Коммуникативная задача | Речевая (дискурсивная) техника | Форма | |
Устная | Письменная | ||
Поделиться с аудиторией личным или чужим опытом, вкусами, привычками | Повествование, описание, информирование, объяснение | Структурированное монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, дискуссии, интервью | Элемент статьи, письма, эссе |
Передать краткое содержание прочитанной статьи/книги, прослушан-ного выступления, просмот-ренного фильма и т.д. | Информирование повествование с элементами описания | Структурированное монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, интервью, устного экзамена, семинарского занятия | Элемент статьи, письма |
Выразить своё отношение к прочитанной статье/книге, прослушанному выступле-нию, просмотренному фильму и т.д. | Объяснение, элементы рассуждения (аргументации) | Элемент доклада, выступления, презентации | Письмо, элемент статьи |
Проводя интервью в качестве журналиста, социолога, ведущего на радио или телевидении, расспросить приглашённо-го о нём самом, о его вку-сах, пристрастиях, жизнен-ной позиции, принципах, страхах, о его прошлом и планах на будущее | Запрос информации/ информирование, объяснение | Участие в интервью в качестве ведущего | Статья, интервью, элемент репортажа, библиографическая справка |
Участвуя в интервью в качестве приглашённого, ответить на все приведённые выше вопросы | Информативный ответ, объяснение, повествование, эле-менты рассуждения | Участие в интервью в качестве приглашённого | Статья или её элемент, библио-графическая справка, воспоминания |
Получить и сообщить необ-ходимую для реализации коммуникативного намерения информацию | Запрос информации, объяснение | Участие в диалогическом общении дружеского и полуофициального типа | Дружеское письмо |
Обеспечивать общение в ситуациях повседневной жизни | Адекватное рече-вое поведение в заданных ситуа-циях, поддержание разговора (обмен репликами стиму-лирующего/реагирующего характера) | Участие в ситуативном диалоге дружеского и полуофициального типа (собеседование, интервью) | Письмо-приглашение, письмо- отказ/согласие на полученное приглашение |
5.4. Уровень В1+ (муниципальный этап). Учащиеся 10-11классов должны эффективно решать коммуникативные задачи следующего типа:
|
|
Рецептивная речевая деятельность
Коммуникативная задача | Речевая (дискурсивная) техника | Форма | |||
Устная | Письменная | ||||
Определить тему и тип текста для эффективного прогнозирования своей дальнейшей работы с ним | Ориентировочное/ознакомительное чтение/слушание | Современный аутентичный документ (длительностью 3-4 минуты), представляющий собой отрывок радио- или телепередачи (интервью, беседа, дискуссия, дебаты,
ток-шоу, тематические и новостные передачи) | Современный аутентичный текст (объемом 600-800 слов) в основном информативного, экспикативного, аргументатив-ного типа (репортажи, аналитические и публицистические статьи, научно-популярные статьи), а также иконографический текст | ||
Определить выполняемую коммуникативную задачу, изучив вопросник | Полное/ изучающее чтение/слушание | ||||
Извлечь из текста информацию, необходимую для решения поставленных коммуникативных задач | Селективное/ поисковое чтение/слушание | ||||
Выделить из текста основную информацию, абстрагируясь от второстепенной | |||||
Выделить в тексте основной тезис, аргументы «за» и «против» | |||||
Подготовить план текста для переформулирования содержащейся в нем информации | Полное/ изучающее чтение/слушание |