Две стороны одной медали

Рассказывая о хватке ракетки, мы упоминали ее открытую и закрытую стороны. Теперь подробнее.

«Открытая» — это значит, при любом ударе этой стороной рука с ракеткой как бы открывает туловище (рис. 11).

«Закрытая» сторона — рука с ракеткой как бы закрывает туловище (рис. 12).

С точки зрения рациональной техники выполнения удара не так важно, куда послан волан, с какой скоростью и по какой траектории. Важнее то, какой из сторон ракетки выполнен удар (разумеется, такая формулировка не относится к завершающей фазе удара — движению кисти).

Родоначальники современного спортивного бадминтона англичане, когда говорят о технике игры, оперируют двумя основными терминами: «форхэнд» и «бэкхэнд». Поясним. При ударах открытой стороной (форхэнд, см. рис. 11) бьют по волану впереди себя, при ударах закрытой стороной (бэкхэнд, см. рис. 12) возможен и удар по волану, пропущенному назад. Бадминтонисту легче вести защитные действия, когда он чаще пользуется ударами слева закрытой стороной. А вот проводить активные наступательные действия спод ручнее при ударах открытой стороной. Поэтому при ударах сверху старайтесь насколько возможно использовать «открытые» удары. К тому же удары «из-за головы» — одно из мощнейших атакующих средств.

Неотразимыми ударами из-за головы в свое время славился московский армеец Юрий Климов, отличавшийся незаурядной гибкостью и пластичностью. Так, например, играет чем пион Европы среди юниоров 1981 го да датчанин Михаил Кильдсен. Его отличает чрезвычайно агрессивная манера игры. Он то и дело бьет смеш в прыжке, часто использует диагональные удары открытой стороной из-за головы, хотя в совершенстве владеет и ударом слева.

А вот обороняться легче, прикрывая туловище слева. Когда вы отражаете сильные удары, в вашем распоряжении лишь доли секунды. По этому защита слева в этом случае более эффективна: меньше нарушается равновесие, особенно в парных игpax, когда темп игры выше и волан быстрее возвращается на вашу сторону, чем в одиночных.

Атака в бадминтоне

Чтобы мощно атаковать, надо бить по волану выше уровня сетки. И тут надо придерживаться таких правил: ударьте по волану в наиболее высокой точке, старайтесь выйти на волан как можно раньше. С самого начала терпеливо приучайте себя к соблюдению этих правил; не ожидайте, пока волан подлетит к вам, — сами выходите на него.

Опытный игрок проводит, скажем, удар сверху свободно, без излишнего напряжения. Начинающий старается вложить в удар всю силу. Куда лучше чередовать сильный удар с мягким, стараться замахиваться и бить по волану свободно и легко. Уметь расслабиться — ценнейшее качество бадминтониста, да и вообще спортсмена. Так, чтобы не лил пот градом уже с первых минут игры. Ведь матч бадминтонистов может длиться и час, и полтора. После удара должно наступать расслабление. Чтобы мышцы были не тугими, а эластичными. От каждого удара надо получать удовольствие, а не стремиться что есть силы, с каким-то ожесточением бить по волану. Техника бадминтона осваивается гораздо успешнее, если действовать осмысленно, свободно, без чрезмерного напряжения.

Чтобы более отчетливо уяснить механизм удара, совершим небольшой экскурс в электротехнику. Представьте себе электрическую цепь из последовательно соединенных между собой источников энергии. Потребитель энергии этой цепи — двигатель. Если все источники энергии работают с полной мощностью, коэффициент полезного действия двигателя не вызывает сомнения. А если какой-либо из источников энергии электрической цепи работает не на полную мощь? Тогда суммарная мощность всей цепи уменьшится. Снизится и коэффициент полезного действия. Примерно то же происходит и в бадминтоне Удар по волану производится ракеткой, но выполнение этого удара начинается намного раньше, еще тогда, когда вы начинаете движение ногами.

Вот вы приняли исходную позицию, развернули плечи, отвели руку с ракеткой, затем переместили центр тяжести по направлению удара.

Фото 10

И, наконец, завершающим движением кисти посылаете волан на сторону соперника.

Движение ног, повороты туловища, плеч, предплечья, кисти составляют как бы единую цепь. На всех фазах накапливается энергия, которая разряжается непосредственно ударом по волану. Это подобно тому, что происходит в электрической цепи. Все связано друг с другом, и потеря энергии на какой-либо из фаз неизбежно скажется на общей мощности. Скажем, неправильное положение ног не позволит развернуть туловище и плечи, что, в свою очередь, создаст дополнительные трудности для активной работы предплечья и кисти.

Еще одно важное условие успешных действий бадминтониста — умение сохранять равновесие. Удар — и игрок возвращается в центр площадки — отсюда ему легче контролировать все ее углы. Если равновесие сохранено, игрок имеет возможность своевременно выдвинуться в центр. Умение сохранять равновесие — один из важнейших признаков класса спортсмена. Такие выдающиеся бадминтонисты, как китаец Хан Джан, индонезийцы Кинг, Чун Чун, Харьянто, Аде Чандра (фото 10) проводят мощные удары в прыжке. И никогда не теряют равновесия. Про таких бадминтонистов говорят, что они устойчивы и при «взлете» и при «посадке». Прекрасная координация движения — вот что дает возможность высококлассным игрокам мягко приземлиться после мощного удара в прыжке и незамедлительно продолжить наступательные действия.

О значении завершающего движения кисти речь уже шла. Но одной кистью точно направлять волан сложно, а иногда и просто невозможно Поэтому «включать» кисть надо тогда, когда все уже подготовлено к этому. Все предыдущие движения должны отличаться безукоризненной законченностью: полный выпад, если таковой необходим, разворот туловища, отведение руки назад и затем ее выпрямление.

Точность ударов с задней линии обеспечивается сопровождением волана. Движения предплечья, руки, туловища по направлению удара как бы продолжаются.

Сопровождение волана не только придает точность, но и предохраняет от травм. И прежде всего от так называемой «локтевой болезни», повреждения локтевого сустава. Это повреждение чаще всего бывает от частого применения ударов с резкой внезапной остановкой предплечья, в особенности при игре сверху.

Совершенная техника, пластичность и мягкость движения — залог того, что бадминтонист не получит травмы. Резкость движения усиливается при поворотах кисти. А вот внезапных остановок плеч, рук, предплечья надо избегать.

Помните: спортивное долголетие — удел высокотехничных и физически сильных мастеров.

Одним из самых техничных советских бадминтонистов по праву считается Анатолий Скрипко. Вот что он рассказывает:

— На первых порах я старался играть только кистью. Но большого эффекта это не дало. Я впал в другую крайность — непомерно широко

замахивался, а все удары проводил с длительным сопровождением, в результате чего смазывалось кистевое движение. Послать волан с высокой скоростью оказалось не под силу. Игра стала «беззубой» — без завершающих мощных смешей. Я топтался на месте, на соревнованиях вы ступал неудачно. По совету тренера несколько видоизменил технику ударов. Не отказавшись от достаточно широкого замаха, я в то же время усилил работу кисти, стал действовать сноровистей, быстрей. Найдя игру, ощутил радость побед.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: