Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.151-183.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.71-80.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.187-241.
  4. Гречко, В. А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.80-82, 244-252.
  5. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.93-138.
  6. Левицкий, Ю.А. О классах грамматических единиц: Учебное пособие по спецкурсу / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГПИ, 1987.
  7. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.5-90.
  8. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.136-182.
  9. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 183-203.

Модуль 5.

ТЕМА 2. Грамматика: синтаксис (2 ч.)

 

Цель: сформировать общие представления о синтаксическом строе языка.

Понятия: синтаксис,словосочетание (сочинительное, подчинительное), предложение (простое, осложненное, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное), синтаксическая связь, согласование, управление, примыкание, сочинительный союз, подчинительный союз, грамматическая предикативность, предикация, предикат, предикатив, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство), парадигма предложения, внутренняя семантика предложения, внешняя семантика предложения, коммуникативная семантика предложения, актуальное членение предложения, тема, рема, эквивалент сложного предложения, семантический актант, агент, патиент, локатив, бенефициант, экспериенцер,

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные единицы синтаксиса и их типы

2. Внутренняя семантика предложения. Соотношение «частей речи» и членов предложения.

3. Внешняя семантика предложения. Соотношение членов предложения и семантических актантов.

4. Актуальное членение предложения.

Базовый учебник

Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.184-218.

Список источников и литературы

  1. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.81-90.
  2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.241-254.
  3. Левицкий, Ю.А. Основы теории синтаксиса: учебное пособие / Ю.А. Левицкий. – 3-е изд., испр. и доп. Пермь, 2003. С.103-356.
  4. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.91-146.
  5. Реформатский, А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 324-345.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 116-152.

►Модуль 6.

ТЕМА 1. Классификации языков мира. Международные языки (4 ч.)

Цель: сформировать представление о возможных классификациях языков мира, международных языках. 

 

Понятия: генеалогическая классификация языков, сравнительно-исторический метод, индоевропейская семья языков (все входящие в нее ветви и отдельные языки), типологическая (морфологическая, фонетико-фонологическая, синтаксическая) классификация языков, ареальная классификация языков, языковой союз, социо-лингвистическая классификация языков, международные естественные языки, международные искусственные языки (волапюк, эсперанто и др. проекты), мировые языки, «клуб мировых языков» глобальный язык,

 

Вопросы для обсуждения

1. Принципы классификации языков мира.

2. Международные естественные языки. «Клуб мировых языков».

3. Международные искусственные языки.

4. Причины и возможные последствия распространения английского языка в мире.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 386-456.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.253-277.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.94-96.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.62-65, 260-279.
  4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.158-211.
  5. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.240-250.
  6. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. С.112 -115.
  7. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.204-211.

Модуль 6.

ТЕМА 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков (2 ч.)

 

Цель: сформировать общие представления о факторах языкового развития, языковых контактах, причинах появления интерференции.

Понятия: асимметрия означаемого и означающего, принцип аналогии, фонетический закон, языковой контакт, конвергенция, дивергенция, адстрат, субстрат, суперстрат, языковой союз, билингвизм, интерференция языков

 

Вопросы для обсуждения

1. Причины и закономерности языкового развития.

2. Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.

3. Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстват, суперстрат); дивергенция.

4. Понятие интерференции и причины ее появления. Возможные ошибки вследствие явления интерференции в фонетике, лексике и грамматике при изучении иностранного языка.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 464-487.

Список источников и литературы

  1. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.91-92.
  2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.38-52.
  3. Гречко, В. А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.92-120.
  4. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.202-233.
  5. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. С.101-116, 164-165, 169-178, 185-188.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.248-270.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: