдержанная эмоциональность

· краткость

· диалогичность

· разговорность

· установление и поддерживание контакта с аудиторией

· понятность главной мысли

· решительный конец

Перваяфраза - главная в выступлении, она должна быть заранее продумана и выучена, должна быть чёткой и понятной.

Драматизм – напряжение в тексте создаётся за счёт столкновения разных точек зрения.

«Мир любит слушать о борьбе». Корнеги

Краткость - соблюдение регламента.

Диалогичность – любое выступление несёт черты беседы (риторические вопросы).

Разговорность - стиль непринуждённой беседы (юмор, разговорные слова, меньше терминов и иностранных слов).

Установление контакта с аудиторией: демонстрируйте приветливость, дружелюбие, смотрите на аудиторию, будьте готовы к вопросам.

Понятность главной мысли – главная мысль должна быть сформулирована не менее 2-3 раз в ходе выступления, но разными словами.

Решительный конец – краткий, понятный, ясный, заранее продуманный. Окончательную фразу продумать и произнести эмоционально, несколько замедленно, многозначительно.

Все эти задатки решаются учебном курсе риторики.

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. В переводе с греческого rhetorike – ораторское искусство. Она призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Это одна из древнейших наук. Сложилась она в IV веке до Р.Х. в Греции. Основоположником её как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно известный труд широко известен и сейчас.

Среди великих античных ораторов можно назвать Сократа и Платона – создателей теории «Подлинного красноречия». Демосфен всей своей жизни доказал, что любой человек способен обрести красноречие, ели упорно тренироваться и стремиться к знаниям. Ему не было равных в судебных спорах. Цицерон – оратор, политик, писатель. Его имя стало нарицательным. Блестящий теоретик, он обобщил взгляды теоретиков и практиков красноречия. Квинтилиан – знаменитый римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции и Рима. Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении.

Ещё древние считали, что любой текст публичного выступления имеет свою структуру. (презентация «Риторика Древней Греции и Рима»)

4.Структура публичного выступления.

Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступление обычно строится по традиционной трёхчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении различают зачин (цель – привлечь внимание аудитории) и завязку (объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса).

Основная часть – изложение выступления и аргументации тезиса.

Заключение может включать как напоминание основной тезис, обобщение (вывод) и призыв (мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Структура выступления должна быть понятной для слушателей.

Средства выделения логических частей выступления: «начну с..», «теперь о..», «и наконец», «в заключении отмечу, что..», «во-первых, во-вторых».

Больше 4 пунктов доказательств или примеров для слушателей «много», лучше всего рассматривать 3 аргумента, вопроса.

5. Поведение оратора. Подготовка к публичному выступлению.

К выступлению надо прийти в хорошей психологической и физической форме.

Надо выбрать способ подготовки к публичному выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:

1.Экспромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием идей.

3.Текст высказывания – готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4.Воспроизведение наизусть –выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Считается, что лучший способ – план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Что нужно знать о поведении оратора во время выступления?

1. Продумать внешний вид оратора. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора.

2. Надо выбрать определённую риторическую позицию: информационная, позиция комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера.

3. Манеры выступления:

  • Энергичность изложения
  • Физическая бодрость, подвижность
  • Уверенный внешний вид
  • Дружеский интимный тон
  • Умеренная жестикуляция
  • Открытые позы
  • Средний темп речи, избегайте больших пауз, небольшие паузы делайте после важных мыслей.

6. Виды выступлений.

Виды выступлений по цели бывают:

  • Информационные (научный доклад, лекция, монолог учителя, рассказ о каком-либо случае, ответ ученика на уроке).

Цель – сообщить какую-нибудь информацию.

  • Протокольно-этикетное ( приветствие официальной делегации, официальное поздравления юбиляра, вступительное слово перед каким-нибудь официальным мероприятием, похвальное слово, речь на традиционном митинге, официальный тост).

Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

  • Развлекательные (тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, случай из жизни).

Цели – развлечь собравшихся.

  • Убеждающие призваны показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу (научные и политические дискуссии, предвыборные, агитационные, рекламные выступления).

Цели, которые ставит оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер.

Виды публичных выступлений по форме:

  • доклад
  • сообщение
  • выступление
  • лекция
  • беседа

Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную или общественно-политическую проблему (от 10-15 мин. до 2-3 часов – доклад правительства).

Сообщение – небольшое по времени выступление (5- 10 мин.),в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение готовится заранее.

Выступление – краткое, заранее подготовленное сообщение при обсуждении кого-либо заранее объявленного вопроса (1-5 мин.). Бывает импровизированное.

Лекция – связанное развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом (в вузе, школе, научно-популярная лекция для широкого круга слушателей – 20-30 мин.). В лекции должны быть выделены основные вопросы (пункты).

Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями (в небольшой аудитории предполагает монолог и ответы на вопросы по поводу изложенного материала).

7. Рассуждение. Аргументация.

Под аргументацией понимается процесс привидения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис – это главная мысль выступления, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? а аргументы отвечают: ПОТОМУ, ЧТО.

Телевизор смотреть полезно – тезис выступления.

Аргументы – потому что:

По телевизору мы узнаём новости.

По телевизору сообщают прогноз погоды.

По телевизору мы смотрим учебные программы.

По телевизору показывают интересные фильмы.

Аргументы бывают двух типов: «за» (за свой тезис) и «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

· правдивыми, опираться на источники и авторитеты

· доступными, понятными

· отражать объективную реальность

Аргументы «против» должны быть убедительными.

Аргументы надо приводить в системе.

Убедительность аргументов.

Можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К таким аргументам обычно относятся:

  • научные аксиомы
  • положения законов и официальных документов
  • законы природы
  • заключения экспертов
  • ссылка на признанные авторитеты
  • цитаты из авторитетных источников
  • показания очевидцев
  • статистические данные

Оптимальное число аргументов – 3

Правила эффективной аргументации

  • Обращайтесь к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
  • Не злоупотребляйте логическим давлением.
  • Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам («это поможет вам обрести здоровье»).
  • Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идей в обсуждение людей). В логике такой аргумент называется «аргумент к человеку».
  • Отвлекайтесь в изложении от основной темы, дайте возможность слушателям немного расслабиться.
  • Используйте парадоксальные аргументы. Гельвеций писал: «…бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Такой способ чаще встречается в рекламе.
  • Демонстрируйте некоторое превосходство над слушателями (показывайте свою образованность, цитируйте известных художников слова, умеренно используйте иностранные слова и термины). Этот аргумент называют «аргумент к невежеству».
  • Будьте лаконичны.
  • Используйте цифры.
  • Используйте юмор.

Отметим, что эти приёмы имеют яркую национальную окраску. Они работают в русской аудитории, но будут иными в американской, японской (ссылка на Библию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: