Корин Павел Дмитриевич

Центральная часть триптиха, 1942 г

«В годы Великой Отечественной войны Корин создает монументальный живописный триптих – произведение, исполненное веры в грядущую победу. В центральной части этой трилогии изображен новгородский князь, стоящий с мечом в руках под развевающимся стягом на берегу Волхова. Статичность торжественной композиции, выразительность выбранной художником точки зрения, благодаря которой фигура величественно возвышается над простертым у ее ног пейзажем, придают произведению особую суровую героичность. Однако в образе новгородского князя за приметами исторического прошлого проступает драгоценное для художника волевое, действенное начало».

Корин Павел Дмитриевич 1892–1967

"Русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Коровин и С.В.Малютин; однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов и М.В.Нестеров. Жил Корин в Москве, часто наезжая в Палех.

Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскому "Мессии", окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на "Реквием", картину, которая воплотила бы "святую Русь" на рубеже трагических перемен. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи ("Отец и сын", 1930; "Нищий", 1933; "Игуменья", 1935; "Митрополит (будущий патриарх Сергий)", 1937, и др.; почти все работы - в доме-музее Корина); вырабатывается его самобытная манера письма, гораздо более жесткая и суровая, чем у Нестерова. По приглашению М. Горького (предложившего назвать будущую картину "Русь уходящая") Корину в 1931-1932 удалось побывать в Италии и других странах Европы.

В 1930-е годы работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД) пришлось прервать. Вслед за трагически-одиноким образом Горького (1932) Корин пишет в 1939-1943 (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры ("М.В.Нестеров", "А.Н.Толстой", "В.И.Качалов"; все - в ГТГ; и др.), парадных и в то же время остродраматических. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих "Александр Невский" (1942-1943, там же) и мозаики на станции метро "Комсомольская" (1953). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз "Реквиема" (1959, дом-музей) и продолжил серию "героических портретов" ("С.Т.Коненков", 1947; "Кукрыниксы", 1958; оба портрета в ГТГ; Ленинская премия 1963).

В 1932-1959 Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию древнерусского искусства (экспонированную - вместе с произведениями самого художника - в его московском доме-музее, открывшемся в 1971).

Умер Корин в Москве 22 ноября 1967".


 


Агитационный плакат

"Агитплакат как форма массового искусства был востребован во все времена. Древние римляне с этой целью использовали специальные столбы. Они назывались alba. Сообщения, содержащиеся на них, иногда подкреплялись небольшим рисунком. В средние века агитплакат не встречается.

Заново агитплакат заявляет о себе в 18-19 вв., когда начинает оформляться новый специфический тип культуры - культура горожан. Форма плаката лучше всего отвечала динамичности города и была доступна массе людей, не связанных между собой. Первоначально агитплакат имел форму агитационных гравюр. Позже эта форма обрела свое конечное завершение на бумаге.

К 1830-1840 гг. агитплакат обретает привычную для нас внешнюю форму, сочетающую в себе рисунок и поясняющий его краткий текст. В таком виде он представлял интерес для профессиональных живописцев, среди которых были П.Гаварни, Г.Доре и Ж.-И.Гранвиль.

Повышенная популярность агитплаката вызвала настоятельную необходимость сформулировать основные правила, которых следует придерживаться, и указать круг приемов, которые следует применять при работе над агитплакатом. Впервые это осуществил Ж. Шере в конце XIX века.

Основными моментами агитплаката стали:

• красочность, яркость;

• минимальное содержание слов при их внешней выразительности;
• четко поставленная и выраженная ключевая мысль;

• узнаваемость образов;

• индивидуальность шрифта.

Говорить о зарождении агитплаката в России возможно приблизительно с 1812 года. Его появление связано с деятельностью московского губернатора Ф.И. Ростопчина. Отсюда агитплакат получил название «ростопчинской афиши». Он содержал сатирические картинки и был красочно оформлен.

В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.

К литературной составляющей привлекали многих советских поэтов. Среди них самым известным был В.В.Маяковский, работавший над широко известными «Окнами РОСТА» - серией агитплакатов. Они были ярко нарисованы и содержали одну, реже две ключевые фразы. Появились в них и новые составляющие рисунка. Это штык, метла, молоток, кулак и др.

Во время Великой Отечественной войны искусство агитплаката было широко востребовано. Художники этого жанра состояли в специальной организации «Окна ТАСС». Среди них широкую известность приобрели Кукрыниксы. Это творческий псевдоним трех художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Самым известным агитплакатом этого времени был плакат художника И.Тоидзе «Родина-Мать зовет!».

С 50-х годов жанр агитплаката постепенно начинает исчезать. Небольшое оживление в этот жанр привнесла французская школа. К ней принадлежали Р.Савиньяк, Ж.-М.Фолон, Ж.-А.Кардон, Ж.Эффель. Основной темой их работ была этика поведения.

Сейчас агитплакат почти не используется. Но значительную часть его характеристик можно найти в современной рекламе".

"Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903—1991), Крылов Порфирий Никитич (1902—1990), Соколов Николай Александрович (1903—2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в русском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры (серии: «Транспорт», тушь, 1933—34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959—60). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работали над шаржем.

С 1920-х гг. Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940—46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948—49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949—52) — все чёрная акварель.

В станковой живописи Кукрыниксы обращались к историческим сюжетам [серия «Старые хозяева», 1936—37, Третьяковская галерея; «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—46, Русский музей; «Конец», 1947—48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе — в Третьяковской галерее], значительное место отводили и теме Великой Отечественной войны («Таня», 1942—47, Третьяковская галерея). Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда".

 


 

Пластов Аркадий Александрович 1893–1972

"Родился в селе Прислониха (Симбирской губернии) 18 (30) января 1893 в крестьянской семье; дед его был местным иконописцем. Окончив духовное училище и семинарию, учился в московских Строгановском художественно-промышленном училище (1912-1914) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1914-1917). Испытал большое влияние "русского импрессионизма" мастеров "Союза русских художников". Пожар в мастерской в Прислонихе (1931) уничтожил практически все его ранние работы.

Вышел на авансцену в те трудные годы, когда установилась строгая выставочная цензура, а в деревне как раз завершился период "великого перелома". Уйти в "подпольный авангард" молодой художник не мог, будучи принципиальным традиционалистом и противником авангарда. Он мог высказываться лишь отдельными "кусочками жизни"; правда, в принесшем ему известность "Колхозном празднике" (1937, Русский музей, Петербург) эти "кусочки" вправлены в стандартную соцреалистическую схему всеобщего веселья под портретом И.В.Сталина. Со временем темпераментный талант колориста и великолепное чутье натуры позволяют ему - не нарушая официальных выставочных канонов - достигать драматически-сильных исторических обобщений: о трагической судьбе русской деревни, причем не только в годы войны (хотя вроде бы внешне-сюжетно в картинах "Фашист пролетел" (1942), - с убитым пулей из нацистского самолета мальчиком-пастухом, и "Жатва" (1945), - с крестьянской семьей за скудной трапезой, речь идет лишь о военных лишениях), либо о тех надеждах на социальное обновление, что испытывала страна с победным завершением войны и в начале "оттепели" ("Сенокос", 1945; "Весна", 1954).

Пейзажи и жанры Прислонихи с окрестностями, а также портреты односельчан, составившие огромный живописный цикл, за который художнику была присуждена Ленинская премия 1966, в последующие десятилетия перерастали в большие образы естественно и непринужденно (хотя эти образы далеко не всегда достигали исторической остроты "Жатвы" или "Весны"). Пластов был удостоен Государственной премии 1972.Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972".

 

 «В одном из лучших полотен времени Великой Отечественной войны – «Фашист пролетел» (1942) – трагедия бессмысленной гибели мальчика предстает как нарушение первозданных законов жизни. Это одна из немногих картин Пластова, посвященных смерти. Однако трактовка темы вполне специфична: боль, гневный протест (именно так она была воспринята зрителями и критикой) приобретают здесь особый, эпический характер. Мирная тишина замершей в осеннем увядании природы, шелест и шорох сухой травы, прозрачность прохладного воздуха, в котором четко и ясно прорисована каждая деталь, - все это исполнено такой глубокой печали, что вызывает не столько несправедливое негодование, сколько скорбное недоумение перед самой возможностью подобного преступления».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: