Урок направлен на обучение новым способам нахождения знания, введение новых понятий, терминов, формирование системы новых понятий, расширение знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
В литературе предлагается следующая структура урока этого типа: • Мотивационный этап (самоопределение) к учебной деятельности.
• Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
• Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
• Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
• Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
• Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
• Самостоятельная работа и проверка по эталону.
• Включение в систему знаний, умений и повторения.
• Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:
1.Выделить и сформулировать новое для обучающихся знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания.
3.Выделить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4.Определить необходимые знания, умения и навыки, а также способы их повторения.
5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и знаний, умений и навыков. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11.Провести анализ урока по конспекту.
12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Тип №2
Урок отработки умений и рефлексии
Урок направлен на формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, нахождению причины своих затруднений, самостоятельному построению алгоритма действий по устранению затруднений, самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная часть урока направлена на закрепление усвоенных знаний, понятий, способов действия и их корректировку при необходимости.
Структура урока отработки умений и рефлексии по ФГОС.
• Мотивационный этап (самоопределение) к коррекционной деятельности.
• Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
• Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
• Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
• Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
• Обобщение выявленных затруднений во внешней речи.
• Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
• Включение в систему знаний, умений и повторение.
• Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Тип №3
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Урок направлен на структуризацию полученного знания, развитие умения переходить от частного к общему и наоборот, видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная часть урока направлена на обучение приёмам обобщения, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видеть новое знание в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний следующая:
• Самоопределение.
• Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
• Постановка учебной задачи, целей урока.
• Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
• Реализация выбранного плана действий.
• Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
• Этап рефлексии деятельности.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самосовершенствование и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные предметные уроки могут быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
Тип №4