Зачастую подготовка к экзамену происходит без детальной диагностики компетенций обучающегося. Это приводит к нарушению основополагающего принципа «от простого к сложному». Разумеется, и эффективность такой подготовки значительно ниже.
Работа по подготовке к ГИА в рамках модели предполагается на протяжении длительного процесса обучения. При этом процесс подготовки к ГИА, предусматриваемый моделью, имеет циклический характер. Это значит, что подготовка обучающихся к ГИА будет поэтапной. Каждый этап начинается с рубежной диагностики, которая необходима для того, чтобы оценить уровень подготовки обучающегося. Затем происходит детальный анализ результатов диагностики, на основе которого строится индивидуальный образовательный маршрут. После чего в соответствии с полученным маршрутом обучающийся самостоятельно в СДО изучает разделы/ темы, вызвавшие затруднения. Обучающиеся устраняют пробелы, возникшие в процессе освоения школьной программы, и получают знания, необходимые для перехода на следующий этап подготовки. Схематически этот процесс представлен на рисунке 2.
Рисунок 2.
Построение всего процесса предполагается на основе взаимодействия с ИОС и взаимодействия участников образовательного процесса. Очевидно, что для эффективной работы всей модели необходимо её постоянное сопровождение. Сопровождение предполагает ряд регулярных мероприятий:
1. Поддержание ИОС в актуальном и работоспособном состоянии.
· обновление и пополнение ЭОР;
· обновление диагностических материалов;
· внедрение нового эффективного инструментария;
· использование методических нововведений.
2. Издание актуальных методических материалов и нормативных документов.
Рубежная диагностика предназначена, в первую очередь, для определения образовательного маршрута обучающегося. В связи с этим диагностические материалы содержат систему разноуровневых задач, которые позволяют составить полную картину знаний обучающегося или группы обучающихся по определенному предмету. Рубежная диагностика проводится по тщательно проработанным контрольно-измерительным материалам, с заданными критериями, подробным описанием. Рубежные диагностики составлены в двух вариантах. На выполнение рубежных диагностик в 5-7 классах отводится 45 минут (1 академический час), с 8 класса – 90 минут (2 академических часа).
Траектория обучения в свою очередь включает все подразделы и темы, необходимые для полноценного освоения разделов, вызвавших трудности. При этом траектория обучения построена таким образом, чтобы соблюдалась преемственность в изложении материала.
Процесс обучения подразумевает формирование предметных и личностных компетенций.
Под формированием предметных компетенций подразумевается формирование всех специфических способностей, необходимых для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки по конкретному учебному предмету.
На подготовительном этапе разработчиками модели проводится декомпозиция предметных компетенций по каждому из предметов, заявленных в гранте. При проведении декомпозиции на основе спецификации и кодификатора по каждому предмету выделяются основные элементы содержания, проверяемые ГИА
Далее на основании проведенных декомпозиций составляются материалы рубежных диагностик и для каждого выявленного элемента содержания подбирается обучающий контент, составляется промежуточная и рубежная диагностика.
Большое внимание в предлагаемой модели уделяется психологической подготовке, т.е. формированию личностных компетенций. При реализации модели предполагается формирование личностных компетенций (основы саморегуляции, самоорганизации, методики снятия тревожности, контроль эмоций и отработка соответствующих навыков, устранение когнитивных трудностей, т.е. трудностей, связанных с развитием основных психических функций мозга: памяти, внимания и развитием мышления).
Начиная с 8 класса, предполагается дополнительная процессуальная подготовка. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ГИА.