Глеб Горбовский «Быть»

Тема: Творчество поэтов в 50 – 80 – е годы.

Цель урока: дать краткий обзор поэзии, показать её роль в общественной жизни страны.

Пришли иные времена.
Взошли иные имена.


Е. Евтушенко

Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее,
и более мудрым, чем последующее.

Джордж Оруэлл




Ход урока

I. Основная направленность (пафос) поэзии 60-х годов.

 Журнал «Огонёк» в 1988 году напечатал фотографии 4-х наиболее талантливых поэтов-шестидесятников. Это были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Появился новый жанр, названный позже «авторской» песней. Свои стихи пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже – В.Высоцкий, Юлий Ким.

Именно они ярко начинали теперь уже мифические легендарные годы советской поэзии, когда стихи вдруг стали необычайно популярны, когда Политехнический музей во время вечеров поэзии приходилось оцеплять конной милицией, а стотысячные стадионы не могли вместить всех желающих послушать стихи. Это было время, когда «стихи можно было читать на собрании, и они могли решить исход голосования» (И. Золотусский), когда «на поэтические вечера люди приходили, готовые вложить всего себя, готовые мыслить, сопереживать, чувствовать» (А. Имерманис). Время, меняющееся по 10 раз на дню и обещавшее ещё более крутые переломы, помогало своим поэтам, создавая мощный резонанс их стихам.

Удивительно мощное эхо!
Очевидно, такая эпоха.

Л. Мартынов

Но и поэты помогали времени, почти мгновенно откликаясь на новейшие события и веяния, формулируя общественное мнение и «о путях России прежней, и о теперешней о ней».

- Что было новым в поэзии 60-х?


Новые темы.

Новая география – Сибирь, Средняя Азия, Колыма, зарубежье, российская глубинка.

Новые герои – рыцари немедленного действия, т.е. юные романтики (продавщицы, космонавты, работницы различных фабрик, пенсионеры-доминошники, рабочие-интеллигенты и т.п.).

Основные проблемы.

Проблемы правды и справедливости, света и тени в оценке лиц, событий, процессов.

Они вспомнили о гражданской, просветительской, нравственной миссии поэзии.

Поэзия стала делом государственным. Говоря от имени молодёжи, поэты той эпохи апеллировали прежде всего к государству, именно от него рассчитывали получить и отклик, и признание, настаивали на том, чтобы их мнение было принято при определении стратегии государства.

   Конечно, были и другие стихи, другие направления в поэзии – обращения к вечности, к природе, когда «всё исчезает, остаётся пространство, звёзды и певец» (О. Мандельштам «Отравлен хлеб, и воздух выпит»). Но, оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что гражданская публицистическая направленность была основной.

У каждой медали две стороны, так и господствующее положение гражданской поэзии потеснило, сделало незаметной глубокую философскую тихую лирику.

По словам Л. Анненского, «...откровенный человек победил сокровенного человека, шум победил тишину, внешнее оказалось ярче внутреннего. Тяжёлый опыт отступил перед лёгким возбуждением, и многие приобретшие популярность поэты словно бы забыли о том, что они не только публицисты и учителя в школе для взрослых, но ещё и (в первую, в решающую очередь) поэты».

В конце 60-х годов наметился отход поэзии к рубежам классических традиций.

II. Особенности поэзии 70-х годов.

Время как бы опустело,
В нём того, что было, нет.
Но и то, что быть хотело,
Не вступило в ясный след,
Словно жить осталось тело,
А души у тела нет.

А. Твардовский

1. Стремление поэзии 60-х к открытию всё новых и новых территорий, к расширению радиуса действия (космос, гидростанции и др.) сменилось культом устойчивости, нежелания  к перемене мест и вообще возвращением в дом, под родное крыло.

Возвращаюсь к простым вещам,
К свету малому в малом окошке.
Приобщаюсь к дымящимся щам,
Приручаюсь к домашней ложке.

А. Передреев («Возвращаюсь к простым вещам...»)

Тема малой родины – основная в творчестве рано и трагически ушедшего от нас Н. Рубцова, В. Соколова, Н. Тряпкина, А. Жигулина.

 Н. Рубцова «Тихая моя родина», «Звезда полей»;

В. Соколова «Как я хочу, чтобы строчки эти...».

2. Изменилось в 70-е годы и представление о задачах поэзии, о её месте и роли в духовной жизни общества. Вместо диалога с государством – исповедь, очищающая исповедь смятенного сердца перед народом, и ключевыми словами стали не слова «правда» и «справедливость», а слова и понятия: «совесть», «любовь», «сыновний долг», «отзывчивость» и т. п. Пафос созидания, борьбы и энтузиазма, разрушения старых авторитетов сменился пафосом размышления, углубления в вечные вопросы бытия.









Глеб Горбовский «Быть».

3. Появилось повышенное внимание к внутреннему миру личности, к душе человека, пытливый интерес к онтологической проблематике, т.е. к вопросам жизни и смерти, конечных целей бытия, ответственности человека перед природой.

А. Передреев «Беспощадная суть познанья...».
Ю. Кузнецов «Атомная сказка».

И, естественно, понизился гражданский тонус поэзии, утратилось чувство близости к современности.

Е.Евтушенко оскорбил многих своих собратьев по поэтическому цеху, обвинив их в том, что «...всё это лжевозвышенное фетство, // мурлыканье с расчётом на века, // от крыс и от сраженья с ними – // бегство в тот уголок, // где блюдце молока» («Тихая» поэзия).

И гневно призвал:

Не рождена эстрадною франтихой поэзия,
Но нет в борьбе стыда.
Поэзия, будь громкой или тихой -
Не будь тихоней лживой никогда!

Или: Надо не прятаться – драться!

«Братская ГЭС»

Но никакие призывы, обвинения, дискуссии о заветах В.Маяковского не помогали, как и напоминания о том, что традиции великой русской поэзии не только в элегиях и философской лирике, но и в гражданственно-страстных строках поэтов-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Престиж поэзии падал неудержимо.

Следует учесть и такие обстоятельства: из жизни ушло много талантливых поэтов.

Это А. Ахматова – 1966, А.Яшин – 1968, Н. Рыленков – 1969, Н. Рубцов, А. Твардовский, С. Прокофьев – 1971, Я. Смеляков – 1972, Г. Шпаликов – 1974 и др.

Некоторые вынуждены были уехать за границу: И. Бродский – 1972, А. Галич – 1974.

Другие ушли в глубокое подполье.

Причины смены стилей поэзии объясняются и литературно: острая реакция на перевес публицистичности в предыдущем десятилетии и общественно-политически, и социально. Настала эпоха долгого затишья, застоя, утраты содержания слов и понятий, эпоха лицемерия, полного расхождения между делами и словами. Стало почти неприлично произносить громкие слова, не обеспеченные делом.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: