Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

Тема 1. Классификации языков мира. Международные языки.

 

Многообразие и разнообразие языков мира. Возможности классификации языков: по числу людей, говорящих на них; по общественной функции языков; по собственно-языковым особенностям. Принципы классификации языков: генеалогический: типологический; ареальный, социолингвистический.  

Генеалогическая классификация языков. Понятие языковой семьи, ветви, группы. Индоевропейская семья языков. Славянская группа языков.

Морфологическая классификация языков. Основные морфологические типы. Языки изолирующие (корневые) и аффиксирующие. Языки агглютинативные и флективные (фузионные). Языки синтетического и аналитического строя.

Фонетико-фонологическая и просодическая типология языков: вокалические и консонантные языки; слоговые и неслоговые (фонемные) языки; тонические и атональные языки. Синтаксическая типология языков: языки номинативного строя, эргативного строя, активного строя.

Ареальная (географическая) классификация языков: языковые союзы, ареалы, зоны. Социолингвистическая (функциональная) классификация языков: языки мировые, международные, национальные (государственные), региональные, местные.

Необходимость международного языка в международном общении. Причины возникновения языка международного общения. Опасность использования языка международного общения

Вспомогательные международные языки и их типы. Языки-посредники естественного происхождения: лингва франка; койне; пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Языки – макропосредники. Мировые языки. Английский язык как глобальный.

Искусственные языки.

 

Тема 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков.

 

Причины и закономерности языкового развития. Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции. Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстрат, суперстрат); дивергенция. Виды языковых контактов. Интерференция и причины ее появления.

  5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

Лекционный курс "Введение в языкознание" рассчитан на один учебный семестр.

В основе курса – концепция языка, представленная в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра, и ее основополагающие дихотомии (язык – речь, синхрония – диахрония, синтагматика – парадигматика, внешняя – внутренняя лингвистика, означающее – означаемое языкового знака).

В данном курсе рассматриваются как общие вопросы науки о языке, так и вопросы внутренней лингвистики. Цикл общих вопросов включает следующие:  1) природа языка, его общественная сущность, основные функции, язык как знаковая система и его место среди других семиотических систем; 2) язык и речь; 3) история и типы письменности; 4) гипотезы происхождения человеческого языка; 5) внешние условия существования языка: дифференциация и интеграция языков, языковые контакты – явления субстрата, суперстрата и адстрата, языковые союзы; 6) методы лингвистического описания и возможные классификации языков; 7) международные языки; роль английского языка в современном мире.

Вопросы внутренней лингвистики рассматривают устройство языка – основные единицы языка и основные типы отношений между ними, язык как система систем: фонетико-фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой структуры.

                                        


 

Содержание семинарских и практических занятий

►Модуль 1.

ТЕМА 1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц (2 ч.)

 

Цель – сформировать общие представления о предмете, объекте, разделах языкознания, уровнях языковой системы, единицах языка и речи, внутриуровневых и межуровневых отношениях единиц языка.

Понятия: языкознание, предмет языкознания, объект языкознания, метод языкознания, сравнительно-исторический метод, язык; форма языка, функция языка, речь, “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония, система языка, структура языка, уровень языковой системы, единица языка, единица речи, синтагматика единиц языка, парадигматика единиц языка

Вопросы для обсуждения

1. Понятие языка, формы существования и функции.

2. Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства.

3. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание.

4. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 15-59.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.7-20, 45-53, 59-70.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.7-12, 20-23.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.4-37.
  4. Гречко, В. А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.5-17,62-74.
  5. Левицкий, Ю. А. Язык, речь, текст: Учебное пособие по курсу «Общее языкознание / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 1999. С.7-41, 90-103.
  6. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.6-16, 30-33.
  7. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. С.15-26.
  8. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.64-83.

 

Модуль 1.

ТЕМА 2. Проблема происхождения языка (2ч.)

 

Цель: ознакомить с существующими гипотезами возникновения человеческого языка.

 

Понятия: теория«по установлению» (thesei), теория «по природе» (physei), теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий), жестовая теория происхождения языка, теория общественного договора, теория трудовых выкриков

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблема происхождения языка. Невозможность решения проблемы сугубо лингвистическим путем.

2. Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка.

3. Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов.

4. Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг. Современное состояние проблемы.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 457-464.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: