Продуктивная речевая деятельность

Коммуникативная задача

Речевая (дискурсивная) техника

Форма

Устная Письменная
Поделиться с аудиторией личным или чужим опытом, вкусах, привычках Описание, повествование, информирование, объяснение Структурированное монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, дискуссии, интервью Элемент статьи, письма, эссе
Передать краткое содержание прочитанной статьи/книги, прослушанного выступления, просмотренного фильма и т.д. Информирование, повествование с элементами описания Монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, интервью, устного экзамена, семинарского занятия Элемент статьи, письма, эссе
Выразить своё отношение к прочитанной статье, книге, прослушанному выступлению, просмотренному фильму Информирование, объяснение, рассуждение (аргументация) Элемент доклада, выступления, презентации Элемент отчета, обоснования проекта,статьи
Описать и прокомментировать картинку/серию картинок Структурирован-ный коммента-рий иконографи-ческих мат-лов Элемент доклада, выступления, презентации Элемент отчёта, статьи
Внести предложения о каком-либо проекте, представить свои соображения, обосновать его полезность и осуществимость Информирование, объяснение, рассуждение (аргументация) Публичное выступление, презентация проекта в ходе переговоров или обсуждения Полуофици-альное письмо, открытое письмо-обоснование проекта
Рассуждать на предложенную тему, выделяя существующие аргументы за и против, показать их сильные и слабые стороны, сформули-ровать собственную позицию, обосновав ее аргументами и проиллюстрировав убедительными примерами Рассуждение (аргументация) Монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, интервью, дискуссии, дебатов, устного экзамена, семинарского занятия Статья, письмо, эссе или его аргументатив-ный элемент
Проводя интервью в качестве журналиста, психолога, социолога, ведущего на радио или телевидении, расспросить приглашенного о нем самом, о его вкусах, пристрастиях, жизненной позиции, принципах, страхах, о его прошлом и планах на будущее Запрос информации/ информирование, объяснение Участие в интервью в качестве ведущего Статья, интервью, элемент репортажа, библиографи-ческая справка
Участвуя в интервью в качестве приглашенного, ответить на все приведенные выше вопросы Информативный ответ, объяснение, рассуждение, повествование, информирование Участие в интервью в качестве приглашенного Статья или ее элемент, библиографи-ческая справка, воспоминания
Получить и сообщить необхо-димую для реализации коммуникативного намерения информацию Запрос информации, объяснение Участие в диалоги-ческом общении дружеского и полуофициального типа Дружеское письмо
Обеспечить общение в ситуациях повседневной жизни Адекватное речевое поведение в заданных ситу-ациях, поддержа-ние разговора (обмен репликами стимулирующего/ реагирующего типа Участие в ситуативном диалоге дружеского и полуофициального типа (собеседование, интервью) Письмо-приглашение, письмо- отказ/согласие на полученное приглашение


Основные методические принципы составления тестовых заданий

Для подготовки заданий олимпиадырекомендуется использовать тестовую методику. Тест можно определить как комплекс заданий, подготовленный в соответствии с определенными требованиями. Тестовым заданием называется минимальная составляющая единица теста, которая вербально сформулирована и на которую испытуемый должен дать вербальный ответ того или иного типа.

Каждое тестовое задание создает для тестируемого некоторую лингвистическую или экстралингвистическую ситуацию, которую можно назвать ситуацией тестового испытания. Текст задания определяет для испытуемого направление поиска информации, ее объем и качество, иначе говоря, задает стратегию обработки содержащейся в устном или письменном тексте информации. Тестовые задания могут быть следующего типа:

ü множественный выбор: выбор среди вариантов, один из которых является правильным, а остальные (в количестве двух или трех) – отвлекающими (дистракторы),

ü альтернативный выбор (правильно/неправильно/в тексте не сказано)

ü перекрестный выбор (из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам; списки содержат разное количество единиц)

ü упорядочение (составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке)

ü трансформация, замена, подстановка (при проверке лексико-грамматических навыков)

ü завершение высказывания (нахождение недостающего компонента)

ü ответы на вопросы закрытого и открытого типа

ü внутриязыковое перефразирование (относится к наиболее продуктивным типам заданий, требует от составителя четкой формулировки задания)

ü клоуз-процедура или клоуз-тест (заполнение допущенных в тексте пробелов словами, артиклями и т.д.)

Множественный выбор, альтернативный выбор, перекрестный выбор и упорядочение относятся к тестам избирательного типа, все остальные содержат задания, предполагающие свободно конструируемые ответы.

6.1. Задания избирательного типа. При их подготовке важно учитывать целый ряд требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: