Педагогическая деятельность – определение, понятие, Структура, особенности

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.

В структуре педагогической деятельности А.И.Щербаков выделяет следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

-Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям, к самому себе, а также в активности его жизненной позиции. - К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. - Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.

Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса. Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Преподаватель – профессионал – это человек, сознательно выбирающий будущую деятельность, творческую, созидательную по своей природе, понимающий метадеятельностный характер своего труда. Он всегда устремлен в будущее, поскольку связан с образованием будущих поколений. Поэтому преподаватель – это человек, идущий с воспитанником «рядом и чуть впереди». Он осознанно представляет и привлекательные стороны и в большей степени – трудности своей профессиональной деятельности; он внутренне готов к этим трудностям, к разрешению противоречий, обусловленных изменчивостью, вариативностью, иногда – непредсказуемостью педагогических явлений и процессов. От преподавателя вуза сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации («предметником»). Целесообразно стать организатором познавательной активности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты: -индивидуальные качества человека, т. е. его особенности как индивида (темперамент, задатки); -личностные качества, т. е. его особенности как личности (социальной сущности человека); -коммуникативные (интерактивные) качества; -статусно-позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе; -деятельностные (профессионально-предметные); -внешнеповеденческие показатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: