Урок: СССР в 50-60-е годы
Цели урока:
образовательная – обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, а также познакомить их с социально-экономическими преобразованиями рассматриваемого периода;
развивающая – продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;
воспитательная – продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории.
Задачи урока:
образовательные:
- определить основные тенденции развития СССР в 1953-1964 гг.;
- выявить целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С. Хрущева;
- проанализировать социально-экономическую деятельность Н.С. Хрущева на посту главы государства, показать ее противоречивый характер и дать ей оценку;
развивающие:
- продолжить развивать у учащихся умения самостоятельно проводить поиск необходимой информации в различных источниках;
- продолжить формировать у учащихся навыки анализа и синтеза изучаемого материала;
- продолжить развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
воспитательные:
|
|
- продолжить развивать культуру ведения спора и дискуссии;
- способствовать психологическому погружению учащихся в изучаемую эпоху;
- продолжить воспитание гражданина своей страны, знающего историю своего государства и имеющего и ней свое собственное мнение.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия урока: освоение целины, “кукурузная эпопея”, интенсивное хозяйство, экстенсивное хозяйство, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм.
Оборудование урока:
- учебник;
- мультимедийная презентация;
- документы.
План урока:
- Развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли.
- Реорганизация системы управления.
- Реформирование сельского хозяйства.
- Социальная политика.
- Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.
Ход урока
Организация начала урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Проверка домашнего задания.
Для проверки домашнего задания учитель раздает ученикам Рабочий лист №1. Ученики в течение нескольких минут должны выполнить задание.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы разобрали ситуацию, сложившуюся в СССР после смерти И.В. Сталина и познакомились с личностью Н.С. Хрущева, который вошел в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В одном из своих выступлений Н.С. Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Тема сегодняшнего урока звучит так: “СССР в 50-60-е гг. ХХ века. Социально-экономическая деятельность Н.С.Хрущева”. 1 слайд.
|
|
Учитель: предварительно записал тему, план урока на доске.
Ученики: записывают тему и план урока в тетради.
Учитель: Предлагаю по ходу урока дать объективную оценку социально-экономическим преобразованиям Н.С.Хрущева. В 1956 г. произошел визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый “британский лев” сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:…".
Проблемное задание: Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли Никита Сергеевич к его совету? Вопрос остается открытым до конца урока.
Слайд
Изучение нового материала.
Развитие промышленности. Государственная поддержка научно- технической мысли.
Учитель: Послевоенное развитие промышленности шло достаточно быстрыми темпами. Уже к 1950-ым годам СССР восстановил довоенный уровень промышленного развития и вновь превратился в могучую промышленную державу. Откройте учебник на стр.262, прочитайте документ Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г. и ответьте на вопрос: какое направление в развитие промышленности в середине 50-ых годов было приоритетным в СССР?
развернуть таблицу
Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г. “Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”. |
развернуть таблицу
Предполагаемый ответ учеников: приоритетным продолжало оставаться, как и в правление Сталина, развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса.
Учитель: А теперь возьмите Рабочий лист №2 и проанализировав данный документальный отрывок и сделайте вывод о том как изменились приоритеты в развитии промышленности СССР в начале 60-х гг?
развернуть таблицу
Рабочий лист №2. Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г. Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа. |
развернуть таблицу
Предполагаемый ответ учащихся: не в ущерб тяжелой и оборонной промышленности появилась возможность выделить дополнительные средства для подъема благосостояния народа, а значит и для развития легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности.
Учитель: верно.
Слайд 3, ученики по ходу рассказа учителя записывают в тетради основные даты. Но поскольку новое руководство СССР в лице Н.С. Хрущева беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом в частности с США. В связи с этим в 1954 г. в подмосковном Обнинске открыта первая в мире атомная электростанция, а в 1956 г. открыт институт ядерных исследований в Дубне, и создан первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Алексеевич Гагарин. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию в 1959 г. первого атомного ледокола "Ленин". Был достигнут научно-технический прорыв.
|
|
Ответьте на вопрос: какой новой перспективной отраслью обогатилось народное хозяйство СССР в середине 50-х гг?
Предполагаемый ответ ученика: атомной промышленностью.
Учитель: Можно ли назвать однозначными последствия столь бурного научно-технического подъема и освоения атомной промышленности для простых советских людей? Как вы думаете, какую опасность для простых советских людей таили в себе столь бурный научно-технический подъем и освоение атомной промышленности?