Конкурсный характер олимпиады любого этапа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

Г.И. Бубнова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2011/2012 учебном году

Москва 2011


Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….. 3
2. Конкурсный характер олимпиады любого этапа……………………………………………. 5
3. Этапы Всероссийской олимпиады как уровневая модель сложности…………………….. 5
4. Kоммуникативная компетенция: уровневая модель и этапы олимпиады…………………. 6
5. Коммуникативное тестирование: формулировка заданий, речевая техника, языковой материал…………………………………………………………………………………………...   6
5.1. Уровень cложности А2 (школьный этап)………………………………………………. 6
5.2. Уровень cложности А2+ (муниципальный этап)………………………………………. 8
5.3. Уровень cложности В1 (школьный этап)………………………………………………. 9
5.4. Уровень cложности В1+ (муниципальный этап)………………………………………. 11
6. Основные методические принципы составления тестовых заданий………………………. 13
6.1. Задания избирательного типа……………………………………………………………. 14
6.1.1. Формулировка задания……………………………………………………………… 14
6.1.2. Формулировка вариантов ответа…………………………………………………… 14
6.1.3. Процедура подсчета баллов………………………………………………………… 15
6.2. Задания, предполагающие свободно конструируемые ответы………………………... 15
6.2.1. Задания, требующие краткий ответ………………………………………………… 16
6.2.2. Задания с развернутым ответом…………………………………………………….. 17
6.2.3. Система оценивания…………………………………………………………………. 17
6.3. Проверка продуктивных навыков……………………………………………………….. 17
6.4. Основные принципы отбора материала для тестирования……………………………. 18
7. Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания………………………………………………………………………...   20
7.1. Лексико-грамматический тест (проверка лингвистической компетенции)…………... 21
7.1.1. Вариант лексико-грамматического теста (А2)....................................…………….. 22
7.1.2. Правила проведения лексико-грамматического теста……………………………. 25
7.2. Понимание письменных текстов (чтение)……………………………………………… 27
7.2.1. Отбор текстов………………………………………………………………………... 27
7.2.2. Основные виды заданий…………………………………………………………….. 28
7.2.3. Вариант задания на понимание письменного текста (А2+)……….................….. 29
7.2.4. Правила проведения конкурса «Понимание письменного текста»………………. 33
7.3. Понимание устного текста (аудирование)…………………………………………….... 35
7.3.1. Отбор текстов………………………………………………………………………... 35
7.3.2. Основные виды заданий…………………………………………………………….. 36
7.3.3. Вариант задания на понимание устного текста (А2+)…………………………….. 37
7.3.4. Правила проведения конкурса «Понимание устного текста»……………………. 43
7.4. Продуцирование письменного текста (письмо)…………………………………..……. 44
7.4.1. Вариант задания на продуцирование письменного текста (В1+)………................ 44
7.4.2. Критерии оценивания……………………………………………………………….. 45
7.4.3. Соотношение компонентов задания и критериев оценивания…………………… 48
7.4.4. Проверка письменных работ………………………………………………………... 48
7.4.5. Правила проведения конкурса письменной речи…………………………………. 49
7.5. Конкурс устной речи (говорение)……………………………………………………….. 50
7.5.1. Вариант задания на продуцирование устной речи (В1)…………………………... 50
7.5.2. Критерии оценивания……………………………………………………………….. 53
7.5.3. Процедура оценивания устных ответов……………………………………………. 55
7.5.4. Правила проведения конкурса устной речи……………………………………….. 55

 




Введение

Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и федеральный, что предполагает качественное и количественное усложнение заданий от этапа к этапу.

На заключительном этапе олимпиада традиционно включает пять конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного и письменного текстов, продуцирование устной и письменной речи. Отбор кандидатов для финала осуществляется исходя из показанных ими результатов на трех предшествующих этапах, которые, таким образом, призваны решить двойную задачу: отобрать лучших и подготовить к следующему этапу. Это предопределяет целесообразность проведения всех этапов олимпиады по единой схеме из пяти туров[1].

При подготовке конкурсных заданий для Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, следует принимать во внимание следующие соображения:

· Основной задачей школьных олимпиад является выявление не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных школьников.

· Основной и ведущей целью предмета «иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, умение формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе межкультурного взаимодействия.

· Проверку коммуникативной компетенции могут обеспечить только тестовые задания, моделирующие ситуации реального общения.

· Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, осуществление которой обеспечивается комплексным взаимодействием моделей/механизмов/процессов порождения, восприятия и интеракции, реализуемых в устной и письменной форме.

· Объектами тестирования должны быть практические умения и ключевые компетенции участников, то есть способность испытуемого решать экстралингвистические задачи вербальными средствами.

· Тестовые материалы должны соответствовать:

На школьном этапе

Уровни сложности

А1+/А2 5-7 классы    
А2+   8-9 классы  
В1     10-11 классы

На муниципальном этапе

Уровни сложности

А2+ (5)-7 классы    
В1   8-9 классы  
В1+     10-11 классы

На региональном этапе

Уровень сложности

В2 (8)-9 классы 10-11 классы

На заключительном этапе

Уровень сложности

В2+ 9 классы 10-11 классы

· Тестовые материалы должны удовлетворять требованиям общеевропейского стандарта, что позволит установить соответствие диплома победителя олимпиады и диплома DELF А2/В1/В2.

· Методика тестирования должна отвечать современным требованиям и быть разнообразной, включая тесты избирательного типа, задания со свободно конструируемым ответом и коммуникативные тесты, моделирующие реальные задачи общения.

· Критерии оценивания должны обеспечить максимальную объективность и комплексный учет дискурсивной и языковой составляющих коммуникативной компетенции.

Конкурсный характер олимпиады любого этапа.

Одна из задач Всероссийской олимпиады организовать целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых тестирование, позволяющее

ü объективно установить степень соответствия лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой, дискурсивной) компетенции конкурсантов выбранному уровню сложности.

ü создать условия для активизации их творческих способностей, лингвистического мышления, логики, языковой догадки.

ü отобрать лучших для участия в конкурсе на следующем этапе олимпиады.

Таким образом, результаты олимпиады могут рассматриваться как уровневый контроль, то есть показатель обученности и, следовательно, эффективности обучения. Одновременно, сам процесс тестирования и предлагаемые в нем задания должны удовлетворять требованию преемственности, иначе говоря, учитывать основные параметры тех моделей, которые предлагались на предшествующем этапе олимпиады и будут предложены на ее последующем этапе. Чем теснее взаимосвязаны эти модели, тем эффективнее учебный процесс подготовки и качественнее само тестирование. Очевидно в таком случае, что на каждом этапе олимпиады конкурсанты не только демонстрируют свою компетенцию и подвергаются контролю, но и проходят подготовку к следующему ее этапу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: