Перспективы развития высшей школы

Они зависят от следующих факторов:

Государственной политики в области образования. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства.

Сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области. - Реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становление рынка образовательных услуг. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком, для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система государственных дотаций и т.д. - Наличие научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ. - Формирование объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью ВУЗов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методологические и теоритические основы педагогики:

Общая методология педагогики предполагает учёт:

-Основных положений и принципов материалистической диалектики:

-Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; -Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества; -Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

Основных категорий материалистической диалектики: -Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей; -Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

-Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него; -Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

Частная методология педагогики предполагает учёт: Закономерностей; Принципов; Методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике: -Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и студенты, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача педагога: учёт взаимосвязи компонентов.

-Личностный подход признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

-Деятельностный подход Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи педагога: выбор и организация деятельности обучающегося с позиции субъекта познания труда и общения.

-Полисубъектный (диалогический) подход Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Задача педагога: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

-Культурологический подход Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача педагога: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

-Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача педагога: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. - Антропологический подход. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. - Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: