План – конспект урока:
- Общие особенности публичного выступления
- Требования к выступлению
- Что такое риторика
- Структура публичного выступления;
- Поведение оратора
- Виды выступлений: информационное, протокольно-этикетное, рассуждение, развлекательное
- Рассуждение. Аргументация.
Ход урока.
I Лекция учителя.
Сделать нашу речь убедительной очень просто. Необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание. В наше время убеждение –это необходимость.
1. Общие особенности публицистического выступления.
Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале аудиторией.
2. Требования к выступлению.
Общие правила подготовкипублицистического выступления любого жанра практически одинаковы:
· решительное начало
· драматизм
· сдержанная эмоциональность
· краткость
· диалогичность
· разговорность
· установление и поддерживание контакта с аудиторией
· понятность главной мысли
· решительный конец
Перваяфраза - главная в выступлении, она должна быть заранее продумана и выучена, должна быть чёткой и понятной.
Драматизм – напряжение в тексте создаётся за счёт столкновения разных точек зрения.
«Мир любит слушать о борьбе». Корнеги
Краткость - соблюдение регламента.
Диалогичность – любое выступление несёт черты беседы (риторические вопросы).
Разговорность - стиль непринуждённой беседы (юмор, разговорные слова, меньше терминов и иностранных слов).
Установление контакта с аудиторией: демонстрируйте приветливость, дружелюбие, смотрите на аудиторию, будьте готовы к вопросам.
Понятность главной мысли – главная мысль должна быть сформулирована не менее 2-3 раз в ходе выступления, но разными словами.
Решительный конец – краткий, понятный, ясный, заранее продуманный. Окончательную фразу продумать и произнести эмоционально, несколько замедленно, многозначительно.
Все эти задатки решаются учебном курсе риторики.
Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. В переводе с греческого rhetorike – ораторское искусство. Она призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.
Это одна из древнейших наук. Сложилась она в IV веке до Р.Х. в Греции. Основоположником её как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно известный труд широко известен и сейчас.
Среди великих античных ораторов можно назвать Сократа и Платона – создателей теории «Подлинного красноречия». Демосфен всей своей жизни доказал, что любой человек способен обрести красноречие, ели упорно тренироваться и стремиться к знаниям. Ему не было равных в судебных спорах. Цицерон – оратор, политик, писатель. Его имя стало нарицательным. Блестящий теоретик, он обобщил взгляды теоретиков и практиков красноречия. Квинтилиан – знаменитый римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции и Рима. Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении.
Ещё древние считали, что любой текст публичного выступления имеет свою структуру. (презентация «Риторика Древней Греции и Рима»)
4.Структура публичного выступления.
Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступление обычно строится по традиционной трёхчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.
Во вступлении различают зачин (цель – привлечь внимание аудитории) и завязку (объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса).
Основная часть – изложение выступления и аргументации тезиса.
Заключение может включать как напоминание основной тезис, обобщение (вывод) и призыв (мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).
Структура выступления должна быть понятной для слушателей.
Средства выделения логических частей выступления: «начну с..», «теперь о..», «и наконец», «в заключении отмечу, что..», «во-первых, во-вторых».
Больше 4 пунктов доказательств или примеров для слушателей «много», лучше всего рассматривать 3 аргумента, вопроса.
5. Поведение оратора. Подготовка к публичному выступлению.
К выступлению надо прийти в хорошей психологической и физической форме.
Надо выбрать способ подготовки к публичному выступлению.
Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:
1.Экспромт – выступление без подготовки.
2.План-конспект – заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием идей.
3.Текст высказывания – готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
4.Воспроизведение наизусть –выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
Считается, что лучший способ – план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.
Что нужно знать о поведении оратора во время выступления?
1. Продумать внешний вид оратора. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора.
2. Надо выбрать определённую риторическую позицию: информационная, позиция комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера.
3. Манеры выступления:
- Энергичность изложения
- Физическая бодрость, подвижность
- Уверенный внешний вид
- Дружеский интимный тон
- Умеренная жестикуляция
- Открытые позы
- Средний темп речи, избегайте больших пауз, небольшие паузы делайте после важных мыслей.
6. Виды выступлений.
Виды выступлений по цели бывают:
- Информационные (научный доклад, лекция, монолог учителя, рассказ о каком-либо случае, ответ ученика на уроке).
Цель – сообщить какую-нибудь информацию.
- Протокольно-этикетное ( приветствие официальной делегации, официальное поздравления юбиляра, вступительное слово перед каким-нибудь официальным мероприятием, похвальное слово, речь на традиционном митинге, официальный тост).
Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.
- Развлекательные (тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, случай из жизни).
Цели – развлечь собравшихся.
- Убеждающие призваны показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу (научные и политические дискуссии, предвыборные, агитационные, рекламные выступления).
Цели, которые ставит оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер.
Виды публичных выступлений по форме:
- доклад
- сообщение
- выступление
- лекция
- беседа
Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную или общественно-политическую проблему (от 10-15 мин. до 2-3 часов – доклад правительства).
Сообщение – небольшое по времени выступление (5- 10 мин.),в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение готовится заранее.
Выступление – краткое, заранее подготовленное сообщение при обсуждении кого-либо заранее объявленного вопроса (1-5 мин.). Бывает импровизированное.
Лекция – связанное развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом (в вузе, школе, научно-популярная лекция для широкого круга слушателей – 20-30 мин.). В лекции должны быть выделены основные вопросы (пункты).
Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями (в небольшой аудитории предполагает монолог и ответы на вопросы по поводу изложенного материала).
7. Рассуждение. Аргументация.
Под аргументацией понимается процесс привидения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.
Тезис – это главная мысль выступления, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? а аргументы отвечают: ПОТОМУ, ЧТО.
Телевизор смотреть полезно – тезис выступления.
Аргументы – потому что:
По телевизору мы узнаём новости.
По телевизору сообщают прогноз погоды.
По телевизору мы смотрим учебные программы.
По телевизору показывают интересные фильмы.
Аргументы бывают двух типов: «за» (за свой тезис) и «против» (против чужого тезиса).
Аргументы «за» должны быть:
· правдивыми, опираться на источники и авторитеты
· доступными, понятными
· отражать объективную реальность
Аргументы «против» должны быть убедительными.
Аргументы надо приводить в системе.
Убедительность аргументов.
Можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
К таким аргументам обычно относятся:
- научные аксиомы
- положения законов и официальных документов
- законы природы
- заключения экспертов
- ссылка на признанные авторитеты
- цитаты из авторитетных источников
- показания очевидцев
- статистические данные
Оптимальное число аргументов – 3
Правила эффективной аргументации
- Обращайтесь к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
- Не злоупотребляйте логическим давлением.
- Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам («это поможет вам обрести здоровье»).
- Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идей в обсуждение людей). В логике такой аргумент называется «аргумент к человеку».
- Отвлекайтесь в изложении от основной темы, дайте возможность слушателям немного расслабиться.
- Используйте парадоксальные аргументы. Гельвеций писал: «…бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Такой способ чаще встречается в рекламе.
- Демонстрируйте некоторое превосходство над слушателями (показывайте свою образованность, цитируйте известных художников слова, умеренно используйте иностранные слова и термины). Этот аргумент называют «аргумент к невежеству».
- Будьте лаконичны.
- Используйте цифры.
- Используйте юмор.
Отметим, что эти приёмы имеют яркую национальную окраску. Они работают в русской аудитории, но будут иными в американской, японской (ссылка на Библию).