Акторы модели и их функции

Подготовка обучающихся к ГИА в

Системе обучения «Прогресс»

 

Методические рекомендации

 

 

Уфа 2018





Оглавление

 

Концептуальная модель системы обучения «Прогресс». 3

Акторы модели и их функции. 5

Построение образовательного процесса наоснове модели. 9

Форма представления материала. 13

Организация работы в системе обучения «Прогресс». 14

Рубежные диагностики. 14

Требования к организации рубежной диагностики. 15

Алгоритм работы ученика в ИОС «Прогресс». 17

Алгоритм работы тьютора-предметника(учителя) 21

Проверка письменных заданий в системе обучения «Прогресс». 22

Порядок работы локального администратора. 29

Техническая подготовка класса к рубежной диагностике. 29

Назначение учителей на курс. 30

Запись глобальной группы на курс. 30

Создание группы внутри курса. 36

 

 


 




Концептуальная модель системы обучения «Прогресс»

Целью построения концептуальной модели является описание предметной области и её свойств, в нашем случае – это подготовка к ГИА, интегрированная в образовательный процесс.

Концептуальная модель позволяет выявить и детализировать причинно-следственные связи и ключевые процессы, а также систематизировать полученную информацию. Кроме того, концептуальная модель позволяет определить основные понятия системы, которые применяются при описании структуры модели.

Предлагаемая модель предполагает подготовку не только в выпускных классах, но и на основной и средней ступенях образования. Периодически проводимая диагностика позволит заблаговременно выявлять пробелы в знаниях обучающихся и принимать соответствующие меры, которые будут отражены в образовательном маршруте, а также поможет планомерно расширять знания за пределы школьной программы с целью полноценной подготовки к ГИА.

Процесс интеграции в школьную программу должен быть тщательно проработан при детализации модели, чтобы избежать возникновения противоречий. Очевидно, что электронные курсы не могут и не должны заменять уроки учителя. Электронные курсы должны служить для заполнения пробелов в знаниях и расширения школьной программы. Курсы необходимо согласовывать с примерной образовательной программой, реализованной в учебно-методических комплексах (УМК), чтобы не нарушать принцип преемственности в изложении материала. Нарушение этого принципа при изучении многих школьных предметов может ухудшить усвоение школьной программы. Интегрированы будут и процессуальные  элементы подготовки к ГИА, как заполнение ответов на бланках, максимально приближенных к реальным, знакомство с процедурой проведения экзаменов.

Модель предполагает применение двух видов диагностики – промежуточной и рубежной. Рубежная диагностика проводится с целью детальной проверки усвоенных знаний и полученных умений. Результаты проведения такой диагностики необходимы для построения индивидуального плана подготовки к ГИА, по собственному для каждого ученика образовательному маршруту. Целью промежуточной диагностики является проведение текущего контроля по тем разделам или темам, которые вызвали трудности при прохождении рубежной диагностики. Для проведения промежуточной диагностики создана специальная база диагностических материалов по каждому предмету, позволяющая быстро и объективно проводить мониторинг достижений обучающихся. Для проведения рубежной диагностики разработаны специальные контрольно-измерительные материалы (КИМ). Эти КИМы содержат задания с развернутым ответом, четкие, объективные критерии оценивания.

По результатам проведения таких работ будет выстраиваться образовательный маршрут подготовки к ГИА для каждого обучающегося.

Для снижения трудоемкости составления индивидуальных планов можно по результатам диагностики разбить обучающихся на группы и составить для каждой из них план группы.

 


 


Акторы модели и их функции

Модель предполагает использование в качестве технической базы информационно-образовательную среду (далее – ИОС). Взаимодействие между участниками образовательного процесса будет происходить как через ИОС, так и непосредственно друг с другом. Приведем описание основных акторов разработанной модели, их функций и взаимосвязей между ними.

Исходя из представленных выше целей и задач, определены компоненты, которые будут взаимодействовать между собой.

Очевидно, что ключевой фигурой в модели является обучающийся, ведь именно для формирования его компетенций построена вся модель. Его основными функциями являются:

· изучение материалов в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией;

· прохождение диагностики (промежуточной и рубежной) для проверки усвоенного материала;

· выполнение практических работ по изученному материалу;

· процессуальная подготовка  к проведению ГИА;

· прохождение психологических тренингов.

Как видно, для организации работы обучающихся в ИОС необходимо составление индивидуального плана работы (по образовательному маршруту), эту роль выполняет тьютор-предметник (каждый по своему предмету). Функциями тьютора-предметника являются:

· формирование собственного обучающего контента, в том числе с использованием готовых ЭОР;

· проведение рубежных диагностик предметных компетенций обучающихся;

· консультирование обучающихся.

Контролирующую роль в данной системе играет тьютор, основными функциями которого являются:

· сопровождение работы модели в образовательной организации;

· анализ мониторинга достижений обучающихся;

· определение образовательных задач для педагогов;

· проведение диагностики психологической готовности к ГИА и ее анализ;

· процессуальная подготовка обучающихся и родителей к проведению ГИА;

· принятие управленческих решений в рамках внутришкольного мониторинга системы качества образования.

Немаловажную роль при подготовке к ГИА играют родители обучающихся, которые могут дополнительно стимулировать и осуществлять контроль за подготовкой. Функциями родителя в модели являются:

· контроль результатов достижений обучающегося;

· получение консультаций психолога по вопросам подготовки обучающихся к ГИА;

· процессуальная подготовка к проведению ГИА.

Как показывает практика внедрения СДО в образовательные организации, для нормального функционирования системы дистанционного обучения необходим администратор он-лайн платформы, который сможет оперативно реагировать на всевозможные технические проблемы при работе с ИОС. Функции администратора:

· техническое сопровождение ИОС;

· администрирование СДО;

· внедрение СДО в ОО;

· осуществление технической поддержки пользователей.

ИОС должна включать в себя следующие компоненты:

· подсистема идентификации и аутентификации;

· подсистема доставки образовательного контента;

· подсистема организации и проведения диагностики;

· подсистема организации учебного процесса;

· подсистема формирования собственного обучающего контента.

Схематическое представление объектов и связей между объектами представлено на рисунке 1. По этой схеме можно проследить, между какими объектами модели существует взаимосвязь. Из представленной схемы видно, что через информационно-образовательную среду с учеником напрямую или косвенно взаимодействуют все объекты модели. Непосредственно взаимодействовать с учеником может только учитель, родитель и тьютор. Взаимодействие администратора с учеником, также как и с родителем, не предполагается, так как в этом нет необходимости. Непосредственное взаимодействие с администратором осуществляется только тьютором, который организует диагностику и контролирует работу учеников, ведущуюся в соответствии с образовательным маршрутом. Возможность прямого взаимодействия тьютора с учеником позволит повысить эффективность модели, поскольку некоторые методики обучения, а также проведение некоторых психологических тренингов лучше применять непосредственно, т.е. вне ИОС.

Для снижения трудоемкости составления индивидуальных планов можно по результатам диагностики разбить обучающихся на группы и составить для каждой из них план группы.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: