Группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони

План урока

Дата ­­­­­­­­­­ проведения ___________ Группа

Специальность/профессия   Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.

Общая тема ____________________________________________________________

Используемая технология  урок развивающего обучения

Цель проведения урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского, воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Обучающая познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в «желтом» Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

Воспитательная  воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Развивающая  вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность студентов; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умение работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции обучающихся.

Методы обучения лекция, беседа, дискуссия.

Материально техническое обеспечение урока:

технические средства   компьютер, мультимедийный проектор, экран.

наглядные пособия учебник, презентация по теме, текст романа

Межпредметные связи: история.

Ход урока:  

Организационный момент­­­­­­­­­­ взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

       Сообщение темы и целей занятия.

    Содержание  

Проверка домашнего задания.

Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой «Морские звезды» и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (зачем жить?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании».

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? ( нравственным ценностям. )

Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней». (Соня Мармеладова)

2. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( Раскрыть образ Сони в романе, Показать духовную эволюцию Сони, Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова).

 Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо «кто не без греха?»

Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

1 группа. Подготовить сообщение о п ервом знакомстве с Соней.

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

- О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ.) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквейн к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как «блудницы» (по определению самого писателя) или «великой грешницы» (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

- А «как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?» (Д.И.Писарев) И можно ли «блудницу» считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. ) В романе «Преступление и наказание» действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Соня Раскольников
Кроткая, добрая. Гордый нрав; оскорблённое, униженное самолюбие.
Спасая других, берёт на себя грех. Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление.
В духовном плане — мученица. В духовном плане — преступник, хотя берёт на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
Рассказ о её поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,— это оправдание его предчувствий.
Живёт, исходя из требований жизни, вне теорий. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни.
Полуграмотна, плохо излагает мысли, читает только Евангелие. Образован, хорошо излагает мысли. Свет разума заводит в тупик.
В ней божественная правда. Она высокодуховна. Не сознание делает человека человеком, а душа. В нём правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя.
У неё есть смысл жизни: любовь, вера. У него нет смысла жизни: убийство — это индивидуалистический бунт.
Соня Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон. Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения. Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами. Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод: Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону «борьбы двух противоположностей». Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

 Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

  Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? (Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению.“Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? (Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. (Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников? (Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них? (Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги?

(Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана, как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

 (Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере ) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом.

(Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? (Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

 - Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? (Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней? (Примерный ответ. Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. (Чтение цитат. Примерный ответ. Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.)

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. (Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы, что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину ) Соняполна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом. (Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? (Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов ) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? (Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце )

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: