Форма собственности организации

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»

 

 

Направление подготовки

38.04.02 - Менеджмент

Программы подготовки

«Управление инновационными и инвестиционными проектами»,

 «Антимонопольное регулирование»,

«Государственное управление в сфере молодежной политики»

«Региональное управление и муниципальный менеджмент»

 

 

Мытищи

2019 г

В процессе изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» обучающиеся выполняют контрольное задание, которое  предусмотрено после изучения раздела «Теория организации».

Цель контрольного задания – изучение проявления аспектов теории организации в конкретных организациях.

В качестве объект исследования может быть выбрана любая реальная организация, любого размера, любой формы собственности по выбору исследователя.

При выборе объекта исследования рекомендуется отдавать предпочтение тем предприятиям и организациям, с работой и проблемами которой слушатель знаком по опыту своей трудовой деятельности. В качестве объекта можно выбрать также тип организации, с деятельностью которой будет связана дальнейшая карьера студента.

Ниже приводится примерный перечень объектов исследования (список носит рекомендательный характер и может быть дополнен студентами).

 

Примерный перечень объектов исследования

1. Предприятие (любых размеров, форм собственности).

2. Организация (любого назначения, соответствующего правовым нормам Российской Федерации).

3. Товарищество.

4. Общество.

5. Акционерное общество открытого или закрытого типа.

6. Арендное предприятие.

7. Совместное предприятие.

8. Кооператив.

9. Объединение (любого типа, предусмотренного законодательством Российской Федерации).

10.Предпринимательская сеть.

11.Ассоциация.

12.Концерн.

13.Консорциум.

14.Холдинг.

15.Банк.

16.Биржа.

17.Консалтинговая фирма.

18.Страховое общество.

19.Комплекс (в т.ч. научно-производственный, территориально-производственный и др.).

20.Финансово-промышленная группа.

21.Подразделения предприятий (производства, цеха, бригады, филиала и т.д.).

22.Свободная экономическая зона.

23.Институт (научно-исследовательский, учебный, воспитательное заведение и т.д.).

24.Административная территория (город, район).

При выполнении контрольного задания нужно выяснить следующие аспекты:

1. Наименование, отрасль деятельности, размер, а также, миссия и главная цель.

Информация о наименовании организации, место ее размещения может быть условной.

Необходимо указать отраслевую принадлежность, назначение и виды деятельности, продукция, услуги, а также масштабы деятельности, т.е. характеристики размеров производства (не обязательно в точных количественных показателях, но в терминах: крупное, среднее или малое предприятие), значения и роли в отрасли, регионе, стране, на международном уровне.

Миссия организации – это ее предназначение, то во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность, тот след, который организация оставляет в истории и та роль, которую она играет в обществе.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

- представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

- создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

- помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

- вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров, потребителей);

- повышает социальную значимость организации.

Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты или услуги,

- цели организации,

- позиционирование на рынке,

- технологию (процессы, инновации),

- философию (базовые взгляды, ценности, мотивации),

- внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Главная цель организации – обеспечение такого достижимого состояния организации, которое в максимальной степени соответствует ее миссии, интересам учредителей и ее деловому развитию. Главная цель должна быть общей для всех элементов организации.

У хозяйственных организаций главной целью является прибыль, у некоммерческих организаций – достижение определенных социально значимых целей, у политических организаций – приход к власти.

Форма собственности организации

 Характер собственности определяется как: частная, государственная, муниципальная, иная.

3. Организационно-правовая форма организации:

3.1. Коммерческая или некоммерческая организация

3.2. Если коммерческая, то:

- хозяйственное товарищество или общество (конкретно – ОАО, ПАО, ООО, полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью),

- производственный кооператив,

- государственное или муниципальное унитарное предприятие,

- крестьянское (фермерское) хозяйство.

3.3. Если некоммерческая, то:

- общественное или религиозное объединение,

- фонд,

- государственная корпорация,

- учреждение,

- потребительский кооператив,

- некоммерческое партнерство,

- автономная некоммерческая организация,

- товарищество собственников недвижимости,

- объединение юридических лиц (ассоциация или союз) или др.

4. Территориальная сфера деятельности организации: глобальная, международная, федеральная, межрегиональная, региональная, местная, локальная.

5. Сфера человеческой деятельности организации: публичные, хозяйственные, военные, правоохранительные, культурные, научные, образовательные, просветительские, благотворительные, религиозные, информационные, правозащитные, политические и др.

6. Проявление критериев организации (объединение людей, наличие миссии и главной цели, совместная деятельность, разделение обязанностей, организационный стержень, правила, властное начало, границы, организационная форма).

Рассмотреть проявление обозначенных критериев в организации.

Организация – это всегда объединение тех или иных людей, то есть социальная сущность организации - это человеческий коллектив, существующий с определенными особенностями в той или иной среде.

Наличие миссии и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.

Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то, что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим, появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием.

Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организация. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой не мыслимо нормальное существование социальной системы.

Организационный стержень – это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве или подданстве. Данное явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.

Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе.

Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности. Необходимо определить, какая из следующих форм власти проявляется в организации: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть; власть убеждения; власть соучастия.

Границы в организации всегда имеют условное значение, тем не менее, нельзя сказать, что они отсутствуют абсолютно. Действительно, организация – это открытая система, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. С другой стороны организация всегда существует в неком ареале, то есть в определенных рамках, среди них можно выделить следующие:

- месторасположение организации (юридический и физический адреса),

- территория, где расположены поставщики и партнеры организации,

- территория, на которой реализуются продукты организации,

- территория, на которой проживают учредители и сотрудники организации,

- территория, на которой известно о существовании данной организации,

- территория, на которую намерена «проникнуть» организация и др.

Под организационной формой понимается совокупность особенностей формирования и функционирования той или иной организации, включая характеристики системы и процесса управления.

Частной формой организационных форм являются организационно-правовые формы организаций – определенные законом варианты существования юридических лиц.

7. Историческая форма организации: организация-община, организация-государство, организация-армия, организация-цех, организация-предприятие, организация-корпорация, виртуальная организация.

8. Модель организации: модель рациональной бюрократии, модель организации как коллектива людей, модель системы, модель баланса интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: