Основные положения организации юридической службы на предприятии, определены «Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь», утв. Приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.12.1998 г., №371.
Юридическая служба предприятия осуществляет свою деятельность на основе текущих и перспективных планов. Планы работы составляются на основе Положений о юридической службе с учетом планов хозяйственной и социальной деятельности предприятия. При составлении планов учитывается хозяйственный цикл работы предприятия. Большую помощь в осуществлении планирования приносит анализ отчетов о хозяйственной и финансовой деятельности: материалов ревизий, инвентаризации, данных о выполнении договорных обязательств, уплаченных и взысканных санкций, сведений об ущербе причиненного предприятию и др.
По вопросам методики ведения правовой работы работников юридических служб, предприятие, руководствуются указаниями юридической службы вышестоящей организации, которая осуществляет методическое руководство правовой работой.
|
|
Юридическая служба тесно связана с рабой кадровой службы. Кадровая служба является структурным подразделением предприятия (организации) любой формы собственности. В своей работе кадровая служба руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, уставом предприятия, коллективным договором, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, положением о кадровой службе, принятом на предприятии на основании Типового положения о кадровой службе предприятия (организации), утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 118.
На кадровую службу возложены, в частности, задачи по обеспечению предприятия необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации, осуществлению эффективности подбора, расстановки кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами. В целях реализации возложенных на нее задач кадровая служба осуществляет оформление кадровых документов, готовит приказы, распоряжения, материалы, отчеты, справки, доклады, предложения по кадровым вопросам; визирует проекты документов, касающихся персонала; формирует кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности, составляет планы работы с ним, разрабатывает схемы замещения; осуществляет непрерывное образование руководителей и специалистов, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих; разрабатывает и реализует смету финансовых расходов, связанных с развитием кадров, оформлением приема на работу, приобретения бланков трудовых книжек; представляет необходимые документы для назначения пенсий, пособий работникам и их семьям в органы социальной защиты и т.д.
|
|
При осуществлении своей деятельности работники кадровой службы взаимодействуют со всеми структурными подразделениями организации, однако наиболее тесное сотрудничество осуществляется с юридической службой. Это обусловлено тем, что выполнение функций кадровой службы по приему на работу, переводу, увольнению, применению мер поощрения, дисциплинарных взысканий и др. требует правильного применения норм законодательства о труде, в связи с чем необходимы консультации с юристами организации.
Выделяется несколько форм взаимодействия кадровой и юридической службы:
-Составление штатного расписания [Приложение Б ]
- Подготовка проектов приказов по кадровым вопросам [Приложение В]
- Проверка юридической службой порядка ведения трудовых книжек
- Составление актов
2.2. Функции и задачи, возлагаемые на юридическую службу
Юрисконсульт действует в соответствии с должностной инструкцией [Приложение Г], которая определяет его основные функции, задачи, права и ответственность.
В целом юридическая служба в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, уставом организации. Исходя из основных задач, возложенных на коммерческую организацию, юридическая служба выполняет следующие функции:
– активное использование правовых средств для улучшения экономических показателей работы организации, внедрения прогрессивных форм и методов ведения хозяйственной деятельности;
– обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, выполнения обязательств по договорам;
– защита прав и законных интересов организаций при разрешении хозяйственных споров;
– правовое просвещение работников организации;
– организация и проведение работы по укреплению законности в деятельности субъекта хозяйствования;
– организация работы по заключению хозяйственных договоров совместно с заинтересованными подразделениями организации.
Основными задачами юридической службы являются:
– правовое обеспечение деятельности организации;
– участие в решении правовых вопросов организации;
– обеспечение законности в деятельности организации;
– защита имущественных прав и законных интересов организации;
– обеспечение соответствия законодательству издаваемых в организации локальных нормативных правовых актов, а в случае издания данных актов, противоречащих законодательству, принятие мер по их отмене в установленном порядке;
– правовое консультирование должностных лиц организации по применению нормативных правовых актов по основным направлениям ее деятельности;
– представление интересов организации в судах и иных государственных органах (организациях) по правовым вопросам.
Кроме перечисленного юридическая служба должна:
– разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение правильного применения законодательства Республики Беларусь;
– организовывать правовое обеспечение работы организации;
– участвовать в работе по подготовке и использованию системы локальных нормативных правовых актов организации, регламентирующих взаимоотношения подразделений, иные вопросы ее производственно-хозяйственной деятельности;
– осуществлять проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов, приказов и других документов правового характера и визировать их;
– участвовать в подготовке, осуществлять проверку соответствия законодательству и визировать проекты нормативных правовых и иных актов, вносимых в государственные органы, в подчинении которых находится организация;
|
|
– вносить предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных правовых актов организации;
– оказывать правовую помощь структурным подразделениям организации при установлении экономических, научно-технических и иных связей с организациями других стран;
– участвовать в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции (работ, услуг), обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводственных расходов и потерь, привлечение
к ответственности виновных в этом лиц;
– защищать имущественные и иные интересы организации при рассмотрении споров по искам, предъявляемым организацией или к организации, участвовать в подготовке необходимых в связи с этим документов;
– представлять интересы организации в государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
– совместно с другими структурными подразделениями участвовать в работе по подготовке и заключению организацией договоров, в т.ч. и с субъектами предпринимательской деятельности, визировать проекты договоров, вносить предложения об обеспечении их надлежащего исполнения;
– анализировать практику заключения и исполнения договоров и представлять руководителю организации предложения об устранении выявленных недостатков;
– вести претензионную и исковую работу, представлять в установленном порядке интересы организации в судах, других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
– предпринимать меры по устранению недостатков в деятельности организации, выявленных при рассмотрении хозяйственных споров;
– принимать участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, инвентаризаций, давать при необходимости правовые заключения по фактам выявленных нарушений;
|
|
– организовать информирование работников организации об изменениях законо-дательства Республики Беларусь;
– давать консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации;
– при обнаружении нарушений законодательства в деятельности организации докладывать об этом ее руководителю для принятия необходимых мер;
– осуществлять координацию деятельности структурных подразделений по выработке и осуществлению мер по предупреждению правонарушений;
– совместно с другими структурными подразделениями участвовать в рассмотрении обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц и принятии по таким обращениям решений в пределах компетенции организации.
Юридическая служба имеет право:
– проверять соблюдение требований законодательства в структурных подразделениях организации;
– получать от должностных лиц документы, справки, расчеты и другие материалы и сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей;
– привлекать по согласованию с руководителем организации (структурного подразделения) работников других подразделений для подготовки проектов локальных нормативных правовых актов и других документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;
– представлять руководителю организации предложения об устранении нарушений законодательства, возмещении ущерба, привлечении к ответственности работников организации, не обеспечивающих выполнение норм законодательства.
В то же время, юридическая служба несет ответственность:
– за соблюдение требований законодательства при подготовке и визировании документов;
– нарушение сроков, установленных законодательством, при выполнении возложенных на нее функций.
Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций несет руководитель юридической службы.
Степень ответственности других работников юридической службы устанавливают в соответствующих должностных инструкциях.
При организации функционирования юридической службы, как правило, разрабатывается и утверждается соответствующее положение, которое определяет ее основные функции, задачи, права и ответственность.