Реформирование сельского хозяйства

Учитель: Возьмите Рабочий лист №4. Перед вами две программы развития сельского хозяйства: Г. Маленкова и Н. Хрущева. Ознакомьтесь с ними и на основе знаний полученных на уроках обществознания, сделайте вывод о том, какие пути экономического развития предлагали Маленков и Хрущев?

Предполагаемый ответ учеников: Маленков – интенсивный путь развития; Хрущев – экстенсивный путь развития.

Учитель: как вы думаете, почему победил курс, предложенный Н. Хрущевым?

Предполагаемый ответ учеников: Хрущев с марта 1953 г. занимал пост Первого Секретаря ЦК КПСС и успел заручиться поддержкой наиболее влиятельных членов Политбюро, которые и обеспечили победу его курса.

Учитель: Попробуем выделить направления развития сельского хозяйства.

Перед учениками на слайде открыта схема направлений развития сельского хозяйства.

Слайд №4.

Учитель предлагает ученикам разделить рабочие тетради на три части. Учитель комментирует эту схему, ученики слушают и записывают основные даты в тетрадях.

Учитель: в сельском хозяйстве в 50-60-е годы происходили перемены, результаты которых оказались неоднозначными. С 1953 г. были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:

  • освобождение от непомерных налогов и поставок с/х продукции;
  • разрешение увеличить размеры личных подсобных хозяйств в 5 раз.

Слайд №5.

За период с 1954 по 1958 годы, по сравнению с предыдущими пятью годами, валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало. Хрущев, увидев подобные результаты, решил, что крестьяне с такой же самоотдачей будут работать и в колхозах. Желая, высвободит у них силу и время для работы в колхозах, он начал притеснение личных подсобных хозяйств. Резко увеличили налоги на личные приусадебные участки. Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев в1959 г. распорядился скупить госорганам за 2-3 года у рабочих совхозов и колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят.

Далее учитель делит класс на две группы и на основе текста параграфа предлагает каждой группе заполнить по одной колонке схемы следующим образом: реформа - результаты. I- группа: освоение целины. II-группа: реорганизация МТС (машиннотракторных станций).

Ученики приступают к выполнению задания.

Учитель проверяет выполнение задания группами.

Вопросы:

  1. Какие положительные результаты были достигнуты в ходе целинной кампании? Что отрицательного было в ней?

Слайд №6.

Предполагаемый ответ учеников I группы: В 1954 г. – освоение целинных и залежных земель Сибири и Северного Казахстана. Первоначально результаты и урожаи зерна были высокими. Годы, прожитые на целине, бывшие целинники вспоминают как самые счастливые. Однако, отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65%.

Слайд №7.

2. Каковы цели и результаты реорганизации МТС (Машиннотракторных станций)?

Слайд №8.

Предполагаемый ответ учеников II группы: В 1958 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение 1,5 лет причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Результаты:

  • касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;
  • колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники.

Слайд №9.

Задание: Как вы думаете, что стало результатом сельскохозяйственной политики?

Предполагаемый ответ учеников: результатом этих мер стало обострение продовольственной ситуации в стране.

Слайд №10.

Учитель: Правительство предприняло ряд мер для решения продовольственной проблемы.Они заключались в следующем.

Слайд №11.

После визита Хрущева в США в 1959 г. в СССР началась “кукурузная эпопея” - административное внедрение кукурузы без учета земледельческих и климатических условий. Как это происходило, мы узнаем из видеоролика.

Слайд №12.

Видеоролик.

Слайд №13.

Задание: откройте рабочий лист №5, прочитайте документ и ответьте на вопрос: Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?

развернуть таблицу

Рабочий лист № 5. работа с документом. Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС. Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь. Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?

развернуть таблицу

Предполагаемый ответ ученика: всю вину за неудавшуюся кукурузную кампанию Хрущев возложил на местных руководителей. Так было проще, нежели признать свои просчеты и ошибки.

Учитель: Когда возникли перебои с продуктами первой необходимости: мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство попыталось поправить дела в экономике за счет трудящихся и повысило розничные цены на продовольствие 1962 г.

Слайд №14.

Однако далеко не каждый знает, что результатом данной меры стало выступление рабочих в Новочеркасске в июне 1962 г., закончившееся их расстрелом.

Слайд №15.

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей в 1963 г. ( первая партия составила 12 млн. т).

Слайд №16.

Вывод: семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

Социальные реформы.

Учитель: экономические преобразования Хрущева в промышленности и сельском хозяйстве не могли не сказаться на уровне жизни простых людей и их благосостоянии. И о том, как изменилась жизнь сельских и городских жителей в 50-60-е гг. мы частично узнаем из интервью, которое ученики брали у местных жителей о той эпохе, записанное на видео.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: