2010
Содержание
Алфавит качеств вожатого ………………………………………………………...…...3
Часть первая
- ПРАВИЛА ВОЖАТОГО……………………………………………………………………..5
- ЗАКОНЫ ЛАГЕРНОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………………...7
- ЕДИННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ………………………………………..8
- ТЕОРИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА …………………………………..9
- ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ……………………………………………………………………..10
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
- ДЕНЬ ДО ЗАЕЗДА……………………………………………………………………………14
- РЕГИСТРАЦИЯ ……………………………………………………………………………...15
- ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ…………………………………………………16
- КАК НУЖНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ ДЕТЕЙ ПО ПАЛАТАМ………………………………..17
- КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА ДЕТЕЙ…………………………….……………...18
- ЭКСКУРСИЯ ПО ЛАГЕРЮ ………………………………………………………………...19
- А ЕСЛИ ДОЖДЬ? …………………………………………………………………………...20
- ВОТ ОН ГРЯДУЩИЙ СОН …………………………………………………………………22
- ПЕРЕОДИКА СМЕНЫ ………………………………………………………………………26
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
|
|
- ЧЕГО ХОТЯТ ДЕТИ……..……………………………………………………………………31
- ТРУДНЫЕ ДЕТИ………………………………………………………………………………33
- ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ………………………………………...36
- ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП………………………………………………………………………37
- ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ…..………………………………………………………….42
- КОНФЛИКТОЛОГИЯ………….……………………………………………………………..46
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
- ФОРМЫ И ВИДЫ МЕРОПРИЯТИЙ…………………..……………………………………50
- КОЛЛЕКТИВНО -ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО …………………..………………………………52
- КАК ПРОВЕСТИ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ………………………...…………………...52
- КАК ПРОВЕСТИ ВИКТОРИНУ ……………………………………………………………54
- ОГОНЕК……………………………………………………………………………………….55
- ВЕРЕВОЧНЫ КУРС …………………………………………………………………………60
ЧАСТЬ ПЯТЬ
- ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО….……………….. ……………………………………………..64
- ИГРЫ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ…..………………………………………….69
- ИГРЫ НА ПОВЫШЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ…….…………………………...71
- ИГРЫ НЕСУЩИЕ СОЦИАМЕТРИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ ……………………………….86
- ИГРЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ………… …………………………………………………88
- ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ………………………………………………………………………..89
- ИГРЫ С ЗАЛОМ…………………… ………………………………………………………...106
- КАК ПРОВЕСТИ ИГРУ………………………………………………………………………112
ЧАСТЬ ШЕСТЬ
- А НА ПОСЛЕДОК………………. …………………………………………….......................119
- ОПЕРАЦИЯ “СПАСИБО” …………………………………………………………………..120
- ПЛАН – СХЕМА АНАЛИЗА СМЕНЫ ……………………………………………………...120
Алфавит качеств вожатого
|
|
А -активный, антирассизм, аккуратный, амбициозный, артистичный, адекватный, актуально муслящий.
Б - бритый, бережный (в отношении подопечных), бодрый, боевой, безумный, бесстрашный, бессонный, благородный, беспристрастный, безукоризненный, бойкий, быть собой, безбашенный, бессквернословный.
В - весёлый, великолепный, волевой, выдержанный, верный, влиятельный, волосатый, вера в себя, высокий рост, верный общей идее.
Г - гениальный, грациозный, говорливый, гореть, гордый, глупый, гармоничный, грамотный, городской, гибкий, героический.
Д - дурашливый, добрый, дружелюбный, деликатный, дерзкий, доверие, демократичный, душевный, думающий.
Е - елозивый, ехидный, егоза, если девушка - красивый, если парень - умный, ест мало, естественный, есть мозги.
Ё - лёгкий, трёзвый, лёгкий на подъём, ёкорный бабай, клёвый, ёжиков должен любить.
Ж - жалостливый, жизнерадостный, жизнелюбивый, желанный, жестокость, живой, животных вообще должен любить.
З - занудный (чуть-чуть), задорный, звериный, злой, зоркий, здоровый, засыпающий после часа ночи, знаменитый, застенчивый, загадочный, заботливый (о детях), забавный, заводной, задумчивый (наверно, в плане задумок).
И - интересный, искренний, игривый, иммунитет к детям, инициативный, интриган, изобретательный, искромётный, искусствоведчивый, икать не должен.
Й - заботливый, разносторонний.
К - крепкий, клёвый, корефан, колбасливый, кислый, коммуникабельный, красивый, культурный, компетентный, красноречивый, классный (и прикид в том числе), корочный, крутой.
Л - лояльный, любвеобильный, легкий на подъём, ловкий, ленивый (иногда)!!!, ласковый, лучший, лидерный, лазающий по канату.
М - милый, мозговитый, мыслящий, медлительный, мировой, материальный, мощный, моральный (не урод, а устойчивый), мудрый, максимально крутой, многодумающий.
Н - настроенный, неконфликтный, находчивый, настойчивый, нежный, неусталый, наглый, наличие желания работать, надёжный, независимый, неординарный, наикрутейший.
О - обаятельный, опрятный, откровенный, остроумный, общительный, открытый, одетый, оптимист, осторожный, ответственный, очень трудолюбивый.
П - прелестный, порядочный, понимающий, прикольный, подстёбчивый, прекрасный, практичный, понятный для других смертных, пылкий, последовательный, прочные нервы, пунктуальный, предприимчивый, продуманный, писать ручкой дожжен уметь.
Р - рвение, работоспособность, радостный, разумный, рассудительный, раскованный, раскрытый, размашистый почерк, русский, рациональный, работоспособный, реалист, разносторонний, резвый.
С - стервозный немножко, суровый, срывание крыши (такие моменты должны присутствовать), сильный, страстный, смекалистый, стремление, сдержанный, скромный, сытый, сексуальный, слушатель (уметь слушать и слышать), сообразительный, старательный, самостоятельный, справедливый, сверхъестественный, сумасшедший, смелый.
Т - творческий потенциал, терпеливый, твёрдый, трудолюбивый, тонкий, толстый, трусость, трезвый, тёплый, такой же как Путин, тусовый, теплолюбивый.
У - уверенный, умный, удачливый, умение, упитанный, утилизатор плохого настроения.
Ф - фигню не должен нести, философский, форменный, фантазия, филолог, фигуристый, фантастический.
Х - хороший, хитрый, ходящий, харизматичный, храбрый, хохотливый, характерный, хвастливый, хотящий быть в отряде.
Ц - целеустремленность, циничность, цепкий, центр мира, целуется хорошо, цель в жизни, целостным.
Ч - честным, честолюбивым, чувак, чёкнутый, чугунный, чувственный, чувство юмора, чудесный.
Ш - шаловливый, шустрый, шепелявый, шутливый, шарм, шебутной.
Щ - щекотливый, щедрый, щуплый, щетины на лице нет и т.п.
Ъ - въедливый, отъезжающий от темы.
Ы - быстрый, лысый в меру, мыслящий, отзывчивый, интересный.
|
|
Ь - трудолюбивый, веселье, мягкость, ответственность, непьющий.
Э -энтузиазм, эгоистичный, энергичный, экспрессионист, эксклюзивный, экспрессивность, эмоциональный, экологический.
Ю -юный, юморной, юркий.
Я -ясный, яркий, ярый фанат Луча, я не могу больше ничего придумать.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Вожатый! В лагере ты – организатор воспитательной работы и лидер своего отряда. Но ты лидер по должности, а должен стать лидером по призванию твоих детей. В этом могут помочь следующие правила.
Правило – Правило эффективности успеха дела.
Любое дело должно совершаться с минимальной затратой сил и времени. Обдумывая каждое дело, подумай о том, как эффективней получить наилучший результат.
Найдите самые простые пути достижения цели. Задай себе вопрос: «А что изменится, если это дело не состоится?»
2 правило – Правило интереса.
Интерес – это залог успеха, заинтересуйте детей в участии, в помощи тебе. А желание делать что-то – это уже успех.
3 правило – Правило реальности.
Подготавливая определенное дело, реально оцените возможность его выполнения (отведенное время, сложность задания, наличие необходимого материала, сколько сил будет задействовано и как привлечь остальных ребят, вожатых и т.д.).
4 правило – Правило самостоятельности.
Поручив дело детям, не вмешивайтесь в ход работы. Для детей очень важно быть самостоятельными. Вмешиваться можете лишь тогда, когда дети сами подадут сигнал «SOS» (т.е. у них ничего не получается и они обратились к тебе за помощью).
5 правило – Коллектив – это сила!
«Один в поле не воин». Отстаивайте мнение коллектива. Доверяя детям, не забывай про контроль, ибо вся полнота ответственности за положение дел в отряде лежит на тебе, но контроль – это не средство ограничения самостоятельности. Контроль – это способ показать ребятам свою заинтересованность в успешном исходе дела. Будь внимателен к общему настроению отряда. Делай все от имени отряда и он научится защищать сам себя.
6 правило – Правило индивидуальности.
У каждого вожатого должны быть свои «секреты». Учись рассказывать, проводить игру, писать стихи.
|
|
Секретами могут быть и знания, почерпнутые из книг, из бесед с другими людьми.
7 правило – Правило движения.
Всегда, в любой ситуации вожатый должен быть «на высоте». Это значит совершенствоваться, стремиться к этому самому и вести «вверх» детей.
8 правило – Правило анализа.
Успех твоей работы в отряде, твой личный успех зависит от того, насколько ты умеешь анализировать, оценивать проведенное дело, учиться на ошибках других людей и своих собственных. Посмотри на цели, проверь: те методы, которые ты использовал, помогли достигнуть желаемого результата или нет. Ты должен анализировать каждый шаг, каждое дело – малое и большое, только так ты будешь подниматься по ступенькам вожатского мастерства.