Проектирование урока согласно требованиям ФГОС, типы уроков. Лекция-практикум
УРОК ПО ФГОС?!....
УРОК, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

— Не грусти, — сказала Алиса. — Рано или поздно все станет понятно,
Все станет на свои места и выстроится
в единую красивую схему, как кружева.
Станет понятно, зачем все было нужно,
Потому что все будет правильно.
«Алиса в стране чудес»
Льюис Кэрролл
Чем же является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для педагога? Анализ позволил нам представить ответ схематически (рис.1).
![]() | ||
![]() | ||
Рис.1. ФГОС общего образования как система
Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который определяет приоритет – развитие личности ученика. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, предполагая проведение уроков нового типа.
Как же не хочется быть Алисой в нашем педагогическом Зазеркалье! Как хочется понимать чётко и однозначно требования ФГОС, профессионального стандарта, локальных актов и прочих многочисленных документов.
Вспомним вывод из самой «взрослой» сказки Льюиса Кэрролла «План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение».
Особенность ФГОС – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.
Современное образование не отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, однако формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
А где же творчество? То самое педагогическое творчество, которое приносит удовольствие и составляет ценность педагогической деятельности.
Местом, где сталкиваются требования, и творчество учителя становится УРОК. Как же меняется урок в новых условиях???
Для ответа на данный вопрос проанализируем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего
образования как фундамента всего последующего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Во ФГОС начального общего образования отсутствует описание требований к уроку, к формам и методам, деятельности учителя и обучающихся. Ответить на вопрос «Чем урок по ФГОС отличается от традиционного урока?» можно сопоставив предполагаемые результаты освоения основной образовательной программы и требования к итоговой оценке.
Так, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее - ФГОС ООО) обеспечивая преемственность уровней, содержит требования к условиям, результатам и структуре основной образовательной программы основного общего образования на основе системно-деятельностного подхода.
В тексте документа нет указаний на требования к уроку на уровне основного общего образования. Только исходя из задач, описания результатов, требований можно составить перечень требований к уроку.
Выделим основные требования к современному уроку:
- урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
- в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя;
- осуществляется практический, деятельностный подход;
- каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных;
- авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс на развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- урок направлен на повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- значимым является овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
- ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, активная мыслительная деятельность и её планирование;
- интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности, проблемные и творческие задания с поощрением со стороны учителя;
- коллективный поиск, направляемый учителем, в атмосфере заинтересованности каждого ученика в работе класса, вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений;
- ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание);
- гибкая структура урока, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся;
- домашнее задание, составляется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, предполагает возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и отработки навыков.
Что является принципиально новым на современном уроке?
1. Проектирование информационно-развивающей среды и подготовка ресурсов на подготовительном этапе урока.
2. Процедура активного целеполагания – постановка целей деятельности самими обучающимися.
3. Осуществление учебного проектирования.
4. Операционно-деятельностный этап урока включает разработку учителем системы учебных задач, позволяющих обучающемуся присвоить новое знание, отработать учебное действие. Особенностью системно-деятельностного подхода выступает то, что учащиеся самостоятельно формулируют учебную задачу.
5. Критерии для оценивания деятельности разрабатываются учителем совместно с обучающимися.
6. Обязательное проведение рефлексии разных видов на основе оценочных процедур.
О.Б.Даутова выделяет следующие новые процедуры в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС [11].
Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС (по О.Б.Даутовой)
| Этапы урока | Новое |
| Подготовительный этап | Проектирование информационно-образовательной среды, ресурсов |
| Организационный этап | Характеристика ресурсов при определенном типе урока (по необходимости) |
| Мотивационно-целевой этап | Активное целеполагание |
| Проектировочный этап | Учебное проектирование |
| Операционно-деятельностный | Система учебных задач, которые выдвигают сами обучающиеся |
| Контрольно-оценочный этап | Критерии оценивания |
| Рефлексивный этап | Виды и способы рефлексии |
Требования ФГОС не являются чем-то абсолютно новым для учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?
Современный урок может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.
Типы уроков по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1








