Работа над речевой формой выступления

Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления. Чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения – «орализация текста», превращение устного текста в письменный.

Правила орализации:

  • Разговорность стиля
  • Простота изложения (объяснение сложных слов и понятий через простые – приём популяризации; простые синтаксические конструкции – приём упрощения синтаксиса; цифр должно быть немного, их лучше округлять, необходимо указывать точный источник приводимых статистических данных)
  • Конкретность лексики (приём конкретизации – заменить отвлечённые понятия на более конкретные: работники бюджетной сферы – врачи, учителя и т. д.; вместо существительных – глаголы: вскрытие –вскрывать)
  • Разнообразие номинативных средств
  • Риторические фигуры: повтор, риторический вопрос, анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия, гипербола, инверсия, фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки и пословицы, цитаты.

Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного высказывания. Любой из этих приёмов может быть эффектным, если он один. Большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразие способно дать обратный эффект.

IIКонтрольный тест.

III Практическая работа.

1. Проверка домашнего заданием. Самопрезентация по плану.

2. Работа с раздаточным материалом.

IV Задание на дом: составить текст в жанре убеждающего выступления на темы:

1. Хорошие манеры.

2. Этикет был всегда.

3. Писать письма не модно.

4. Человек живёт по правилам.

5. На свете много хороших профессий.

6. Книга моей жизни.

7. Отцы и дети – вечная проблема.

8. Есть ли польза от «2»?

9. Музыка в моей жизни.

10. Что значит быть патриотом?

11. Добро должно быть с кулаками.

Литература:

 
  1. И. А. Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить.
  2. Русский язык, Риторика, 10-11 класс, Михальская, 2011

Приложение к урокам №1.

План самопрезентации.

1. 1.Как вас зовут? Люблю…

2. Где родились, откуда приехали, где учились?

3. По характеру я человек…

4. Я люблю….

5. Больше всего я не люблю (что, кого, что делать).

6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…

7. К своим слабостям я бы отнёс следующие…

8. Мои друзья считают меня…

9. Со мной иногда случаются (интересные, забавные, странные) случаи….

10. Мои любимые занятия…

11. В будущем я бы хотел…

12. Я надеюсь на то, что..

Приложение к урокам №2.

Карточка №1

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова на разговорные.

Образец:

1. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества единиц снегоуборочной техники – весь город обслуживали всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины находились постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне редко, что и приводит к постоянным проблемам.

2. Каждую зиму мы.ждали с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько в нашем многомиллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работают? От силы половина. Вот поэтому у нас такие проблемы зимой на улицах!

Работа с текстом.

1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят Что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

2. Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия – это то, в чём нуждается наше общество.

Карточка №2

По приведённому образцу подготовьте для устного выступления следующие тексты.

Образец:

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже в центре творчества детей и юношества «радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей 12 сельских и городских районов. Я могу вам рассказать об интересном событии, которое недавно прошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла интересная выставка.
Было представлено около 150 экспонатов. На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами.
Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Анненской станции юных техников. Он сконструировал маленькую стиральную машину. Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину.
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Мазуренко (станции юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов. Ребята изОстрогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства – зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа – прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями.

В конце 20-х – начале 30-х годов заметно активизируется культурная жизнь Воронежа. Возникают медицинский и педагогический институты, развивается живопись и театр, не отстает от них и литературная жизнь города. Воронеж посещают В.Маяковский, А.Серафимович, А. Караваева. Все это одушевляет местных литераторов, которые смело берутся за разработку темы социалистической действительности, создают произведения о жизни рабочего класса, о колхозном строительстве на селе. Большую помощь местным писателям в развитии их творчества оказала тогда областная газета «Коммуна», организовавшая выпуск литературного приложения «Неделя». Первый номер еженедельника с подзаголовком «Литература, искусство, кино, театр, наука, техника» вышел 17 сентября 1928 года. Шестнадцать полос газеты включали информацию о культурной жизни области, рассказы, очерки, репортажи и стихи местных писателей и поэтов.

Карточка №3

Выполните упражнения по отработке выразительности речи.

Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)!» следующим образом:


  • громко, чтобы привлечь внимание к себе;

  • кратко и вежливо, чтобы не привлекать к себе особого внимания;

  • немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

  • смело и решительно, чтобы показать, что вы начинаете действовать;

  • с угрозой, чтобы показать, что собеседники должны вас бояться;

  • виновато, чтобы показать, что вы пришли, чтобы повиниться за что-либо.

Карточка №4

Прочитайте выразительно: а) как рассказ о веселом событии, б) как трагедию, в) как информацию в теленовостях, г) в быстром темпе, как скороговорку:

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить.

Карточка №5

Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.

^ Образец: Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.


Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека;

^ Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством;

Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.

Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам!

Нам жизненно необходим доступный всем телевизионный и радиоканал «Культура», который даст нам возможность приобщаться к лучшим образцам кино, театра и музыки.

Индивидуальные задания к карточке №5.

1.Постройте свое выступление на анафоре:
Вредит нам наша…
Вредит нам…
Вредит нам ….
Однако нам поможет наша …..
Нам поможет наша….
Нам поможет наша…
Мы сделаем Россию великой страной!

2.Мы верим в…. нашей страны…
Мы верим в способность нашего народа….
Мы верим в возможность….
Мы верим в то, что наша страна…
Мы верим в то, что в нашей стране…
Россия будет великой страной!
3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.
Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности.
У нас прекрасные ученые, которые …….
У нас замечательные….
У нас прекрасные…
У нас великолепные…
Наши … лучше американских.
Наши….
Наши….
Мы великолепно умеем собираться в решительный момент,
Мы прекрасно умеем…
Мы прекрасно можем…
Мы умеем отлично…
Мы умеем прекрасно……….
Да здравствует Россия!

4.Постройте свое выступление на эпифоре.
а) Почему у нас за все надо платить?
- плати,
.- плати,

….- плати,
- плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

б) Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника,
Хочешь … - спроси разрешения у чиновника,
Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника.
Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»

5.Используйте градацию:
Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.

Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2.Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….., я их ….. я их ….. я их просто …!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

Карточка №6.

Тема выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш колледж».

Можете выбрать свою тему.
Образец выполнения задания: Тема «За что я люблю свой город»
Обращение к событию, времени, месту: «Каждый из нас живет в своей квартире, на своей улице, в своем районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного? «
Возбуждение любопытства: «Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно я наконец понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»
Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям: «Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».
Демонстрация какого-либо предмета: «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись - «Воронеж». Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так.»
Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами: « У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».
Цитирование знаменитости, исторический эпизод: «Великий русский царь, великий реформатор России Петр 1 не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И он не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом»
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации: «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».
Риторический вопрос: « Кто из нас не любит свой город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит Воронеж за что-то свое, особенное, важное для него».

Карточка №7

1.Сделайте устно аннотацию книги, которую вы только что прочитали. Книгу (название) написал (автор). В книге рассказывается о событиях, которые происходят (где, когда). Главным героем книги является…С героями книги происходит много интересных событий: они (перечисление наиболее интересных событий). Читать эту книгу (очень интересно, увлекательно, приятно).

2. С

2. Сделайте устно аннотацию фильма, который вы посмотрели. Фильм (название) посвящён (проблеме, событиям). Действие фильма происходит (в место, время). Главными героями фильма являются…, которых играют актёры… Герои фильма участвуют в события …, происходящих …, переживают множество приключений и т. д. Фильм снят на киностудии…режиссёром…































































Подготовка речи

Подготовка речи


В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь (читать подробнее). Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Естественно, каждая речь неповторима, и, следовательно, требует индивидуальной подготовки. Для каждого выступления необходимо подобрать оригинальный материал, сформировать собственную структуру, сориентировать все этапы работы над речью на определенную зрительскую аудиторию. Однако можно выделить ряд универсальных рекомендаций, некоторые из которых описаны в данном уроке в двух тематических блоках:

  • Этапы подготовки тезисов и текста речи
  • Правила подготовки самого выступления

Этапы подготовки тезисов и текста речи

Одни из самых известных авторов учебников по ораторскому искусству Дейл Карнеги и Хайнц Леммерман схожи в своих мнениях относительно подготовки к публичному выступлению. Они рекомендуют выделить достаточно времени для того, чтобы собрать необходимый материал, продумать структуру и подготовиться к выступлению перед конкретной аудиторией. По мнению ведущих специалистов, при этом важно обратить внимание на следующие детали, которые мы постарались расположить в порядке приоритетности:

Выделите достаточно времени (несколько дней или даже неделю). В течение этого времени старайтесь подготовить все тезисы вашего выступления и сформировать его структуру. Для поиска свежих идей используйте различные источники: поищите что-то в Интернете, пообщайтесь со знакомыми, проанализируйте различные точки зрения и т.д. Ваша речь должна созревать постепенно. Невероятно сложно за полчаса до выступления внести в речь все существенные факты. Также велика вероятность, что вы можете что-то забыть, поэтому подготовка оратора к хорошему выступлению должна занимать достаточно большое время.

Учтите интерес аудитории. Несомненно, успех вашей речи напрямую зависит от того, как воспримет ее аудитория. Как бы вы красиво ни говорили и какие бы важные вопросы вы ни рассматривали, важно чтобы слушателям было интересно и понятно, о чем вы говорите. Для этого нужно знать своих будущих слушателей: их интересы, знания в данной области, а также все, что может повлиять на их восприятие вашего публичного выступления. Важнейший этап подготовки речи – изучение своей аудитории.

Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей – это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Собирайте и записывайте весь материал, который вы сможете найти по вашей тематике. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль. Также вы можете воспользоваться приемами быстрого (сканирующего) чтения, если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки.

Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах – это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Получите резервные знания. Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания – это психологическая подготовка к выступлению. Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы. Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него.

Создайте структуру (план) выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи. Поэтому следующим этапом подготовки вашей речи должно стать структурирование полученной информации. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. В следующем уроке вы найдете необходимые рекомендации и приемы для наилучшего структурирования вашей речи. Кроме того, хорошим обрамлением ваших тезисов станут различные приемы, лучше проясняющие ваши мысли и создающие определенное восприятие вашей речи аудиторией. Об этих приемах вы сможете узнать в одном из следующих уроков этого тренинга.

Правила подготовки самого выступления

Выучите важные части текста. Выучите начало и концовку выступления, и другие важные места в вашей речи. Постарайтесь хотя бы раз отрепетировать произнесение текста, чтобы понять, какие части вызывают у вас наибольшие трудности. Постарайтесь запомнить важные факты (даты, имена, названия). Оратор, без бумажки оперирующий важными фактами, всегда создает хорошее впечатление. В одном из следующих уроков вы сможете ознакомиться с полезными методиками запоминания материала, необходимого для публичной речи.

Подготовьте хорошее вступление. Именно в начале выступления оратор испытывает наибольшее волнение перед публикой, а также создает первое впечатление о себе у зрителей. Кроме того, перед выступлением проявляются все организационные огрехи, такие как ненастроенный микрофон, появление опоздавших слушателей и многое другое. Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи. Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова.

Проработайте и выучите концовку. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего («эффект края» по Эббингаузу). Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы. Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание.

Многие ораторы, рекомендуют хорошо выучить и даже отрепетировать концовку публичной речи. Яркая концовка всегда запоминается и оставляет выигрышное впечатление у слушателей. О том, как лучше готовить начало и концовку выступления читайте в уроке, посвященном структуре выступления.

Приготовьте все необходимое. Микрофон, аудитория, вода, время выступления – все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления. Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее.

Возьмите записи, если это необходимо. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Пройдя все этапы подготовки, уяснив необходимые правила, вы непременно сможете выступить успешно. Хорошая подготовка публичной речи придаст вам уверенности и поможет избавиться от волнения перед выступлением.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: