Постарайтесь не упустить ни одной минуты

Регистрация

О том, что такое регистрация, и что вам нужно будет во время ее делать, вам обяза­тельно объяснят накануне. Но на всякий слу­чай мы тоже попытаемся дать несколько разъяснений и советов.

Регистрация —это очень суматошные 1,5 — 2часа, когда одновременно на узком про­странстве собираются дети, родители, чемо­даны, когда формируется контингент вашего будущего отряда, когда вы беспрестанно задаете вопросы и вам беспре­станно задают вопросы.

От того, как вы будете вести себя во время регистра­ции, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся детям.

Первое, что вам необходимо при регистрации, —это профессиональное спокойствие и профессиональная улыбка. Второе —это табличка с указанием возраста ре­бят, которые попадут в ваш отряд, три больших конверта и тетрадь расчерченная примерно так:

Ф.И. ребенка Число, мес.год рожд Дом. адрес телефон Ф.И.0. родителей Мест.раб. родит. тел. Увлече­ния ребенка Особые отметки

Вы сидите за столом, на котором, вышеназванная табличка. У вас на груди визитная карточка, на ней четкими буквами выведе­ны ваши фамилия, имя и отчество —родители, бу­дучи людьми обученными навыкам чтения, могут без лишних вопросов узнать, как к вам обращаться. Пе­ред вами тетрадь, конвер­ты и стопка маленьких"визиток" —для детей, которые можно сделать из цветной бумаги, в последствии по ним вы спокойно отличите из огромного числа детей ребят из своего отряда. К вам подходит мама с де­вочкой. Вы вежливо произ­носите "здравствуйте" и добавляете комплимент маме или девочке /При­мер: "О. какая красивая де­вочка будет в нашем отряде и, наверное, акку­ратная, как мама". Вы тактично просите путевку /кладете ее в первый кон­верт/ медицинскую справку /второй конверт/. Вы объясняете, что вовре­мя смены, детям будут по­казывать кино /видео/, предстоят экскурсии, при­едет фотограф, и на все это потребуются деньги в количеств/рублей. Вы предлагаете внести эти деньги сразу /третий кон­верт/ и просите распи­саться в ведомости о передаче вам денег. Потом задаете вопросы, ответы на которые позволят вам заполнить таблицу в тетра­ди. Можно заготовить список "Что необходимо ребенку в ла­гере" и предлагать прочесть его, пока вы пишите в тетра­ди. После этого вы красивыми буквами на маленькой "визит­ке" надписываете имя девочки, прикалываете "визитку" к платьицу ребенка, объясняете, что это отличительный знак на­шего отряда, поздравляете ее с зачислением в отряд и просите немного погулять, пока вы по­говорите с мамой. Есть такие вопросы, которые лучше зада­вать в отсутствие ребенка, что­бы не смущать его и не заставлять краснеть при посто­ронних. Вы спрашиваете у ма­мы о здоровье девочки: нет ли у нее аллергии на какие-то про­дукты, как она переносит поез­дки в автобусе, не нужно ли ее будить ночью в туалет. Вы про­сите подсказать вам, на какие особенности поведения девоч­ки вам стоит обратить внима­ние. Делаете необходимые пометки в тетради. Благодари­те маму, сообщаете, когда ро­дительский день, выражаете надежду на мамин приезд, ин­тересуетесь, нет ли каких вопро­сов, предлагаете до приезда автобусов немного погулять и.... ВСЕ! С этого момента вы отвечаете за жизнь и здо­ровье девочки. И морально, и административно, и, не дай Бог, уголовно!

А тем временем к вам подхо­дит папа с сыном, и начинается все сначала. Только данные о мальчике вы вписываете на другую страницу —к концу ре­гистрации вам надо четко знать, сколько в отряде мальчи­ков и девочек, от этого зависит размещение по палатам.

Самое неприятное, что вас может ждать, это спонтанно возникшее у ребенка желание не ехать в лагерь или перейти в другой отряд. Первое же­лание попробуйте нейтра­лизовать- сами, а в отношении второго само­стоятельные действия луч­ше не предпринимайте, предложите обратиться к старшему вожатому.

Чем занять детей в первые часы …

Детей в первые часы мож­но не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долго и до обеда. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи регистрации. В-третьих, де­ти, если захотят, сами найдут себе занятие: будут бегать по лагерю или разговаривать. Так рассуждают многие вожатые и усевшись на крылечко корпуса они устремляют свой задумчиво-отрешенный взгляд на этот мир.

Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время вдушах мно­гих детей. Для вожатого эти минуты—начало многодневного трудового марафона. А для детей —это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит — пустота, то дети могут просто испугаться: родителей ря­дом уже нет, друзей рядом еще нет. Состояние такое словно они потерялись посредине многолюдной, город­ской, старожи­лы обмениваются воспоминаниями или планами, не обра­щая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Еще секунда —и появляются слезы смешанные с желанием повернуть обратно! Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.

А когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, обратите внима­ние ваших детей на себя. Спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь еще раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т.е. предложить ре­бятам угадать ваше имя, а потом и имя вашего папы из которого ребята быстро выведут ваше отчество. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как.

После этого вы можете сказать: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет "три" назовите свое имя. Раз, два, три"! Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы с юмором прокомментируете результаты.

Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артемов, два Антона и еще по одному Саше. Саньке и Шурочке... А теперь разберемся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что ее зовут Боря, ах, ты не Боря1 А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша." Подобная "путаница" поможет вам и детям и повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.

А потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчиков или девочек.

А еще можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "По­лотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли? Жареного бегемота взяли?, а ребята хором будут отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упако­вать ихв чемодан, где это продается, можно ли посмот­реть, померить, и есть ли разрешение на провоз этого “ценного” предмета в лагерь. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.

Можно сказать еще такие слова “Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Я буду задавать эти вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква "В"... кто?.. с кем?.. куда?.. на чем?.. зачем?..". Эти воп­росы вы должны задавать разным ребятам, причем быстро и неожиданно. В итоге у вас может получиться такое со­общение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велоси­педе за вениками". Или такое: "Вампир с вурдалаком направляются на вездеходе в Вашингтон воевать". По­скольку букв в алфавите много, то и игра может продол­жаться долго. Вы же не забывайте комментировать полученные ответы. Ну, а поскольку вы в лагере накануне обеда, предложите ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей /Наташа, Сережа.../, и боль­ше всего я люблю жареную картошку /воздушное пе­ченье, компот из персиков.../." Когда все представятся и назовут свое любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых ку­шаний названо больше двух десятков, придется все объе­динить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза. помидор и кукурузных хлопьев. На второе —пельмени с колбасой, рыбой и солеными огурцами под толстым слоем шоколада. А на третье —кисель из малины, клубники, вишни, апельсинов и кабачковой икры. Хлеба не будет. вместо него будет халва и пончики. Какие есть дополне­ния к меню? Мы ничего не забыли?" Вы. наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обе­денного комплекса.

Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг.Если процесс "вспоминания" будет идти туго подскажите, что когда людей пе­реполняют положительные эмоции, люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова /напри­мер; "Спартак —чемпион"/, играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улицам, стреляют ввоздух из всех видов оружия. И сразу же организуйте отдельные группы —те, кто будет аплодиро­вать: те, кто будет скандировать 'Здравствуй, лагерь"': те, кто будет имитировать стрельбу из пистолетов и т.д. Проведите с каждый группой подробный инструктаж, репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего лико­вания. Например: "Вот и лагерь." Убедитесь, что после произнесения этих слов - сигнала панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш", не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. Добиваться со­гласованности действий всех групп можно долго. В последнюю же минуту пусть наступит затишье. А как только все утихнут, заговорщически тихо скажите: "Вот и лагерь.". Если перед этим вы не поленились и организовали все, как здесь написано, то произойдет такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом отряде знакомы друг с другом не меньше месяца."

А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится — игру. А точнее —игровое общение.

Конечно, вы можете использовать и другие способы "занять детей". Можно петь песни, рассказы­вать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое общение позволит вам: — узнать имена детей, прогнать грустные мысли о покинутом доме, создать первое впечатление о себе как о человеке интересном и жизнерадостном, обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда, определить некоторые особенности характера от­дельных детей,.предотвратить возможное укачивание и тошноту у слабых ребят, от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере.

И все это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: