Морской собор - главная достопримечательность Якорной площади

Морской Никольский собор —  главный храм Военно-морского флота России, памятник всем  морякам, героически погибшим в сражениях за своё Отечество. В соборе мраморные плиты, надпись на которых рассказывает о героических экипажах  и отважных  моряках за период от зарождения военно-морского флота России  в 1696 году и до наших дней.*

 Морской собор — ориентир для всех кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру. Его золотой крест и  купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

* 30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно - 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота. О чём лаконично написано в царском Указе: «Морским судам быть».
         Россия - страна рек, озёр и морей. Коренные жители всегда использовали речные и морские суда для передвижения по обширным её территориям. Путешественники и рыболовы, первооткрыватели и воины – самые почитаемые люди Древней Руси. Именно древняя флотилия, существовавшая за много веков до Петра I, помогала местному населению выживать, бороться с внешним врагом и с природными катаклизмами.

Русские воины Великого Новгорода, на ладьях отправлялись в походы по Черному морю, а народы Севера и Сибири, изучая природу своего сурового края, обживали территории и создавали новые поселения, городища и крепости.

              

             

Однако, старый русский флот не был регулярным. Царь Пётр заимствовал в Европе идею создания военно-морского флота и начал строить корабли по образу европейских мастеров. Знаменитый ботик «Святой Николай» подарок Петра I от двоюродного брата деда Петра боярина Никиты Романова, найденный в селе Измайлово в 1688 год стал началом осуществления мечты Петра – сделать Россию великой морской державой.

 

 

5. Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г

6. Чугунная мостовая в Кронштадте


Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.

В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезённым им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.

 


В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживлённым движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.

7.Н. П. Эйлер доказывал, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром.), она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная. В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году - вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году - от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе. Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии".

8. И служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.

В сентябре 1941 года из Москвы пришёл приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадтскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.

9.

Во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадтская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта можно увидеть примеры шашек, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.

 

 

Во во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадтская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней.

Часовню возвели в 1909 - 1910 годах в память 200-летия Полтавской победы на деньги, собранные мастеровыми и офицерами Докового адмиралтейства.

- Часовню пришлось восстанавливать по нескольким старым фотографиям и подробным описаниям современников: увы, ни одного чертежа в архивах найти не удалось, - поясняет Кобчиков.

Особое очарование придаёт Доковому адмиралтейству расположенный на его территории яблоневый сад. Его разбили ещё больше двухсот лет назад, в 1806 году, и с тех пор исправно поддерживали, подсаживали новые деревья.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), главный командир Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора.

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учреждён комитет строительства  собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И. Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по строительству  собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автору  ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург).

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

«Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась  основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга».

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящён во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский со служения настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор — главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нём традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребённых в пучинах моря, и включившего в себя храм — место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы.

10 июня 1913 года Собор освятили в присутствии Николая Второго, членов его семьи и большого стечения народа, хотя фактически роспись купола и работы в нижнем храме так и не были завершены. Богослужения продолжались до 1929 года, а официально Собор был закрыт в 1932 году, после чего в нём устроили Клуб и кинотеатр имени Максима Горького. С 1939 года в Соборе находился Матросский клуб ВМФ, в годы войны — госпиталь, наблюдательный пункт, пункт единого времени и др.

Два вражеских артиллерийских снаряда попали в Собор, но без особых последствий. С 1980 года в Соборе размещался музей «Кронштадтская крепость» (филиал Центрального военно-морского музея), а с 1990-х — Театр Балтийского флота, затем с началом реставрации Собора в 2008 году их оттуда перенесли

Высотная доминанта города (75,3 м). В ясную погоду виден с любого берега Финского залива.

Освящён патриархом Кириллом 19 апреля 2012 г., после чего в Соборе проводятся богослужения по выходным дням и православным праздникам. Официальное открытие Собора состоялось 28 мая 2013 года, когда было проведено великое освящение[1].

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному рейду. Это самое высокое здание в Кронштадте. Его высота составляет 70,6 метра. Собор является преемником традиций деревянной Богоявленской церкви, построенной по указу Петра Великого для морских экипажей ещё в 1731 году, просуществовавшей 110 лет и ныне утраченной. Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой. (фото) Белокаменная кладка, образа под позолоченными козырьками. Так выглядит собор сейчас - после реставрации.(фото)А так он выглядел до нее. (фото)    

Храм был закрыт в октябре 1929 года. Практически все имущество собора по оценочной описи перешло в ведение Государственного фонда (по некоторым данным оно было разворовано или уничтожено еще до прихода комиссии), а здание передано "под культурные цели".(фото «кинотеатра»)

В начале 30-х годов в нем открыли кинотеатр имени Максима Горького, часть помещений стала использоваться под склады. С куполов сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри храма была закрашена.

Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в своё ведение.

(фото) В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.

8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии состоялась торжественная закладка фундамента Морского Никольского Собора.
Постройка продвигалась быстро и уже в 1907 году была начата внутренняя отделка.
Размеры собора впечатляют! Длина здания - 83,2 метра, ширина - 64 метра, высота с крестом - 70,6 метров, высота до основания главного купола - 52 метра, а диаметр купола - почти 27 метров.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: