Так раскрывается губительная сила войны. Неизбывна она и в памяти тех поэтов, которые прошли войну.
Это Ю. Воронов (писал о блокаде Ленинграда), Д. Самойлов, который пытался запретить себе вспоминать, но не смог. Это Ю. Левитанский, тоже восклицавший: «Я это всё почти забыл. // Я это всё хочу забыть», но обнаруживший, как и все поэты фронтового поколения: «Я не участвую в войне – она участвует во мне». (Стихотворение «Ну что с того, что я там был»).
Образы войны по-разному высвечены у М. Дудина, К. Ваншенкина, Ю. Друниной и др.
Но даже среди этих славных имён обращает на себя внимание Юрий Белаш.
Он художник, пришедший в литературу только в 50 лет. Его стихи потрясают сгущённостью примет фронтового быта, единственным в своём роде умением не отводить взгляд от жестоких подробностей войны. Надо ли так писать о войне? Он убеждён, что надо для того, чтобы было всем понятно, как трудно было сохранить живую душу в себе на войне.
Стихи о войне – это стихи о жизни, не делимой на мир и войну, по утверждению А. Межирова, это незримый, но прочный мост из прошлого через настоящее в грядущие дни.
|
|
Память о войне, как и об иных тягчайших общенародных испытаниях, заставляет думать о жизни, а не о смерти, о её величайшей хрупкости, о том, как предотвратить возможную мировую бойню, как отвести угрозу самоуничтожения человечества.
3. Тема памяти о страшных годах репрессий, об ужасах братоубийственной гражданской войны, о годах страха друг перед другом, о шпиономании и т.д. Тёмные и страшные страницы нашей истории предстали перед читателями в поэзии после 20-го съезда. Это пророческие стихи Осипа Мандельштама, отстаивающие человеческие ценности, написанные не потом, а в разгар страшной метели. «Век волкодав», - такое определение времени дал он.
Это «Реквием» Анны Ахматовой, в котором муки человеческие выражены высоким поэтическим слогом.
Это А.Т. Твардовский и его поэма «По праву памяти» с глубинным исследованием сталинизма, его калечащей сути.
Я. Смеляков «Шинель».
В.Корнилов. Горькие стихи о Н.Гумилёве как память и о тех поэтах, кто потом был подвержен репрессиям.
Особой обличающей силой обладают стихи тех, кто жил в эти десятилетия на свободе, но из кого живую душу вынимали зрелища расправ с поэтами и художниками. Это была жизнь среди лжи и лицемерия, среди неверия и отчаяния, расхождения слов и дела, приводящие к равнодушию и безразличию, к духовному болоту целого поколения.
Это стихи Б. Слуцкого, О. Берггольц и др. (журнал «Знамя №8, 1987г.).
Спасением для поэтов 20 века всегда была классика.
Б. Слуцкий «Романы из школьной программы».
Вдали от всех Парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
|
|
В. Соколов.
Литература:
- И. Гринберг «Пути советской поэзии». -М., «Художественная литература», 1968.
- П. Выходцев «Поэты и время». -М., «Художественная литература», 1976.
- В. Иванисенко «Поэзия, жизнь, человек. О лирике». -М., «Советский писатель», 1982.
- С. Куняев «Поэзия. Судьба. Россия». -М., «Наш современник», 2001.
5. По материалу лекции Щербаковой Зинаиды Александровны, учителя русского языка и литературы