Рынок финансовых услуг (лизинговых, факторинговых, доверительных, трастовых, страховых )

Рынок финансовых услуг (Financial Services Market) — совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками при формировании спроса и предложения на услуги, связанные с осуществлением операций с финансовыми активами, сфера деятельности участников рынков финансовых услуг с целью предоставления и потребления определенных финансовых услуг.

На рынке финансовых услуг финансовые посредники осуществляют профессиональную деятельность с финансовыми активами, которая определяется потребностью направлять движение денежных средств от вкладчиков к заемщикам, обеспечивая при этом приемлемый уровень доходности, риска и ликвидности.

Финансовый лизинг или Финансовая аренда — это операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей стоимости или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счёт лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки. В общем, финансовый лизинг можно рассматривать как форму долгосрочного кредитования.

Финансовый лизинг имеет трёхсторонний характер взаимоотношений. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика оборудование и передаёт его в лизинг лизингополучателю, возмещая полностью свои финансовые затраты и получая прибыль через соответствующие лизинговые платежи.

Базовые признаки финансового лизинга:

лизингодатель приобретает имущество не для своего собственного использования, а специально для передачи его в лизинг;

право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;

продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг, при этом имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию;

претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;

риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю после подписания акта приёмки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Фáкторинг[1] (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор)[2]. В некоторых случаях, здесь может быть и четвёртая сторона-посредник, которая, например, предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.

Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 75−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги[3].

Преимущества

Для поставщика

Увеличение объема продаж,

Рост числа покупателей,

Обеспечение конкурентоспособности,

Ускорение оборачиваемости,

Избавление от кассовых разрывов.

Для покупателя

Получение товарного кредита,

Увеличение закупок,

Повышение конкурентоспособности,

Оптимальное использование оборотных средств.

Для фактора

Увеличение доходов,

Дифференциация бизнеса,

Рост количества клиентов,

Укрепление рыночных позиций.

Трастовые операции — это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах. При выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях:
— являться полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в пределах договора;
— выполнять строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению. Доверительный управляющий — лицо, которому по договору владелец передает свое имущество или имущественное право во временное управление (пользование) или для совершения определенных действий.
Комиссионер — лицо, которое в соответствии с договором комиссии обязуется совершать за счет средств клиента определенные действия от своего имени, получая при этом комиссионное вознаграждение. Доверительные операции банков в силу специфики клиентуры можно разделить на следующие группы:

· доверительные операции для физических лиц;

· доверительные операции для предприятий (компаний);

· доверительные операции для благотворительных компаний, иных общественных организаций;

· доверительные операции для фондов.

Рынок страховых услуг — это целостная совокупность социальных, экономических, правовых, финансовых и политических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц в процессе купли-продажи специфического товара — страховой услуги. Специфика страховой услуги заключается в том, что она является одновременно и потребительской, и финансовой.

Цель страхования — компенсация ущерба или непредвиденных расходов в результате наступления страховых случаев.

Содержание рынка страховых услуг включает совокупность экономических, организационных, правовых, социальных и политических отношений участников рынка в целях продажи (обмена) страхового продукта для повышения сервиса обслуживания страхователей и получения Структуру рынка страховых услуг (insurance services) можно представить как функциональную зависимость от основных составляющих элементов: спрос на страховые услуги (demand in the insurance market)', участники — страховщики (insurers), страхователи (insurers), посредники (intermediaries on the insurance market), потребители страховых услуг (consumers of insurance services)', страховой продукт (insurance product)', система государственного регулирования (the system of state regulation of the insurance business).

Рассмотрим поэлементно структуру рынка страховых услуг.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: