Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Урок направлен на обучение новым способам нахождения знания, введение новых понятий, терминов, формирование системы новых понятий, расширение знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.

В литературе предлагается следующая структура урока этого типа:                       •   Мотивационный этап (самоопределение) к учебной деятельности.

•   Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

•   Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

•   Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

•   Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

•   Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

•   Самостоятельная работа и проверка по эталону.

•   Включение в систему знаний, умений и повторения.

•   Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое для обучающихся знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания.

3.Выделить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4.Определить необходимые знания, умения и навыки, а также способы их повторения.

5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и знаний, умений и навыков. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Тип №2

Урок отработки умений и рефлексии

Урок направлен на формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, нахождению причины своих затруднений, самостоятельному построению алгоритма действий по устранению затруднений, самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная часть урока направлена на закрепление усвоенных знаний, понятий, способов действия и их корректировку при необходимости.

Структура урока отработки умений и рефлексии по ФГОС.

•   Мотивационный этап (самоопределение) к коррекционной деятельности.

•   Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

•   Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

•   Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

•   Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

•   Обобщение выявленных затруднений во внешней речи.

•   Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

•   Включение в систему знаний, умений и повторение.

•   Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Тип №3

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок направлен на структуризацию полученного знания, развитие умения переходить от частного к общему и наоборот, видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная часть урока направлена на обучение приёмам обобщения, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видеть новое знание в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний следующая:

•   Самоопределение.

•   Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

•   Постановка учебной задачи, целей урока.

•   Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

•   Реализация выбранного плана действий.

•   Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

•   Этап рефлексии деятельности.

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самосовершенствование и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

 Отдельные предметные уроки могут быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

Тип №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: