Камеральное трассирование

Трасса, план и продольный профиль пути

Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а развертка трассы на вертикальную плоскость — продольным профилем линии.
Полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути и других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений, носит название полосы отвода.
Процесс прокладки трассы в ходе проектирования называется трассированием линии. Идеальной была бы трасса, представляющая собой прямую в плане и пологий спуск в грузовом направлении — в профиле. Однако это не всегда возможно из-за необходимости подхода к населенным пунктам, обхода естественных препятствий (горы, озера, болота и т.п.), наличия неровностей земной поверхности и стремления удешевить строительство линии. Поэтому план железнодорожной линии проектируют в виде сочетания прямолинейных участков и кривых, а продольный профиль — в виде горизонтальных участков, называемых площадками, и наклонных, именуемых уклонами.

 

 

Профиль железнодорожной линии

Кривые малого радиуса вызывают необходимость снижения скорости движения и удлинения линии, повышают сопротивление движению, боковой износ рельсов и колес подвижного состава, ухудшают видимость. Плохая видимость в кривых малого радиуса затрудняет ведение поездов машинистами локомотивов, требует привлечения дополнительного числа сигналистов для обеспечения безопасности при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и контактной сети. Поэтому при проектировании новых железных дорог в зависимости от категории линии и местных условий выбирают радиусы кривых, в зависимости от категории железнодорожных линий.
Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов его элементов и их длиной. Крутизна i, измеряемая в тысячных долях, представляет собой частное от деления разности h отметок конечных точек элемента профиля на его длину l, т. е. равна тангенсу угла наклона а элемента профиля к горизонту.

 

 




ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ И МОСТОВ

Камеральное трассирование

Камеральное трассирование выполняют в основном на стадии про­екта. При этом используют топографические карты масштаба 1:25 000 или 1:50000, фотосхемы, а также цифровую модель местности.


Трассирование по топографической карте в зависимости от условий местности выполняют или способом попыток или по­строением линии допустимого уклона.

Способ попыток, применяемый в равнинной местности, состоит в следующем. Между заданными точками намечают на карте кратчайшую трассу, по которой составляют продольный профиль с проектом линии будущей дороги. На основании анализа про­дольного профиля выявляют места, в которых трассу целесооб­разно сдвинуть вправо или влево, чтобы отметки местности со­впали с проектными. Эти места вновь трассируют и составляют улучшенный проект трассы.

В условиях местности со сложным рельефом самый распрост­раненный прием камерального трассирования — построение на топографической карте в заданном направлении линии пре­дельно допустимого уклона для данной категории трассы.Для этого по карте данного масштаба 1:М и по высоте сечения рельефа h определяют величину заложения а для предельно допу­стимого уклона iп р. Например, для карты масштаба 1:25000 при h= 5 м и i пр = 0,020a = 5000: (0,020*25 000) = 10 мм.

По найденному заложению а на карте выделяют участки, от­личающиеся по характеру трассирования, так называемые участ­ки вольного и напряженного ходов. Участки местности, для кото­рых средний уклон местности iм больше предельно допустимогоуклона iпр, называют напряженным ходом. Участки, где iм меньше iп р, называют участками вольного хода.

На участке вольного хода трассу намечают по кратчайшему на­правлению, обходя лишь контурные препятствия. При этом, что­бы удлинение трассы было минимальным, углы поворота трассы должны быть не более 15... 25°.

На участках напряженного хода для соблюдения предельного уклона предварительно намечают линию нулевых работ, для ко­торой заданный проектный уклон выдерживается без устройства насыпей и выемок (земляных работ).

Например, необходимо на карте из точки А (рис.1) прове­сти трассу до точки К с заданным предельно допустимым укло­ном. Для этого, придерживаясь основного направления трассы, из точки А раствором циркуля, равным заложению а, засекают со­седнюю горизонталь. Из полученной точки Б вновь засекают этим же раствором циркуля точку В следующей горизонтали и т. д. При пересечении оврагов (участок ВГ) к тальвегу не спускаются, а переходят на другую сторону, засекая одноименную горизон­таль. Так же поступают при пересечении рек, стремясь, чтобы трасса была примерно перпендикулярна направлению течения реки. В местах, где расстояние между горизонталями больше величины заложения (участок ГД), т.е. iм меньше iпр, точки выбирают по принципу вольного хода.

 

 


Рис.1. Трассирование заданным уклоном

 

Таким образом получают на карте точки А, Б,..., К, образу­ющие линию нулевых работ. Однако линия нулевых работ еще не может быть осью будущей дороги, так как она состоит из большо­го числа коротких звеньев, сопряжение которых кривыми невоз­можно из-за ограничений минимальных радиусов, поэтому ли­нию нулевых работ заменяют участками более длинных прямых (спрямляют). Спрямление вызывает необходимость земляных ра­бот. После спрямления линии нулевых работ транспортиром из­меряют углы поворота трассы и, соблюдая нормативные требова­ния, назначают радиусы круговых кривых.

Затем по трассе намечают положение пикетов и характерных точек рельефа. Пикет — это точка оси трассы, предназначенная для закрепления заданного интервала. Характерные перегибы ре­льефа или контурные точки, определяющие пересекаемые трассой сооружения, водотоки, границы угодий, линии связи и т.д., называют плюсовыми точками. Пикетаж трассы — это система обо­значения и закрепления ее точек. Для того чтобы не загружать чертеж, разбивку пи­кетажа по карте производят сокращенно: через два или пять пике­тов. Закрепление пикетов начинают с нулевого. Плюсовые точки обозначают по номеру предыдущего пикета и расстоянию до него в метрах, например ПК2 + 35,7.

Отметки пикетов и плюсовых точек находят интерполировани­ем по горизонталям. По отметкам и пикетажу строят продольный профиль местности по трассе, а затем, руководствуясь техничес­кими нормативами, проектируют профиль будущей дороги.

Трассирование может быть выполнено в нескольких вариан­тах, из которых после составления продольного профиля и про­ектирования проектной линии может быть выбран наилучший (оптимальный).

В настоящее время имеются автоматизированные системы про­ектирования трасс. Эти системы основаны на представлении всей информации о местности в виде цифровой модели, применении ЭВМ большой мощности для расчетов и проектирования вариан­та и графопостроителя для автоматического составления про­ектной документации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: