ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Г.И. Бубнова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2011/2012 учебном году
Москва 2011
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………….. | 3 |
2. Конкурсный характер олимпиады любого этапа……………………………………………. | 5 |
3. Этапы Всероссийской олимпиады как уровневая модель сложности…………………….. | 5 |
4. Kоммуникативная компетенция: уровневая модель и этапы олимпиады…………………. | 6 |
5. Коммуникативное тестирование: формулировка заданий, речевая техника, языковой материал…………………………………………………………………………………………... | 6 |
5.1. Уровень cложности А2 (школьный этап)………………………………………………. | 6 |
5.2. Уровень cложности А2+ (муниципальный этап)………………………………………. | 8 |
5.3. Уровень cложности В1 (школьный этап)………………………………………………. | 9 |
5.4. Уровень cложности В1+ (муниципальный этап)………………………………………. | 11 |
6. Основные методические принципы составления тестовых заданий………………………. | 13 |
6.1. Задания избирательного типа……………………………………………………………. | 14 |
6.1.1. Формулировка задания……………………………………………………………… | 14 |
6.1.2. Формулировка вариантов ответа…………………………………………………… | 14 |
6.1.3. Процедура подсчета баллов………………………………………………………… | 15 |
6.2. Задания, предполагающие свободно конструируемые ответы………………………... | 15 |
6.2.1. Задания, требующие краткий ответ………………………………………………… | 16 |
6.2.2. Задания с развернутым ответом…………………………………………………….. | 17 |
6.2.3. Система оценивания…………………………………………………………………. | 17 |
6.3. Проверка продуктивных навыков……………………………………………………….. | 17 |
6.4. Основные принципы отбора материала для тестирования……………………………. | 18 |
7. Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания………………………………………………………………………... | 20 |
7.1. Лексико-грамматический тест (проверка лингвистической компетенции)…………... | 21 |
7.1.1. Вариант лексико-грамматического теста (А2)....................................…………….. | 22 |
7.1.2. Правила проведения лексико-грамматического теста……………………………. | 25 |
7.2. Понимание письменных текстов (чтение)……………………………………………… | 27 |
7.2.1. Отбор текстов………………………………………………………………………... | 27 |
7.2.2. Основные виды заданий…………………………………………………………….. | 28 |
7.2.3. Вариант задания на понимание письменного текста (А2+)……….................….. | 29 |
7.2.4. Правила проведения конкурса «Понимание письменного текста»………………. | 33 |
7.3. Понимание устного текста (аудирование)…………………………………………….... | 35 |
7.3.1. Отбор текстов………………………………………………………………………... | 35 |
7.3.2. Основные виды заданий…………………………………………………………….. | 36 |
7.3.3. Вариант задания на понимание устного текста (А2+)…………………………….. | 37 |
7.3.4. Правила проведения конкурса «Понимание устного текста»……………………. | 43 |
7.4. Продуцирование письменного текста (письмо)…………………………………..……. | 44 |
7.4.1. Вариант задания на продуцирование письменного текста (В1+)………................ | 44 |
7.4.2. Критерии оценивания……………………………………………………………….. | 45 |
7.4.3. Соотношение компонентов задания и критериев оценивания…………………… | 48 |
7.4.4. Проверка письменных работ………………………………………………………... | 48 |
7.4.5. Правила проведения конкурса письменной речи…………………………………. | 49 |
7.5. Конкурс устной речи (говорение)……………………………………………………….. | 50 |
7.5.1. Вариант задания на продуцирование устной речи (В1)…………………………... | 50 |
7.5.2. Критерии оценивания……………………………………………………………….. | 53 |
7.5.3. Процедура оценивания устных ответов……………………………………………. | 55 |
7.5.4. Правила проведения конкурса устной речи……………………………………….. | 55 |
Введение
Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и федеральный, что предполагает качественное и количественное усложнение заданий от этапа к этапу.
На заключительном этапе олимпиада традиционно включает пять конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного и письменного текстов, продуцирование устной и письменной речи. Отбор кандидатов для финала осуществляется исходя из показанных ими результатов на трех предшествующих этапах, которые, таким образом, призваны решить двойную задачу: отобрать лучших и подготовить к следующему этапу. Это предопределяет целесообразность проведения всех этапов олимпиады по единой схеме из пяти туров[1].
При подготовке конкурсных заданий для Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, следует принимать во внимание следующие соображения:
· Основной задачей школьных олимпиад является выявление не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных школьников.
· Основной и ведущей целью предмета «иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, умение формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе межкультурного взаимодействия.
· Проверку коммуникативной компетенции могут обеспечить только тестовые задания, моделирующие ситуации реального общения.
· Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, осуществление которой обеспечивается комплексным взаимодействием моделей/механизмов/процессов порождения, восприятия и интеракции, реализуемых в устной и письменной форме.
· Объектами тестирования должны быть практические умения и ключевые компетенции участников, то есть способность испытуемого решать экстралингвистические задачи вербальными средствами.
· Тестовые материалы должны соответствовать:
На школьном этапе
Уровни сложности | |||
А1+/А2 | 5-7 классы | ||
А2+ | 8-9 классы | ||
В1 | 10-11 классы |
На муниципальном этапе
Уровни сложности | |||
А2+ | (5)-7 классы | ||
В1 | 8-9 классы | ||
В1+ | 10-11 классы |
На региональном этапе
Уровень сложности | ||
В2 | (8)-9 классы | 10-11 классы |
На заключительном этапе
Уровень сложности | ||
В2+ | 9 классы | 10-11 классы |
· Тестовые материалы должны удовлетворять требованиям общеевропейского стандарта, что позволит установить соответствие диплома победителя олимпиады и диплома DELF А2/В1/В2.
· Методика тестирования должна отвечать современным требованиям и быть разнообразной, включая тесты избирательного типа, задания со свободно конструируемым ответом и коммуникативные тесты, моделирующие реальные задачи общения.
· Критерии оценивания должны обеспечить максимальную объективность и комплексный учет дискурсивной и языковой составляющих коммуникативной компетенции.
Конкурсный характер олимпиады любого этапа.
Одна из задач Всероссийской олимпиады организовать целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых тестирование, позволяющее
ü объективно установить степень соответствия лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой, дискурсивной) компетенции конкурсантов выбранному уровню сложности.
ü создать условия для активизации их творческих способностей, лингвистического мышления, логики, языковой догадки.
ü отобрать лучших для участия в конкурсе на следующем этапе олимпиады.
Таким образом, результаты олимпиады могут рассматриваться как уровневый контроль, то есть показатель обученности и, следовательно, эффективности обучения. Одновременно, сам процесс тестирования и предлагаемые в нем задания должны удовлетворять требованию преемственности, иначе говоря, учитывать основные параметры тех моделей, которые предлагались на предшествующем этапе олимпиады и будут предложены на ее последующем этапе. Чем теснее взаимосвязаны эти модели, тем эффективнее учебный процесс подготовки и качественнее само тестирование. Очевидно в таком случае, что на каждом этапе олимпиады конкурсанты не только демонстрируют свою компетенцию и подвергаются контролю, но и проходят подготовку к следующему ее этапу.