Аналитический (практический блок)

Музыка.

Урок № 28 (5 класс)

Дата 08.04.2020 г.

Тема: Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки.

«Волшебная палочка дирижера»

 

Цель урока:

 

Дать понятие о симфоническом оркестре. Значении дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

 

Задачи:

 

Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения симфонического оркестра; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами, углубить восприятие симфонической музыки.

· Развивающая:: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

 

· Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в паре, группе.

 

 

Планируемые результаты для ученика:

 

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

Ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке. Устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; понимать, что различные жанры в музыке могут преобразовываться друг в друга

Ученик получит возможность научиться отличать смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) симфонического оркестра по звуку

 

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.

 

Понятийный аппарат:

Симфонический оркестр, дирижер, группы инструментов, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

 

Музыкальный материал

Фрагмент увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарт, И.С.Бах Брандербургский концерт №3 (фрагмент), Р.Вагнер «Полет Валькирий» (фрагмент) И.Стравинский музыка к балету «Весна священная» Г.Струве «Музыка»

 

Виды деятельности

Слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование, хоровое пение

 

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Тип урока

Урок открытия нового знания

 

Организационный блок (2 мин)

 

Ход урока:

 

Мотивационный блок

Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Задаю вопрос команде.

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Пианино и рояль)

4. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. (Увертюра)

5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (В правой руке)

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?

https://docs.google.com/file/d/0B3-rhx7AGZkzUGRQcEZld3BKTDQ/edit?usp=sharing

 

 

Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель: А что дирижер держит в руках?

Ученики: палочку

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

Ученики: О дирижере и его палочке …

Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?

Ученики: Волшебная

Учитель: А почему она волшебная?

Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

Ученики: Волшебная палочка дирижера

Учитель: Молодцы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.

 

Главный вопрос урока (проблему урока): Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен в симфоническом оркестре Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Информационный блок

Учитель: предлагает каждой группе

Пройти по ссылке

1 группа https://docs.google.com/file/d/0B3-rhx7AGZkzWGY3Tmt5U00zTTQ/edit?usp=sharing

2 группа https://docs.google.com/file/d/0B3-rhx7AGZkzVlIzR21QckplelU/edit?usp=sharing

3 группа https://docs.google.com/file/d/0B3-rhx7AGZkzajJHYjRHZjRWX00/edit?usp=sharing

 

и ознакомиться с краткой информацией.

1 группа: краткая информация о дирижировании

2 группа: краткие сведения о видах оркестров

3 группа: информация о основных группах симфонического оркестра

После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы знакомит с ним класс.

 

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

 

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества.

Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра.

 

Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.

 

Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.

 

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель.

Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции.

 

Аналитический (практический блок)

 

https://docs.google.com/file/d/0B3-rhx7AGZkzOU1QbmpsZm1Bc0E/edit?usp=sharing

Иоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

- Ребята, какие инструменты вы услышали? (Играли скрипки).

 

Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра. Это самый совершенный инструмент из всех струнных.

 

УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит фрагмент увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙМОЦАРТ

 

Какие инструменты в данном фрагменте солировали?

Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними. Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

 

Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).

Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая.

Какие музыкальные инструменты звучали здесь ярче всех?

Медные духовые.

Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах

 

И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).

Солируют ударные инструменты, и медные духовые.

 

Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: