Раздел 6. Источники римского права

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

(Leges duodecim Tabularum)

 

Законы XII таблиц - основной источник древнейшего рим­ского права, восходящий к 451-450 гг. до н.э. Оригинал не со­хранился. Предлагаемый текст, систематизированный в прошлом веке, составлен из отрывков, содержащихся в сочинениях древ­них римских и греческих авторов. Слова, заключенные в скобки, служат лучшему пониманию мысли, лаконично выраженной в подлиннике.

Источник: Памятники римского права. Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

 

[Извлечение]

 

ТАБЛИЦА I

 

1. Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал] под­твердит [свой вызов] при свидетелях, а потом ведет его насильно.

 2. Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку.

 3. Если препятствием [для явки вызванного на судоговоре­ние] будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст ему вьючное животное (jumentum). Повозки (arceram), если не захочет, предос­тавлять не обязан.

4. Пусть поручителем [на судоговорении] за живущего сво­им хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто поже­лает.

6. На чем договорятся, о том пусть [истец] и просит [на су­договорении].

7. Если [тяжущиеся стороны] не приходят к соглашению, пусть [они] до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело].

8. После полудня [магистрат] утвердит требование той сто­роны, которая присутствует [при судоговорении].

9. Если [на судоговорении] присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком [судоговорения].

 

 

ТАБЛИЦА II

 

1. (Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму — 50 ассов, так было уста­новлено Законом XII Таблиц. Если спор шел о свободе какого – нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась всего лишь] в размере 50 ассов).

2. Если одна из таких причин, как тяжелая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положен­ным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перене­сено на другой день.

3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбиратель­ство свидетеля] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему].

 

ТАБЛИЦА III

 

1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] су­дебного решения.

2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для ис­полнения решения].

3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] уведет его к себе и наложит на него ко­лодки или оковы весом не менее, а если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находит­ся на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может да­вать и больше.

5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1, 46: Тем временем [т.е. пока должник находился в заточении] он имел право поми­риться [с истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр).

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на час­ти. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину][1].

7. Пусть сохраняет [свою] силу навеки иск против изменника.

 

ТАБЛИЦА IV

 

1. (Цицерон, О законах, III. 8.19: С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, [отличавшийся] ис­ключительным уродством.

2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца.

3. (Цицерон, Филиппики, II. 28.69: [Пользуясь] постановле­нием XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв [у нее] ключ, изгнал [ее]).

4. (Авл Геллий, Аттические ночи, III. 16. 12: Мне известно, что [когда] женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то [из этого] возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце).

 

ТАБЛИЦА V

 

1. (Гай, Институции, I. 144—145: Предки [наши] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допус­калось только для дев-весталок, которых древние римляне в ува­жение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было по­становлено Законом XII таблиц).

2. (Гай, Институции, II. 47: Законом XII таблиц было опре­делено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна).

3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки [над подвластными ему лицами], так пусть то и будет ненарушимым.

4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе [его] ближайший агнат.

5. Если [у умершего] нет агнатов, пусть [оставшееся после него] хозяйство возьмут [его] сородичи.

6. (Гай, Институции, I. 155: По Закону XII таблиц опекуна­ми над лицами, которым не было назначено опекуна по завеща­нию, являются их агнаты).

7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

7б. (Ульпиан, I. 1 рг. D. XXVII. 10: Согласно Закону XII таб­лиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом).

(Ульпиан, Lib. sing.regul., XII. 2: Закон XII таблиц повеливает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, стоять на попечении их агнатов).

8а. (Ульпиан, Lib. sing. regul., XL. I: Закон XII таблиц переда­вал патрону наследство после римского гражданина из вольноот­пущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания).

8б. (Ульпиан, I. 195.§ 1. D. L. 16: Говоря [об отношениях между патроном и вольноотпущенником], закон [XII таблиц] указывает, что имущество вольноотпущенника переходит из той семьи в эту семью, [причем в данном случае] закон говорит [о семье как совокупности] отдельных лиц).

9а. (Гордиан, 1.6. c. III. 36: По Закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях [умершего к другим лицам], непосредственно, [т.е. без выполнения каких-либо юридических формальностей], распределяется между наследниками в соответ­ствии с их наследственными долями).

9б. (Диоклетиан, 1. 26. с.II. 3: Согласно Закону XII таблиц, долги умершего непосредственно разделяются [между его на­следниками] соразмерно полученным [ими] долям наследства).

 

ТАБЛИЦА VI

 

1. Если кто заключает сделку самозаклада[2] или отчуждения вещи [в присутствии 5 свидетелей и весовщика], то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.

2. (Цицерон, Об обязанностях, III. 16: По XII таблицам счи­талось достаточным представить доказательства того, что было произнесено [при заключении] сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое).

3. (Цицерон, Тор. IY. 23: Давность владения в отношении земельного участка [ус­танавливалась] в два года, в отношении всех других вещей - в один год).

4. (Гай, Институции, I. 3: Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собою власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]).

5а. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 17.7.8: Собственно­ручно отстоять [свою вещь] при судоговорении... это значит нало­жить свою руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, [т.е. иными словами], состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: «Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении»).

5б. (Павел, Fragm. Vatic., 50: Закон XII таблиц утвердил [от­чуждение вещи] путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собст­венности на эту вещь при судоговорении перед претором).

7. Пусть [собственник] не трогает и не отнимает [принадле­жащих ему] бревна или жердей, использованных [другим челове­ком] на постройку здания или для посадки виноградника.

7. (Ульпиан, I. 1 pr. D. XLYII. 3: Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употреблен­ные на постройку или для посадки виноградника, но предостав­лял при этом иск в двойном размере [стоимости этих материалов] против того, кто обвинялся в использовании их).

 

ТАБЛИЦА VII

 

1. (Фест, De verb. Signif., 4: Обход [т.е. незастроенное место] вокруг здания должен быть шириною в два с половиной фута).

2. (Гай, 1. D. X. 1: Нужно заметить, что при иске о размежевании границ не­обходимо соблюдать указание закона [XII таблиц], установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было пере­ступать границы, если [ставить] забор, то нужно отступать [от соседнего участка] на один фут, если - дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступать настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодезь, - отступать на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего уча­стка на девять футов, а прочие деревья - на 5 футов).

3. (Плиний. Естественная история. 19, 4, 50: В XII табли­цах не употреблялось совершенно слово «хутор», а для обозначения его [пользовались] часто словом hortus [отгороженное ме­сто], [придавая этому значение] отцовского имущества).

4. (Цицерон, О законах, 1, 21, 55: XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов).

5. (Цицерон, О законах, 1, 21, 55: Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников).

6. (Гай, 1.8 D. YIII. 3: По Закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах – в 16 футов).

7. Пусть [собственники придорожных участков] огоражива­ют дорогу, если они не мостят ее камнем, пусть каждый едет на вьюч­ном животном, где пожелают.

8. (Павел, I.5 D. XLIII, 8: Если протекающий по общественной землей ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику [последнего] давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков).

9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.

9б. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъя­вить иск об уборке его.

10. (Плиний. Естественная история. XVI. 5. 15: Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка).

 11. (Юстиниан, 1.41, I. II. 1: Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение [его требования], например, пред­ставит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было по­становлено Законом XII таблиц).

 12. (Ульпиан, lib. sing. regul. II. 4: Если [наследодатель] делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии], что он уплатит моему на­следнику 10 000 сестерциев, то, хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в Законе XII таблиц).

 

ТАБЛИЦА VIII

 

1. Кто злую песню распевает.

1б. (Цицерон, О государстве, IV. 10. 12: XII таблиц устано­вили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая со­держит в себе клевету или опозорение другого).

2. Если причинит членовредительство и не помирится [с потерпевшим], то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

3. Если рукой или палкой переломит кость свободному че­ловеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу- 150 ассов.

4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.

5. Сломает, пусть возместит.

6. (Ульпиан, I. pr. D. IX. 1: Если кто пожалуется, что домашнее животное причинило ущерб, то закон XII таблиц повелевал или выдать [потерпевшему] животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенного ущерба.

7. (Ульпиан, I. 14. § 3. D. XIX. 5: Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, на­несенных неправомерным деянием).

8а. Кто заворожит посевы...

8б. Пусть не переманивает на свой участок чужого урожая.

9. (Плиний. Естественная история. 18. 3. 12: По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. [XII таблиц] предписывали [такого] обреченного [богине] Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего, [винов­ного в подобном преступлении], по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере).

10. (Гай, I. 9. D.XLYII. 9: [Законы XII таблиц] повеле­вали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если виновный совершил это преднамеренно. [Если пожар про­изошел] случайно, т.е. по неосторожности, то закон предписывал, [чтобы виновный] возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию).

 11. (Плиний. Естественная история. 17. 1. 7: В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную по­рубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево).

 12. Если совершивший в ночное время кражу убит [на мес­те], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным.

 13. При свете дня... если сопротивляется с оружием [в ру­ках], созови народ[3].

 14. (Авл Геллий, Аттические ночи, XI. 18. 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойман­ных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и вы­давать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказы­вать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершен­нолетних] было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков).

15а. (Гай, Институции, III. 191: По Закону ХII Таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь отыскивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была прине­сена к укрывателю и найдена у него).

15б. (Гай, Институции, III. 192: Закон XII Таблиц предписывает, чтобы при производ­стве обыска [обыскивающий] не имел никакой одежды, кроме по­лотняной повязки, и держал в руках чашу).

16. Если предъявляется иск о краже, [при которой вор не был пойман с поличным], пусть [суд] решает спор [присуждением] двойной стоимости вещи.

17. (Гай, Институции, II. 45: Законом XII таблиц запрещается приобретение краде­ной вещи по давности).

18а. (Тацит, Анналы, VI. 16: Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента [в ме­сяц], тогда как до этого бралось по прихоти богатых).

18б. (Катон, О земледелии, Предисловие, 1: предки наши имели [обыкновение] и положили в законах присуждать вора к уп­лате двойной стоимости [украденной вещи], ростовщика к [взыска­нию] в четырехкратном размере [полученных процентов]).

19. (Павел, Libri Y sentiarum, II. 12. 11: По Закону XII таблиц за вещь, сданную на хра­нение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи).

20. (Трифониан, I. 1. § 55. D. XXYI. 7: В случае рас­хищения опекунами имущества их подопечного следует устано­вить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в от­дельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов).

 21. Пусть будет предан богам подземным [т.е. проклятию] тот патрон, который причиняет вред [своему] клиенту.

 22. Если [кто-либо] участвовал [при совершении сделки] в ка­честве свидетеля или весовщика, [а затем] отказывается это за­свидетельствовать, то пусть [он будет признан] бесчестным и ут­ратит право быть свидетелем.

 23. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. I. 53: По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы).

24. (Плиний. Естественная история. XVIII. 3. 12. 8-9: По XII таблицам за тайное истребление урожая [назначалась] смерт­ная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека).

25. (Порций, Lampo. Decl. Im Catil., 19: Как мы знаем, в XII таблицах предписывалось, чтобы никто не уст­раивал в городе ночных сборищ).

26. (Гай, I. 4. D.XLYII. 22: Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий [сооб­ществ] право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимство­ван из законодательства Солона).

 

ТАБЛИЦА IX

 

1-2. (Цицерон, О законах, III. 4. 11. 19. 44: Привилегий, [т.е. отступлений в свою пользу от закона], пусть не испрашивают. Приговоров о смертной казни римского гражданина путь не выно­сят иначе, как в центуриатных комициях... Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римско­го гражданина иначе, как в центуриатных комициях).

 3. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смерт­ною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?)/

 4. (Помпоний, 1. 2. § 23. D. 1. 2: Квесторы, присут­ствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в Законе XII таблиц).

 5. (Марциан, 1. 3. D. XLYII: Закон XII таблиц по­велевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага [римского народа к нападению на Римское государство], или того, кто предает врагу римского гражданина).

 6. (Сальвиан, О правлении божьем, VIII. 5: Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда, какого бы то ни бы­ло человека).

 

ТАБЛИЦА XI

 

1. (Цицерон, О государстве, II. 36. 36: [Децемвиры второго при­зыва] прибавили две таблицы несправедливых законов, [между прочим], санкционировали самым бесчеловечным законом запре­щение браков между плебеями и патрициями).

 

ТАБЛИЦА XII

 

1. (Гай, Институции, IY. 28: Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатив за него покупной цены, а также и против того, кто не предоставил возна­граждения на сданное ему в наем вьючное животное, с тем усло­вием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жерт­венный пир).

2. (Гай, Институции, IY. 75. 76: Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стои­мость причиненного вреда, или выдать головою виновного... [Эти] иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, [принадлежит], например, иск о воровст­ве, созданный законом XII таблиц).

3. (Фест, De verb. Signif., 174: Если приносит [на судоговорение] поддельную вещь или отрицает [самый факт] судоговорения, пусть претор назначит трех посредников, и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода [от спорной вещи]).

4. (Гай, 3. D.XLIY, 6: Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательст­ва; в противном случае налагался штраф в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь).

5. (Ливий, YII. 17. 12: В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона).

 

 

ИНСТИТУЦИИ ГАЯ

 

Предлагаемые «Институции» являются учебником римского права. Автор Институций – римский юрист II в. н.э. Гай, точная да­та рождения и смерти которго, как и его полное имя, остались неиз­вестными.

Источники: Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

[Извлечение]

 

КНИГА ПЕРВАЯ

 

1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским... А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается оди­наково у всех народов и называется правом общенародным (jus gentium)... Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим для всех людей.

2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из ответов правоведов.

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постанови­ли. Плебс же отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименова­нием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что по­становления плебеев для них не обязательны, так как они со­ставлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было определено, что постанов­ления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наровне с настоящими законами.

4. Сенатским постановлением есто то, что сенат поаелевает и установляет; оно имеет силу закона, хоят это было спорно.

5. Указ императора есто, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).

6. Эдикты суть постановления и предписания тех лиц, кото­рые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предос­тавляется магистратам римского народа: самое большое значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов – город­ского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принад­лежит их наместникам...

7. Ответы правоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право...

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к ли­цам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего, рассмотрим значение лиц.

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы.

10. Далее, из свободных людей одни - свободнорожденные, другие - вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, которые родились сво­бодными; вольноотпущенные - это те, которые отпущены на во­лю из законного рабства.

 12. С другой стороны, есть три рода вольноотпущенных: они или римские граждане, или латиняне, или покоренные.

14. Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены сдались.

15. Следовательно, рабов, подвергшися такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, хотя бы они были в полной собственности (no jus Quiritium и gentium) никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, но всегда будем их причислять к покоренными сдавшимся римскому народу.

16. Если же раб не подвергся такому бесчестию, то он, будучи отпущен на волю, делается или римским или латинским гражданином.

17. Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основа­нии юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания - то такое лицо признается рим­ским гражданином. В случае, если одного из этих условий недос­тает, то он будет латином.

18. Не всякий желающий может отпускать раба на волю.

19. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или па­трону не имеет значения.

20. Следует другое деление в праве лиц. Именно: одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

21. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие - под властью мужа, третьи - в неограниченной власти (mancipio) от другого.

22. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

23. Итак, под властью господ состоят рабы: эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами пра­во жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

24. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. Именно: по постановлению импе­ратора Антонина, тот, кто без причины убьет своего раба, подвер­гается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого ра­ба.

25. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую имеем мы.

26. Римские граждане тогда вступают в законный и дейст­вительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius conubii[4]; а так как conubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

27. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака.

28. С другой стороны, и не на всякой свободной женщинепозволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.

29. От рабыни и свободного по общенародному праву про­исходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свобод­ный ребенок.

30. По естественным требованиям и соображениям реше­но, что, если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается сво­бодным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

31. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усы­новляем.

32. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, например претора.

33. Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

34. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

35. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщи­ны.

36. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куп­лей.

37. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его се­мью и занимала место дочери...

38. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на основа­нии символической продажи...

39. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в неограниченной власти, кабале (mancipio) другого.

40. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

41. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права собст­венности (ius proprium) свойственна римским гражданам и совер­шается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граж­дан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называю­щееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и по­средством этих медных весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приоб­ретает вещь посредством манципации.

42. Этим способом манципируются рабы и лица свобод­ные, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские...

43. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноруч­но того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой; не­ движимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.

44. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные ос­вобождаются от этой власти.

45. Те, которые состоят под властью отца, делаются са­мовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда де­лаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смер­ти деда не подпадают под власть своего отца.

46. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, по которому возвратив­шиеся на родину из плена приобретают прежние права.

47. Кроме того, дети перестают быть во власти восходя­щих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын — только после троекратной эманципации, про­чие же дети мужского или женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации.

48. Точно так же через мнимую продажу в кабалу (in manu) женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовласт­ными.

49. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

50. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супру­жеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опе­кой, или под попечительством.

51. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей вла­сти: мужского пола — несовершеннолетних, а женского — как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие присущего им лег­комыслия, находились под надзором, хотя бы они достигли пол­ноты возраста.

52. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по за­кону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.

53. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, то есть как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родст­венной связи, основывающейся на естественном праве.

54. Право агнатства уничтожается переменой или умале­нием правоспособности; право же когнатства, таким образом, не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить граждан­ские права, естественных же уничтожить не может.

55. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или же наименьшая.

56. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские прва и свободу. Это случается, например с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя в рабство, делаются на основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеривались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободороженные женщины, которые согласно сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с рабами.

57. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества.

58. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции, и с теми, которые отдаются, кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципации; при том, сколько раз кто манципируется или отпускается на волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности.

 

КНИГА ВТОРАЯ

 

1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; те­перь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего имущества.

2. Итак, главное деление вещей обнимает собой две части, именно одни вещи суть божественного права, другие - человеческого.

3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи священного значения.

4. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства или частных лиц.

5. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граж­дан. Частные же имущества - это те, которые принадлежат отдельным лицам.

6. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

7. Кроме того, существует деление вещей на два разря­да: на res mancipi и res nес mancipi.

8. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле...

9. Точно так же почти все то, что относится к разряду бес­телесных вещей, причисляется к res nес mancipi, за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются res man­cipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

10. Велика, однако же, разница между вещами mancipi и nес mancipi.

11. А именно: res nес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

12. Res mancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cessio.

13. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы при­бегаем к манципированной форме, для которой всегда легко най­ти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью со­вершать in iure cessio обращаться к претору или наместнику про­винции, что соединено с известными трудностями.

14. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

15. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно - каждый будет или собственником, или таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой - простым обладате­лем (in bonis habere).

16. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и только пере­даю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее кваритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь, собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственно­стью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio.

17. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, пере­данные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или пес mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи.

18. Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защитить свое право.

19. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение остается без владельца или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин от­сутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владе­лец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нис­колько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью...

20. Иногда случается, что собственник вещи не может от­чуждать ее и, наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь.

21. В самом деле, по Юлиевому закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество, против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность...

22. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например предметы, отчуждаемые посредством простой переда­чи, другие – по гражданскому праву. Манципация (in iure cessionis), узукапия — все это способы приобретения, свойствен­ные праву римских граждан.

23. И не только то, что делается нашей собственностью по­средством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как ве­щи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захваты­ваются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздухе (пти­цы).

24. И так если мы поймаем дикого зверя, или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова дела­ется собственностью первого завладевшего, так как оно переста­ло нам принадлежать...

25. По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у врагов.

26. Однако и то, что прибавляется нам "посредством наноса", становится нашей собственностью в силу того же самого права; при этом посредством наноса прибавляется, очевидно, то, что река прибавляет к нашему полю мало-помалу…

27. Таким образом, если река оторвет какую-либо часть прибрежной земли от твоего участка и принесет ее к моему, то эта оторванная часть остается твоею.

28. Но если посредине реки образуется новый остров, то он составляет общую собственность, всех тех, которые по обеим сторонам реки имеют прибрежные владения; если же остров возникнет не посреди реки, то он признается собственностью тех, которые на ближайшей стороне владеют прибрежными участками земли.

29. Кроме того, постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естествен­ному праву нашей, так как построенное на поверхности принад­лежит собственнику земли.

30. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле.

31. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассад­ник и посев, то ему предоставляется против нас возражение зло­го умысла, если только он был добросовестным владельцем.

32. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни мало­летний без согласия опекуна отчуждать res mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду пес mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний - не может.

33. Но, с другой стороны, все вещи, как mancipi, итак и пес mancipi, могут женщины и малолетние получать без разрешения опекуна, так как им предоставляется возможность без согласия опекуна улучшить свое состояние.

34. Мы приобретаем не только сами, но также и через тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обла­даем.

35. И так, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим способом, - все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не мо­жет...

36. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности.

37. Прежде поговорим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону.

38. Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию.

39. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях, или перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение.

40. Позднее вошел в обычай третий род завещаний - по­средством меди и весов. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то, в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципированной форме другу (постороннему лицу) свою фамилию, то есть свое имущество, и просил его распределить это имущество согласно своей последней воле...

41. От обязанности соблюдать при составлении завеща­ний вышеуказанные формы освобождены императорскими ука­зами воины по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным во всяком случае, хотя они и не призвали законного числа свидетелей, и не продали на­следственного имущества мнимым образом, и не заявили бы торжественно о своей последней воле.

42. По-видимому, женщины находились в лучших услови­ях, чем мужчины; именно: мужчина моложе 14 лет составлять за­вещания не может, даже при участии опекуна; женщина же мо­жет, ибо она, достигнув 12-летнего возраста, приобретает право составлять завещание.

43. Однако для полной действительности завещания не­ достаточно соблюдать то, что мы выше сказали относительно продажи наследственного имущества, о свидетелях и торжественных заявлениях последней воли.

44. Но, прежде всего, следует узнать, совершалось ли на­значение наследника торжественным образом, ибо в противном случае, если оно сделано иначе, бесполезным будет факт продажи имущества завещателя манципационным образом...

45. Торжественное назначение наследника совершается так: "Пусть будет Тиций наследником". Принята и следующая формула назначения: "Я приказываю Тицию быть наследником". Не применялось такое назначение: "Я хочу, чтобы Тиций был на­следником..."

46. Претор, однако, может предоставить назначенным на­следникам владение наследством согласно завещательному до­кументу[5], если он будет подписан семью свидетелями, и если нет наследника, к кому бы могло по закону перейти наследство, на­пример брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за со­бой наследство.

47. Равным образом тот, кто имеет в своей власти сына, должен озаботиться назначить его наследником или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе, если отец обойдет его мол­чанием, то завещание не будет иметь силы — по мнению наших учителей (сабинианцев), никто не может быть наследником по этому завещанию, даже если бы (неупомянутый) сын умирал раньше самого завещателя, потому что с самого на­чала этот акт не был завещанием. Но приверженцы другой школы (прокульянцы) согласны в том, что если сын жив ко времени смерти отца, то он, конечно, мешает назначенным наследникам и делается ближайшим наследником по закону; но если сын умира­ет раньше отца, то, как некоторые думают, можно в силу завеща­ния принять наследство, так как сын уже не препятствует, потому что, по их мнению, вследствие выхода сына завещание не стано­вится недействительным с самого начала.

48. Если же завещатель обойдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наслед­никами, каждый в одной доле, если они прямые наследники (свои); если же посторонние, то получают половину, то есть если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает по праву приращения четвер­тую часть наследства... Но если завещатель призывает к насле­дованию посторонних и обойдет дочь, то она по праву прираще­ния приобретает половину наследства. То, что мы сказали о до­чери, считаем сказанным и о внуке, и о всех детях – все равно, будут ли они мужского или женского пола.

49. Итак, что это значит? Хотя вышеупомянутые лица, со­гласно сказанному, отнимают от назначенных наследников только половину, то претор обещает им, однако, вопреки завещатель­ным распоряжениям, владение наследством, вследствие чего посторонние наследники устраняются от всего наследства и делаются наследниками без наследства.

50. Но если отец лишает сына наследства, то должен это сделать поименно, в противном случае сын не лишается наслед­ства. Поименное лишение наследства имеет место в случае, если кто лишает сына такими словами: «Сын мой Тиций да не будет моим наследником»...

51. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследст­ва посредством общей формулы следующими словами: «Все прочие да будут лишены наследства»... Так предписывает ци­вильное право.

52. Претор же приказывает всех детей мужского пола, то есть внуков и правнуков, лишать наследства поименно; детей же женского пола, то есть дочерей, внучек, правнучек, можно лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы.

53. Иногда мы можем учредить два и более степеней наследников следующим образом: "Луций Тиций, будь наследником и прими наследство в ближайшие 100 дней, в течении которых узнаешь и сумеешь принять. Поэтому, если ты не примешь наследство, то не быть тебе наследником, а наследником пусть будет Мевий и примет в течение 100 дней" и проч., а затем мы можем подназначить столько, сколько нам угодно.

54. Назначать наследниками, позволено как свободных людей, так и рабов, притом как собственных, так и чужих.

55. Однако нашего раба следует сделать одновременно и свободным, и наследником в следующих выражениях: «Раб мой Стих да будет свободным и да будет наследником»...

56. Таким образом, в позднейшее время был издан закон Фальцидия, по которому позволяется отказывать не более как 3/4целого имуще­ства, т.е. чтобы у наследника осталась четвертая часть наследства; этим правом мы теперь и пользуемся.

 

КНИГА ТРЕТЬЯ

 

1. Наследства умерших без завещания принадлежат по закону XII таблиц, во-первых, «своим» наследникам (sui heredes).

2. «Своими» же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь, внук и внучка от сына, правнук и пра­внучка, рожденные от ближайшего, нисходящего агната по муж­ской линии, и безразлично, родные ли они дети или усы­новленные. Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число «своих» наследников, если предшест­вующее лицо перестает быть во власти (агнатской) восходящего... Поэтому если сын будет во власти отца во время смерти по­следнего, то внук от него не может быть «своим» наследником...

3. Точно так же жена, которая находится под мужней властью того, кто умирает, является «своей» наследницей, так как она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына (считается «своей» наследницей), так как она занимает место внучки...

4. Если (после умершего) не было «своих» наследников, то наследство, по тому же самому закону XII таблиц, принадлежит агнатам.

5. Агнатами называются те лица, которые соединены за­конным родством; законным считается то родство, которое возни­кает через лиц мужского пола. Таким образом, братья, рожден­ные от одного и того же лица, суть агнаты по отношению друг к другу... Точно так же дядя по отцу будет агнатом по отношению к сы­ну брата, и в свою очередь последний будет агнатом по отношению к первому... Таким образом, мы могли бы насчитать много степеней агнатства.

6. Однако закон XII таблиц дает наследство не всем агна­там одновременно, а только тем, которые находятся в ближай­шей степени родства...

7. Если (после умершего) не оставалось ни «своих», ни аг­натов, то тот же закон XII таблиц призывает к наследованию родичей (гентилов). А кто такие родичи, об этом мы сказали в первой книге. Но так как мы уже упомянули, что все родовое (гентильное) право совершенно вышло из употребления, то мы счи­таем, излишним в этом месте толковать о том же предмете слиш­ком подробно.

8. В этих-то пределах заключаются по закону XII таблиц права наследства после лиц, умерших без завещания. Всякий может понять, какова была строгость и сжатость этого закона.

9. Так, например, эманципированные дети по этому закону не имеют никакого права на наследство агнатских восходящих, так как они перестают быть «своими» наследниками.

10. Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена эдиктом претора.

11. Претор призывает всех детей, не имеющих по закону XII таблиц прав наследования[6], совершенно как если бы они бы­ли во власти восходящего еще во время его смерти, не делая разницы, будут ли они одни или совместно со «своими» наслед­никами, то есть теми, которые оставались во власти отца.

12. Иногда, однако, не ради исправления, не ради оспари­вания древнего права, а скорее для его упрочения претор обеща­ет владение наследством;...в том случае, если завещания нет, претор призывает к владению наследством «своих» наследников и агнатов... Впрочем, независимо от преторского порядка насле­дования, последним («своим» и агнатам) принадлежит наследст­во по цивильному праву.

 13. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида: каждое обязательство возни­кает или из договора, или из деликта.

 14. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением.

15. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают в заем…

16. Обязательство словами заключается посредством во­проса и ответа, например: «Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься? Ручаюсь. Сдела­ешь? Сделаю».

17. Но что касается следующего вида словесного обяза­тельства: «Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь (Spondes? Spondee)», – тo он свойствен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употреб­ляются между всеми людьми - как между римскими гражданами, так и иностранцами…

18. Если то, что мы стипулируем[7], не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым...

19. Точно так же, если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует..., то сти­пуляция будет недействительна.

20. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, или когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал 10 сестерциев, а ты обещаешь 5 сестерциев, или я стипулирую, безусловно, а ты обещаешь под условием.

21. Кроме того, ничтожна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне или когда он стипулирует от меня...

22. Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что делает.

23. Малолетний совершает законно всякую сделку, если только опекун принимает участие там, где утверждение опекуна необходимо.

24. То же самое правило применяется относительно жен­щин, находящихся под опекой.

25. Обязательство основывается на письменном докумен­те, если, например, оно заносится в приходорасходную книгу...

26. Обязательства возникают путем простого соглашения
между сторонами при купле-продаже, при найме, товариществе, по­ручении.

27. Говорят, что в этих случаях возникает обязательство в силу согласия (consensus) сторон, потому что нет никакой необходимости ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключают обязательство, пришли к соглашению. Вот почему та­кие сделки заключаются и между отсутствующими...

28. Купля и продажа заключаются, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена, и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.

29. Договор найма и (купли-продажи) подчинены тем же за­конным правилам; договор найма признается заключенным тогда, когда точно определена наемная плата.

30. Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы вступить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-нибудь сделки.

40. Возник, однако, важный вопрос, можно ли заключить договор товарищества таким образом, чтобы один получил боль­шую выгоду или понес меньшие убытки... Сервий Сульпиций, мнение, которого одержало верх, думал, что такое товарищество может состояться... ведь известно, что можно заключить договор товарищества и так, что один вносит деньги, другой их не вносит, а прибыль у товарищей общая, потому что часто труд одного равносилен деньгам (другого).

41. Известно и то, что если между товарищами не состоя­лось никакого точного соглашения насчет частей прибыли и убытков, то прибыль и убытки распределяются между ними поровну...

42. Товарищество продолжается до тех пор, пока сущест­вует взаимное соглашение членов; но если кто из товарищей выйдет из его состава, то товарищество прекращается.

43. Товарищество прекращается также вследствие смерти одного из членов, потому что тот, кто заключает договор товари­щества, выбирает себе определенное лицо.

44. Товарищество прекращается также, если продается публично или приватно имущество одного из товарищей.

45. Товарищество, о котором мы говорим, то есть то, ко­торое заключается путем простого соглашения, принадлежит к общенародному праву, таким образом, оно применяется между всеми людьми по началам естественного разума.

46. Поручение имеет место, если мы доверяем совершение известных действий для нас самих или в интересах другого.

47. Обязательство исполняется преимущественно платежом должного...

48. Равным образом прекращается обязательство через акцептиляцию; акцептиляция же есть воображаемая уплата. И в самом деле, если ты желаешь простить мне то, что я тебе должен по вербальному обязательству, то можешь этого достигнуть, если позволишь мне произнести следующие определенные слова: «Получил ли ты то, что я тебе обещал?», а ты ответишь: «Получил».

49. Есть еще другая форма символической уплаты по­средством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует что-либо на основании юриди­ческого акта, заключенного посредством меди и весов, или если долг возник по судебному решению.

50. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разгра­бил имущество, причинил убыток, нанес обиду, обязательства, возникающие во всех этих случаях, относятся к одному роду...

51. По мнению Сервия Сульпиция и Массурия Сабина, во­ровство бывает четырех видов: manifestum, пес manifestum, conceptum и oblatum. Лабеон принимает два вида: явное (manifes­tum) и nес manifestum (тайное), но не соглашается признать во­ровством два последних вида, усматривая в них лишь виды исков о воровстве. Последнее, по-видимому, справедливо.

52. По мнению некоторых, явное (manifestum) воровство будет тогда, когда вор застигнут при совершении преступления; другие же идут далее и полагают, что явное воровство будет то­гда, когда вор уличен на месте преступления... Из двух вышеприведенных мнений и то и другое признано справедливым; боль­шинство, однако, держится последнего.

53. Наказание за явное воровство, по законам XII таблиц, было весьма тяжелое... Но впоследствии такая жестокость наказания была отвергнута, и преторским эдиктом установлен был особый иск, как против свободного лица, так и против раба со штрафом, вчетверо большим цены украденной вещи.

54. За тайное воровство взыскивался по закону XII таблиц тройной штраф; этот штраф также одобрялся претором.

55. Воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уно­сит чужую вещь, но и вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее господина.

56. Таким образом, если кто пользуется вещью, отданной ему на хранение, то он совершает воровство. Если кто получит вещь для определенного пользования и обратит ее на другое употребление, то он отвечает как вор...

57. В известных случаях совершают даже воровство своей вещи, если, например, должник похитит вещь, данную верителю в залог, или если я тайком отнимаю свою вещь от добросовестного ее владельца. Поэтому решено: тот, кто скрывает, что к нему возвратился раб, которым добросовестно владел другой, совер­шает воровство.

58. Иногда подвергается ответственности за воровство тот, кто сам воровства не совершал, как, например, тот, при по­мощи или по совету которого совершено воровство.

59. Наконец, следует знать, что возник вопрос, совершает ли малолетний воровство, унося чужую вещь. Большинство ре­шило, что так как воровство образуется из желания украсть, то малолетний только тогда отвечает за это преступление, когда он в возрасте, близком к совершеннолетию, и вследствие этого соз­нает свое преступление.

60. Иск о вреде, незаконно причиненном, установлен Аквилиевым законом, в первой главе которого постановлено, что если кто незаконно убьет чужого раба или чужое четвероногое домашнее животное, тот обязывается уплатить господину выс­шую за этот год рыночную стоимость убитого.

61. Незаконно убивающим считается тот, по умыслу или по вине которого совершается убийство, и нет никакого другого закона, по которому должно бы взыскать штраф за убыток, при­чиненный непротивозаконным образом; вследствие этого не под­вергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.

62. Да и притом не только тело убитого оценивается в иске этого закона, но если, например, кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, то и это берется во внимание, например, убили моего раба, назначенного кем-либо наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и поте­рянного наследства.

63. Тот, чей раб убит, волен обвинять убийцу в уголовном преступлении или отыскивать ущерб по этому закону.

64. Правонарушение совершается не только тогда, когда кто-либо кулаком или палками будет бит или даже высечен, но и тогда, когда кого-либо бесчестят...

65. По-видимому, мы терпим обиду, не только нам самим нанесенную, но и нашим подвластным детям, нашим женам, хотя бы они и не находились в нашей супружеской власти...

66. Собственно говоря, лично рабу не наносится никакой обиды, но через него считается оскорбленным его господин...

67...Претор позволяет нам самим оценивать обиду, и су­дья присуждает нам такую сумму, на какую мы оценили обиду, или меньше, согласно своему усмотрению. Но так как жестокую обиду обыкновенно оценивает претор... и хотя судья может присудить меньшую сумму, однако в большинстве случаев он не ре­шается уменьшить ее вследствие авторитета претора.

68. Обида считается тяжкой или по действию, если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если, например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенатору простым человеком (низко­го происхождения).

 

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

 

1. Нам остается поговорить об исках. Если зададимся вопросом, скольких родов бывают иски, то правильнее всего при­нять два рода исков: вещные и личные.

2. Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответствен или по договору, или по деликту, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формулируем исковое заявление та­ким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо.

3. Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем и ут­верждаем, что телесная вещь - наша, или начинаем спор о том, что мы имеем какое-либо право, то есть право требовать от соседа, чтобы он никоим образом не мешал виду...

5. Вещные иски называются еще виндикациями, а личные иски, в которых мы выражаем требование дать что-либо или сде­лать что-либо, называют кондикциями.

6. Иногда мы предъявляем иск с целью получить вещь, иногда - только для преследования наказания, в других случаях - с той и другой целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow