Выделяются следующие тенденции

ОТВЕТЫ ВОПРОСОВ ПО ПиП (Good luck)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.

Педагогика высшей школы возникла на базе общей педагогики. Педагогика высшей школы - отрасль педагогической науки, изучает педагогические закономерности и средства организации и осуществления образовательного процесса (самообразования), обучение, воспитание (самовоспитание), развития (саморазвития) и профессиональной подготовки студентов (слушателей) к определенному виду деятельности и общественной жизни.

Предмет педагогики высшей школы - закономерности обучения, воспитания и развития личности системе высшего образования.

Предмет педагогики высшей школы включает:

- высшее учебное заведение как педагогическую систему;- функционирование и эффективность педагогического процесса в высшем учебном заведении;- педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку;- педагогические закономерности формирования и развития личности студента;- процесс высшего образования и самообразования;- обучение в высшем учебном заведении;- воспитание и самовоспитание студентов;- моральную и психологическую подготовку;- формы, методы и педагогические технологии в высшем учебном заведении;- - личность научно-педагогического работника;- педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе вуза в ходе реализации задач Болонской конвенции;- коллектив научно-педагогических работников кафедр, факультетов, вузов;- студенческие коллективы.

Основные задачи педагогики высшей школы:

-анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем; -разработка теоретико-методологических основ образования; -выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами; -определение содержания образования в конкретных условиях; -разработка образовательных стандартов; -разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; -изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций; - внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику; -изучение истории развития образования и педагогической мысли.

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выделяются следующие тенденции.

I. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. II. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. III. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и образовательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. IV. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуальное обучение предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия. V. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественнонаучного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин, (их доля достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом. VI. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих ВУЗах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п. VII. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Например, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965-1980 г.г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15-25 % и несколько снизились в 80-х годах. Испания, например, с 1975 по 1983 г.г. увеличила. VIII.расходы на образование в 10 раз, в то время как в США с 1970 по 1985 г.г. расходы на образование выросли в 3,4 раза (на высшее - в 3,9). Темпы роста числа студентов составляли в разных странах 5-10 % в год. В конце 80-х годов в США до 57 % выпускников средних школ поступали в ВУЗы, в Японии - до 40 %. IX.В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава ВУЗов на всех уровнях. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров ВУЗов. X.Складывается система регулярной оценки эффективности работы ВУЗов со стороны общества. Например, в США группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень и т.п. Итак, эти и ряд других тенденций по-разному выражены в Разных странах – в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: